Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Cовременная экономическая политика Китая определяется рядом обстоятельств, каждое из которых оказывает непосредственное влияние на состояние его экономики.
Факторы риска
Прежде всего, отметим общее замедление экономического роста КНР. Если в первое десятилетие нового века темпы прироста ВВП достигали в среднем 10%, то в 2017 г. этот показатель снизился до 6,8%, а в 2018 г. – до 6,6%. Это явление долговременно и обусловлено кардинальной сменой модели развития экономики страны и соответствующим изменением ее отраслевой структуры. От прежней, ориентированной на экспорт, капиталоемкой, трудо- и энергозатратной экстенсивной экономической системы Китай настойчиво пытается перейти к более эффективной экономике нового типа, опирающейся прежде всего на внутренний рынок с широким использованием современных экологически чистых технологий и инноваций. Наряду со структурными преобразованиями дополнительное понижающее воздействие на экономику оказывают циклические колебания спроса как в Китае, так и в целом в мире.
Важным фактором, влияющим на участников рынка, является торговый конфликт Китая с его основным контрагентом – США. Причиной этого явились давние претензии США к КНР. В 2018 г., к примеру, при импорте китайской продукции на 540 млрд долл., американские поставки в КНР составили лишь 121 млрд долл.
В результате президент США Дональд Трамп перешел к политике открытого протекционизма, последовательно вводя на товары китайского экспорта повышенные таможенные пошлины в 10, 15, 25 и 30%. Китайская сторона отвечает зеркальными мерами в отношении США, и конфликт развивается по восходящей. К середине 2019 г. почти половина китайского экспорта и 70% экспорта США попали под обложение повышенными пошлинами, и это еще не предел.
Остановить замедление
Правительство КНР пытается оперировать целым комплексом мер, чтобы остановить замедление экономического развития.
Одной из таких мер является смягчение денежной политики. Начиная со второй половины 2018 г. Народный банк Китая (НБК) семь раз снижал норму обязательного резервирования средств для коммерческих банков, высвобождая тем самым ликвидность для межбанковского рынка. В 2019 г. эта политика носила весьма гибкий характер. Так, в январе норма резервирования была сокращена на 1% по всему банковскому сектору, составив 13,5% для крупных банков и 11,5% – для средних и мелких. В мае прошло целевое снижение нормы резервирования для примерно 1 тыс. мелких банков, а в сентябре норма резервирования была понижена на 0,5% вновь для всех без исключения банков.
Чтобы еще больше взбодрить деловую активность, Госсовет КНР увеличил квоты на выпуск целевых облигационных займов местными правительствами – с 1,39 трлн юаней в 2018 г. до 2,15 трлн в 2019 г. Новые правила утверждения инвестиционных проектов способствовали оперативному использованию этих средств для сооружения крупных объектов инфраструктуры.
Еще одной мерой является проактивная финансовая политика. Пытаясь поддержать динамику инвестиционного и потребительского спроса, правительство прибегает к снижению налогового бремени. В 2018 г. ставка НДС была снижена с 17% до 16% для обрабатывающей и некоторых других отраслей промышленности и с 11% до 10% – для транспорта, строительства, сельского хозяйства и телекоммуникаций. При взимании индивидуального подоходного налога необлагаемый минимум дохода был повышен с 3,5 тыс. до 5 тыс. юаней (примерно 45 тыс. руб.) в месяц.
В 2019 г. по индивидуальному подоходному налогу введены налоговые вычеты в связи с расходами на обучение детей в школе, последующим образованием, дорогостоящим лечением, уплатой процентов по ипотеке, арендой жилья, финансовой поддержкой престарелых. Продолжилось и уменьшение ставок НДС. В целом, Минфин КНР оценивает сокращение налогового бремени для физических и юридических лиц в 2019 г. в 2 трлн юаней (2% ВВП) против 1,3 трлн в 2018 г. Всемирный банк при этом оценивает рост дефицита бюджетной системы КНР с 3,9% в 2018 г. до 5,9% ВВП в 2019 г.
Результатом принятых мер явилось существенное увеличение денежной массы в экономике.
Для оживления деловой активности средних и мелких предприятий частного сектора, где создается более 60% ВВП, используются новые инструменты экономического стимулирования. Для этого НБК еще в конце 2018 г. разрешил частным предприятиям выпускать корпоративные облигации, сопроводив их государственными гарантиями. Размеры банковского кредита, доступного индивидуальному предпринимателю, в январе 2019 г. были увеличены с 5 млн до 10 млн юаней. Наконец, НБК открыл «Программу целевого среднесрочного кредитования» для банков, выполняющих установленные нормативы кредитования мелких и средних предприятий частного сектора (для крупных банков это треть вновь выдаваемых кредитов, для небольших банков – две трети).
Предпринимались усилия по развитию государственно-частного партнерства при сооружении крупных инфраструктурных проектов. В 2019 г. разрешено использовать в этих целях средства целевых облигационных займов местных правительств при условии обеспечения частным инвестором не менее 20–25% стоимости проекта. В начале 2019 г. на Шанхайской фондовой бирже была открыта площадка для высокотехнологичных компаний, облегчившая выход на фондовый рынок современных инновационных предприятий даже в случае их небольших размеров и невысокой прибыльности.
В ряду предпринимаемых мер и дальнейшее открытие экономики. В марте 2019 г. в КНР принят новый Закон об иностранных инвестициях. В соответствии с ним, начиная с 2020 г., иностранные предприятия получают национальный статус на всех стадиях инвестиционного процесса и во всех сферах экономики, за исключением ограниченного круга отраслей, связанных с национальной безопасностью. Законом установлены важные меры поощрения и защиты иностранных предприятий, включая распространение на них мер государственной поддержки бизнеса, участие в государственных закупках, размещение ценных бумаг на китайском фондовом рынке, защиту их интеллектуальной собственности, недопущение принудительной передачи технологии и т.д. Все это способствует созданию в Китае инвестиционного климата мирового уровня, нацеленного на активный приток технологий и инноваций.
Непростые времена
Однако, несмотря на все усилия правительства, предварительные результаты развития КНР в 2019 г. свидетельствуют о непростых временах в китайской экономике.
Снижаясь из квартала в квартал, c января по сентябрь прирост ВВП составил лишь 6,2%, такой же уровень прогнозировался и по итогам всего года. Но наблюдались и некоторые положительные тенденции. В частности, опережающими темпами (7%) росла сфера услуг, являющаяся «локомотивом» структурной перестройки в Китае. Особенно динамично развивались такие отрасли, как финансовое посредничество (7,1%), транспорт, почтовые и складские услуги (7,4%), лизинг и бизнес-услуги (8%), информационные технологии и программное обеспечение (19,8%).
Сходная картина наблюдается и в промышленности. Несмотря на общее замедление динамики производства, целый ряд современных отраслей чувствуют себя вполне комфортно. В их числе так называемые новые стратегические отрасли (прирост на 8,4%); высокотехнологичная обрабатывающая промышленность (8,7%); производство солнечных батарей (25,1%); производство электромобилей (21,4%) и т.д.
Важно и то, что основным драйвером развития уже пятый год подряд являются не столько инвестиции (прирост 5,2%), сколько внутренний спрос (8,2%). При этом обращает на себя внимание тот факт, что сельские районы стали генерировать более активный рост потребления (9%) по сравнению с городами (8%). Это результат проводимой уже не первый год социальной политики, направленной на сближение уровня жизни в городе и деревне, а также на сокращение разницы в доходах различных групп населения.
В сфере капитального строительства в условиях сохранения настороженной, выжидательной позиции инвесторов правительству пришлось прибегнуть к испытанным способам взбадривания в виде бюджетных инвестиций и кредитов государственных банков. Впрочем, и здесь обнадеживает отраслевая структура капитальных затрат. Она говорит о быстром росте вложений в прогрессивные, наукоемкие сферы экономики, включая высокотехнологичную обрабатывающую промышленность (прирост инвестиций в 12,6%) и высокотехнологичные услуги (13,8%).
Кто потерял, а кто приобрел
Внешняя торговля КНР понесла заметные потери. В январе-октябре 2019 г. ее оборот составил 3,74 трлн долл., сократившись на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Китайский экспорт составил 2,04 трлн долл. (- 0,2%), а импорт – 1,7 трлн долл. (- 5,1%). Только за 1 полугодие импорт Китая из США сократился почти на 30%. Китайский экспорт в США уменьшился на 8,1%, а в страны ЕС и государства Юго-Восточной Азии – наоборот, вырос на 6% и 7,9% соответственно. В результате США утратили первенство среди основных рынков сбыта китайских товаров, пропустив вперед страны ЕС. Параллельно с этим шел рост экспорта в такие страны, как Вьетнам и Мексика. Россия также увеличила товарооборот с Китаем почти на 6%, частично замещая рухнувшие поставки зерновых, соевых бобов, пищевых жиров и растительных масел из США.
Не снижалась активность Китая на международном рынке капитала. В январе–октябре 2019 г. приток иностранных инвестиций в КНР составил 110,8 млрд долл., увеличившись на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Вложения в высокотехнологичные отрасли при этом увеличились на 39,5% и составили почти 30% притока иностранных инвестиций. Одновременно инвестиции китайских компаний за пределами КНР достигли 90,5 млрд долл., на 5,9% превысив уровень января–октября 2018 г. Свыше 30% этих инвестиций идет на реализацию за рубежом крупных проектов стоимостью свыше 50 млн долл. в основном в сфере лизинга, обрабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли.
Любовь НОВОСЕЛОВА, д.э.н., главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
Динамика экономического развития КНР (%)
Годы/показатели |
2017 |
2018 |
2019* |
ВВП |
6,8 |
6,6 |
6,2 |
Добавленная стоимость в промышленности |
6,6 |
6,1 |
5,6 |
Сфера услуг |
8,2 |
7,6 |
7,0 |
Инвестиции в основные фонды, в т. ч.:
|
7,0 10,1 6,0 4,0 |
5,9 1,9 8,7 3,0 |
5,2 7,4 4,4 2,9* |
Розничный товарооборот |
10,2 |
9,0 |
8,2 |
Инфляция |
1,6 |
2,1 |
2,5 |
Оборот внешней торговли, в т.ч.:
|
11,4 7,9 15,9 |
12,7 9,9 15,8 |
-2,5* -0,2 -5,1 |
Среднедушевые реальные доходы населения, в т.ч.:
|
7,3 6,5 7,3 |
6,5 5,6 6.6 |
6,1 5,4 6,4 |
* Данные за январь–октябрь 2019 г.
Источники: подсчитано по Чжунго тунцзи няньцзянь 2018, Пекин, 2018, Табл.1-2; 10-3; www.stats.gov.cn; www.china.org.cn; http://english.customs.gov.cn
Пытаясь поддержать динамику инвестиционного и потребительского спроса, правительство прибегает к снижению налогового бремени, в том числе, снижая ставку НДС
С 2020 г. иностранные предприятия получают национальный статус на всех стадиях инвестиционного процесса и во всех сферах экономики за малым исключением
В Китае создается инвестиционный климат мирового уровня, нацеленный на активный приток технологий и инноваций
Основным драйвером развития уже пятый год подряд являются не столько инвестиции (прирост 5,2%), сколько внутренний спрос (8,2%)
США утратили первенство среди основных рынков сбыта китайского экспорта, пропустив вперед страны ЕС
От прежней, ориентированной на экспорт, капиталоемкой, трудо- и энергозатратной экстенсивной экономической системы Китай настойчиво пытается перейти к более эффективной экономике нового типа.
В феврале 2019 г. Госсовет КНР выпустил «План развития Территории Большого залива «Гуандун-Гонконг-Макао», охватывающий территорию девяти городов и двух специальных административных районов в дельте реки Чжуцзян с населением в 70 млн человек. На основе гармонизации нормативно-правовой базы предполагается укрепить экономические связи между вовлеченными в проект городами, облегчить ведение международного бизнеса, усилить инновационное развитие и в итоге создать здесь к 2035 г. внутренне интегрированный высокоразвитый городской кластер мирового класса.