тел. (495) 223-42-15

Британия: решено, уходим

В течение всего ушедшего года в центре внутренней и внешней политики Британии находились проблемы выхода страны из ЕС (брекзит). И вот 12 декабря на досрочных выборах убедительную победу одержали консерваторы во главе с Борисом Джонсоном. Это дало возможность наконец-то ратифицировать соглашение о брекзите в парламенте.

Досрочные всеобщие парламентские выборы прошли в условиях нарастания беспрецедентного по масштабам политического кризиса в послевоенной истории Британии. Брекзит расколол британское общество. Британский парламент оказался разбит на фракции. Единства в отношении брекзита не было и внутри самих партий. Правительство и парламент никак не могли договориться об условиях выхода страны из Евросоюза. Характерной чертой политической жизни Британии стали неустойчивость настроения британских избирателей, перемены в их электоральных предпочтениях.

Главным итогом выборов стала уверенная победа консерваторов – самая крупная с конца 1990-х гг., когда к власти пришла М. Тэтчер.

Внешние шоки

Каковы причины победы консерваторов на выборах?

На их исходе, конечно же, сказалась экономическая ситуация в стране. Казалось бы, она не благоприятствовала победе правящей партии. В стране продолжалось постепенное затухание экономической активности. Темп прироста экономики в 2019 г. был самым низким после 2012 г. Снижалась динамика производительности труда, в основе чего уменьшение нормы накопления – отношения инвестиций к ВВП (в 2018 г. – 17,2%, в 2019 г. – 16,4%). И главное – сокращение с 2018 г. производственных инвестиций, вложений в нематериальные активы.

Замедление экономического роста было вызвано преимущественно внешними факторами – неопределенностью вокруг выхода Британии из ЕС, а также замедлением мировой экономики и торговли, в особенности уменьшением спроса на британские товары на азиатских рынках, прежде всего в Китае. Сыграл свою роль и торговый спор США и Китая. Результатом стало снижение экспортных заказов британских фирм до уровня июля 2016 г. и главное – инвестиций в экспортно-ориентированные отрасли. Увеличение дефицита торгового баланса вызвало рост дефицита счета по текущим операциям. В результате вклад внешнего сектора в прирост ВВП оказался отрицательным (-0,2%), что и определило в конечном итоге снижение динамики производства в Британии.

Дело в том, что Британия крайне уязвима к внешним шокам. Зарубежный рынок играет огромную роль в ее экономике. В 2018 г. отношение экспорта и импорта к ВВП составляло здесь, соответственно, 30% и 31%. Влияние внешних факторов на экономику Британии во многом определяется тем местом, которое ЕС, США и Китай занимают в ее внешнеэкономических связях.

Евросоюз – крупнейший торговый и инвестиционный партнер Британии. На ее партнеров по ЕС приходится 46% экспорта и 53% импорта страны. Примерно четверть производимых здесь финансовых услуг связаны с клиентами из стран ЕС.

США занимают первое место в экспорте этой страны, второе в ее импорте. Британия – крупнейший инвестор в экономику США. В свою очередь, по объему прямых инвестиций в Британии американские компании намного превосходят фирмы других стран. В последние годы во внешнеэкономических связях Британии стремительно возрастает роль Китая – ее крупнейшего торгового партнера за пределами Европы и Северной Америки. 

Внутренние факторы

Оценивая воздействие экономической ситуации на итоги выборов, важно иметь в виду, что личное восприятие электоратом состояния экономики и экономической политики правительства в решающей мере зависит от внутренних факторов развития. И в этом отношении обстановка в целом складывалась благоприятно для правящей партии. В прошлом году темп прироста внутреннего спроса был выше, чем в 2018 г. (1,5% против 1,1%) и больше прироста ВВП (2% против 1,2%). Вплоть до конца года росла занятость. В сентябре она достигала рекорда – 76% трудоспособного населения. Безработица находилась на минимальном с 1975 г. уровне. Инфляция опустилась ниже 2%, а номинальная заработная плата росла в среднем на 3,8%. В результате реальные доходы населения увеличились на 2%, хотя они все еще заметно ниже предкризисного уровня.

Претерпела изменения экономическая политика государства. После референдума она во многом оказалась подчиненной задаче приспособления экономики к выходу из ЕС. Если в центре экономической деятельности правительства Дэвида Кэмерона находились вопросы оздоровления финансов, то кабинет Терезы Мэй во главу угла поставил проблемы реальной экономики. В руководстве страны росло осознание того, что денежно-кредитных стимулов недостаточно. Правительства Терезы Мэй и Бориса Джонсона отказались от политики жесткой экономии и стали шире использовать стимулирующие меры бюджетно-налоговой и структурной политики. Больше внимания уделялось поддержке социальной сферы.

Увеличена почасовая минимальная заработная плата. Повышен уровень минимального дохода, не подлежащего налогообложению. Заморожены налоги на топливо, пиво и алкогольные напитки. Предусматривается увеличение расходов на образование, развитие Национальной системы здравоохранения, повышение квалификации рабочей силы. В предвыборном манифесте консерваторов, опубликованном в конце ноября, содержалось обещание заморозить ставки подоходного налога, НДС, взносы в фонд государственного социального страхования. Низкие темпы роста потребительских цен и процентных ставок (базовая ставка Банка Англии составляет 0,75%) способствовали росту потребительских расходов и потребительского кредитования.

Таким образом, устрашающие прогнозы развития британской экономики, последовавшие за референдумом 2016 г., не сбылись. В предыдущие годы британская экономика вообще развивалась быстрее, чем в странах ЕС и Еврозоны в целом. В 2019 году темпы ее роста находились на уровне Франции и были выше, чем в Германии и Италии. Сторонники выхода страны из ЕС убедили электорат в том, что если даже в условиях неопределенности, связанной с брекзитом, Британии удалось развивать экономику темпами, не уступающими другим ведущим странам ЕС, то с выходом из ЕС освобожденная от ограничительных бюрократических предписаний Брюсселя британская экономика обретет новый динамизм.

Политический ландшафт

Важную роль в победе консерваторов сыграло изменение политического ландшафта. Прежде всего, ослабление Лейбористской партии. Ее предвыборный манифест напоминал типичную социал-демократическую программу полувековой давности. Он был сфокусирован на расширении государственного контроля над экономикой, увеличении социальных расходов и повышении налогов на крупный бизнес. В манифесте предлагалось ренационализировать ряд отраслей экономики. Однако в обществе росло осознание того, что в условиях снижения экономической динамики эти идеи труднореализуемые. Программная левизна, несомненно, отпугнула умеренного избирателя и часть среднего класса. Также избиратели партии были разочарованы проиммигрантской политикой руководства лейбористов.

Борис Джонсон последовательно выступал за брекзит. Может быть, именно поэтому ему удалось сделать то, что не удалось Терезе Мэй: сдвинуть с места решение вопроса, который всегда был камнем преткновения на переговорах между Лондоном и Брюсселем – относительно дальнейшей судьбы Северной Ирландии.

В прежнем варианте сделки предполагалось, что Северная Ирландия останется в едином рынке и таможенном союзе ЕС до тех пор, пока Лондон и Брюссель не найдут другой способ обеспечить прозрачность границы с Ирландией. Основной спор был вызван тем, что Северная Ирландия как часть Соединенного Королевства должна выйти из состава ЕС вместе с Британией. В то же время Республика Ирландия останется членом ЕС. Но в таком случае брекзит создал бы на острове Ирландия жесткую границу, с таможенным и пограничным контролем, что поставило бы под угрозу весь ирландский мирный процесс. В соответствии с новым соглашением Северная Ирландия останется в таможенном пространстве Британии, но также будет частью единого рынка Евросоюза. Вместе с тем Лондон будет применять таможенные правила ЕС и осуществлять сборы для товаров, следующих в Евросоюз через Северную Ирландию. В торговле между Республикой Ирландия и Северной Ирландией пошлины взиматься не будут. 

Что дальше

В самом конце года Палата общин большинством голосов утвердила Закон о выходе из Евросоюза – документ, которым британский парламент одобрил соглашение о выходе из ЕС до 31 января 2020 г. По сути, речь идет пока о формальном разводе. Реально страна покинет объединение после переходного периода, который завершится 31 декабря 2020 г. В течение 11 месяцев 2020 г. практически ничего не изменится. Британия останется в общем рынке и таможенном союзе ЕС. Британия и ЕС сохранят прежние торгово-экономические отношения, весь свод законов ЕС будет продолжать применяться к Британии. Она будет признавать все нормы и структуры ЕС. Вместе с тем в переходный период Лондон не сможет участвовать в разработке общеевропейских законов, не будет участвовать в принятии решений. Лондон также не будет представлен в структурах ЕС.

По мнению многих экспертов, предстоящие переговоры о свободной торговле могут оказаться более сложными, чем шедшие до сих пор переговоры о разводе. Как показывает мировой опыт, торговые переговоры – дело небыстрое. ЕС договаривался с Канадой семь лет, с Японией – восемь. После шести лет обсуждений сделка ЕС с США в тупике. Важно подчеркнуть, что торговое соглашение потребует одобрения Европейского парламента и Совета, который представляет интересы национальных правительств, ратификации парламентами всех стран ЕС.

После брекзита правительству предстоят длинные и трудные переговоры о новом формате отношений с остальным миром. Необходимо хотя бы частично компенсировать возможные потери от выхода из ЕС. В этих условиях Лондон стремится придать новый импульс особым отношениям с США. Обсуждается идея заключения с США полноценного торгового и инвестиционного соглашения. В концепции глобальной Британии особое значение придается развитию стратегического партнерства с Китаем, развитию связей со странами Содружества, прежде всего с Индией.

Брекзит делает политику Лондона независимой от Брюсселя и тем самым формально открывает окно возможностей для возобновления диалога между Британией и Россией. На сегодняшний день контакты между странами свернуты на всех уровнях. Однако, судя по заявлениям членов британского кабинета, политика Британии по отношению к России не изменится. Лондон намерен и впредь применять санкции в отношении нашей страны. Впрочем, это не исключает дальнейшего роста российско-британской торговли. В 2019 г. товарооборот между двумя странами составил 15 млрд долл., показав прирост за год не менее чем в 10%.

Ефим ХЕСИН, д.э.н., главный научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова

Динамика основных макроэкономических показателей

 

2015

2016

2017

2018

2019*

Темпы прироста ВВП, %

2,3

1,8

1,8

1,4

1,2

Уровень безработицы, %

5,4

4,9

4,4

4,1

3,8

Инфляция, %**

0,0

0,7

2,7

2,9

1,8

Платежный баланс по текущим операциям, % к ВВП

-4,9

-5,2

-3,3

- 3,9

-3,5

Дефицит государственного бюджета, % к ВВП

- 4,2

- 2,9

-1,8

- 1,4

- 1,4

Чистый государственный долг, % к ВВП

79,3

78,8

77,5

77,5

76,1

*Прогноз **Индекс потребительских цен

Источник: IMF, October 2019. P.1, 148,155,159,163.

Главным итогом выборов стала уверенная победа консерваторов – самая крупная с конца 1990-х гг., когда к власти пришла М. Тэтчер

Британский парламент одобрил соглашение о выходе из ЕС до 31 января 2020 г. Но пока речь идет о формальном разводе. Реально страна покинет объединение 31 декабря 2020 г.

Устрашающие прогнозы развития британской экономики, последовавшие за референдумом 2016 г., не сбылись

Северная Ирландия останется в таможенном пространстве Британии, но также будет частью единого рынка ЕС

В ходе предвыборной кампании Джонсон обещал политику, которая больше отдавала популизмом в стиле Дональда Трампа. Значительной части британского электората импонируют его экстравагантные поступки, яркие и неоднозначные высказывания, за которые его называют «Трампом, знающим латынь».

После брекзита правительству предстоят длинные и трудные переговоры о новом формате отношений с остальным миром. По мнению многих экспертов, предстоящие переговоры о свободной торговле могут оказаться более сложными, чем шедшие до сих пор переговоры о разводе.