тел. (495) 223-42-15

США: вопросы без ответа

Четвертый год президентства Дональда Трампа Америка встречает с целым рядом вопросов, на которые пока нет ответа. Будет ли он избран на второй срок или в Белый дом придет новый президент? Начнется ли очередной спад в экономике, который предсказывают многие эксперты, но который никак не наступит? Есть и ряд других вопросов.

Макроэкономика: пока уверенный рост

В 2019 г. в США зафиксирован знаменательный рекорд – циклический подъем стал самым длительным с 1864 г. – 122 месяца роста подряд. (Предыдущий самый длительный период роста пришелся на 1990-е гг. и продолжался с марта 1991 г. по март 2001 г. – 120 месяцев). Сложившиеся представления и подтвержденные историей факты говорят о том, что период экономического цикла, как правило, не выходит за пределы 8–10 лет. Вопреки этому, явных признаков теоретически неизбежного кризиса пока не видно. Да, темпы роста снижаются, но прирост ВВП в 2019 г. демонстрирует положительную величину (около 2,4%), вполне приемлемую для гигантских размеров американской экономики.

При этом пока на уверенный рост экономики не оказывают серьезного влияния ни бурные события внутриполитической жизни США (расследования деятельности Д. Трампа и попытка его импичмента), ни торговая война с Китаем, длящаяся уже третий год, ни кризис в Евросоюзе, связанный с предстоящим выходом из него Великобритании.

ВВП США в текущих ценах в 3 кв. 2019 г. увеличился на 3,5% и достиг 21,5 трлн долл. Во 2 кв. рост составил 4,7%. В реальном выражении (с учетом инфляции) ВВП в 3 кв. вырос на 1,9% по сравнению с 2% во 2 кв. и 3,1% в 1 кв. 2019 г.

В целом, по итогам двух кварталов 2019 г., объемы производства (добавленной стоимости) росли в 14 из 22 укрупненных секторов экономики. При этом практически во всех секторах темпы прироста несколько замедлялись по сравнению как с 2018 г., так и с 1 кв. 2019 г. Сфера материального производства (промышленность, сельское хозяйство и строительство) сократила объемы производства во 2 кв. на 1,4%.

По мнению экспертов, это является признаком завершения циклического подъема и медленного приближения рецессии.

Индекс потребительских цен в 3 кв. вырос на 1,5% (в годовом выражении) по сравнению с 2,4% во 2 кв. На беспрецедентно низком уровне остается безработица – 3,6% в конце 2019 г. Только в октябре 2019 г. занятость в несельскохозяйственном секторе экономики увеличилась на 128 тыс. человек. В среднем ежемесячно в 2019 г. занятость возрастала на 167 тыс. человек (в 2018 г. ежемесячный прирост занятости был выше – 223 тыс. человек). В большинстве отдельных секторов и отраслей экономики прирост занятости в 2019 г. был ниже, чем в предыдущем году.

В 2019 г. изменилась динамика инвестиций в основной капитал. После роста инвестиций в 1 кв. на 4,4% они снизились во 2 кв. на 1% и на 3% – в третьем.

Несколько ухудшилась в 2019 г. и динамика личных располагаемых доходов. Если во 2 кв. они выросли на 4,7%, то в 3-м – на 4,5%. Экспорт товаров и услуг во 2 кв. 2019 г. сократился до уровня в 622,4 млрд долл., а импорт, напротив, возрос до 785,7 млрд долл., увеличив квартальный дефицит торгового баланса до суммы в 163,1 млрд долл.

По следам Рейгана

Нередко при оценке экономической политики Дональда Трампа ее сравнивают с рейганомикой, экономической политикой президента Рональда Рейгана. Действительно, в них есть немало общего. Это и традиционный для республиканской идеологии упор на рыночные силы экономики, и снижение налогов, и дерегулирование многих сфер экономической активности.

Главные направления экономической политики Трампа хорошо известны – о них он объявлял еще на стадии предвыборной борьбы в 2016 г. Это налоговая реформа, реформа регуляторной системы, отмена реформы здравоохранения, принятой при президенте Бараке Обаме, намерения обновить инфраструктуру страны, ограничение иммиграции и, конечно же, пересмотр внешнеэкономической стратегии.

Каковы же результаты реформ, что удалось и что не удалось сделать? Заметим сразу, что далеко не всё в силах любой администрации, экономика развивается по своим законам. Политика правительства может лишь корректировать и стимулировать экономическую динамику, которую определяют рыночные силы, прежде всего потребительский спрос и частные инвестиции.

Выступая в Экономическом клубе Нью-Йорка 12 ноября 2019 г., Трамп, ожидаемо, представил ситуацию в экономике как чрезвычайно благоприятную и, разумеется, объяснил это реализацией своих экономических реформ. Он говорил о самом низком уровне безработицы за 51 год, о 25 тыс. новых рабочих мест в добывающей промышленности, о 128 тыс. рабочих мест в энергетике, о 1,2 млн рабочих мест в обрабатывающей промышленности и строительстве. Среди достижений – снижение числа американцев, живущих за чертой бедности, на 2,5 млн человек, рост биржевых индексов – Standard&Poor’s на 45%, Dow Jones – на более чем 50%, рост медианных доходов домохозяйств за 2,5 года на 5 тыс. долл. Президент подчеркнул ключевое значение для всех достижений налоговой реформы 2017 г., в том числе растущие поступления в бюджет, как результат стимулирования экономики вследствие снижения налогов, прежде всего налога на прибыль корпораций до 21%.

Многие эксперты, однако, не столь оптимистичны в оценке экономических реформ Трампа и ближайших перспектив экономики. На самом деле, согласно различным оценкам, в экономике не произошло радикальных изменений по сравнению с ситуацией начала 2017 г. Рост числа рабочих мест несколько замедлился, темп роста ВВП немного ускорился. В принципе, то, что экономика все еще на подъеме, может быть зачтено Трампу в достижения, несмотря на то, что большинство его обещаний не выполнены, а утверждения об успехах – неоднозначны.

Так, снижение налогов, а также снижение ключевой ставки ФРС дали лишь ограниченный положительный эффект для экономического роста. Темпы прироста ВВП далеки от обещанных Трампом 6% (2% в 3 кв. 2019 г.), инвестиции в основной капитал сокращаются два квартала подряд. Сокращение налогов реально привело (при растущих военных расходах) к недополучению бюджетом сотен миллиардов долларов. По оценке Бюджетного управления Конгресса США, снижение налогов в результате налоговой реформы 2017 г. приведет к росту дефицита бюджета на 1,9 трлн долл. за ближайшие 10 лет. В 2019 фин. г. дефицит бюджета уже превысил 1 трлн долл. и еще больше возрастет в 2020 г.

Не удалось вернуть предприятия обрабатывающей и добывающей промышленности из других стран в США. Отдельные примеры такого возвращения (а чаще создания новых предприятий в США) погоды не делают. Никакие налоговые льготы не заставят предпринимателей вернуться в страну, где издержки производства существенно выше, чем в развивающихся странах. Сама идея Трампа о восстановлении в США традиционных отраслей, переведенных в прежние годы в Китай и другие развивающиеся страны, противоречит магистральному пути развития американской экономики – наращиванию инновационного сектора промышленности и росту сферы услуг. Экономическая реальность США такие подходы Трампа решительно опровергает – в 2018–2019 гг. темпы роста отраслей сферы услуг (включая программное обеспечение, здравоохранение и общественное питание) были в 5 раз выше, чем отраслей материального производства (строительство, обрабатывающая и добывающая промышленность).

Еще одна серьезная экономическая проблема, о которой президент старается не говорить, – низкая степень экономической активности трудоспособного населения. Да, официальный уровень безработицы низок как никогда (3,6%), но не потому ли, что миллионы американцев просто не ищут работу, отчаявшись ее найти? Так, доля трудоспособного населения в возрасте 25–54 года за пределами рабочей силы в 2019 г. превышала 18%. Это ниже, чем на пике Великой рецессии 2008–2009 гг. (27%), но выше, чем в период предыдущего самого продолжительного циклического подъема (менее 16%). Эта проблема стала во многом уникальной для США, где трудовая активность всегда была высока. Сейчас страна оказалась по этому показателю на 33 месте среди 36 стран - членов ОЭСР.

Торговый воз и ныне там

Несмотря на жесткую стратегию по пересмотру торговых соглашений с другими странами с целью добиться преимуществ для американских производителей и экспортеров, несмотря на фактически объявленную торговую войну Китаю, администрации США не удалось изменить ситуацию во внешней торговле, улучшить торговый баланс страны. Напротив, за последние 2 года дефицит торгового баланса США увеличился – с 550 млрд долл. до 628 млрд в 2018 г. и, предположительно, до 650 млрд в 2019 г. США сумели перезаключить на выгодных для себя условиях торговые соглашения с Канадой и Мексикой, пытаются добиться ощутимых преференций на переговорах с Южной Кореей и странами Западной Европы. Но цели, поставленные Трампом во внешней торговле, явно не достигнуты.

Особого внимания заслуживает развернувшаяся торговая война с Китаем. Дефицит США в торговле с КНР составил в 2018 г. 419 млрд долл. По мере укрепления Китая фактор усиления конкуренции становится в экономических отношениях двух стран преобладающим. Главной становится роль научно-технического компонента. Будучи вполне понятной с точки зрения долгосрочных позиций США, стратегия Трампа в торговых переговорах с Китаем не представляется слишком продуманной и последовательной. Страны выдвигают друг другу многочисленные претензии, повышают таможенные пошлины, накладывают санкции. К началу 2020 г. их торговые отношения оставались неурегулированными.

Не решены и многие другие проблемы, стоящие в повестке дня экономических реформ. Так, острыми остаются разногласия по поводу иммиграционной реформы – претворить в жизнь закон об иммиграционной реформе Трампу не удалось. Не получилось и отменить законодательство о доступном здравоохранении, принятое при президенте Обаме. Реформа дерегулирования, по мнению многих экспертов, носит спорадический и непоследовательный характер, хотя определенный эффект от нее несомненно присутствует. Фактически не началась и реформа инфраструктуры, на которую администрация Трампа возлагала большие надежды.

Безусловно, экономическое положение США на исходе третьего года президентства Трампа достаточно стабильно, хотя есть и явные признаки приближающегося циклического спада. От того, насколько успешным в экономике будет четвертый год Трампа у власти, зависит, в том числе, и его политическое будущее.

Виктор СУПЯН, член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор

Основные макроэкономические показатели США

Показатели

2017

2018

2019

1 кв.

2 кв.

3 кв.

ВВП, темп прироста (%)

2,4

2,9

3,1

2,0

1,9

Личные потребительские расходы (темп прироста, %)

2,6

3,0

1,1

4,6

2,9

Инвестиции в основной капитал (темп прироста, %)

4,4

6,4

4,4

-1,0

-3,0

Инвестиции в жилищное строительство (темп прироста, %)

3,5

-1,5

-1,0

-2,9

5,1

Экспорт товаров и услуг (темп прироста, %)

3,5

3,0

4,1

-5,7

0,7

Импорт товаров и услуг (темп прироста, %)

4,7

4,4

1,5

0,0

1,2

Торговый баланс (млрд долл.)

-550,1

-627,6

-156,4

-163,3

-

Дефицит федерального бюджета (млрд долл.)

734,7

1009,1

1122,9

1173,5

-

Уровень безработицы (октябрь, %)

3,7

3,6

3,6

3,6

3,6

Индекс потребительских цен (%)

1,8

2,0

 

2,4

1,5

Источники: Bureau of Economic Analyses. US Economy of Glance, November 2019.

Bureau of Labor Statistics. Economic News Release.

ВЫНОСЫ

В 2019 г. в США зафиксирован знаменательный рекорд – циклический подъем стал самым длительным с 1864 г. – 122 месяца роста подряд

В 2018–2019 гг. темпы роста отраслей сферы услуг, включая программное обеспечение, здравоохранение и общественное питание, были в 5 раз выше, чем отраслей материального производства

Политика правительства может лишь корректировать и стимулировать экономическую динамику, которую определяют рыночные силы

В США в среднем ежемесячно в 2019 г. занятость возрастала на 167 тыс. человек

Прирост ВВП США в 2019 г. в 2,4% – вполне приемлемая величина для гигантских размеров американской экономики

Экономическую политику Трампа часто сравнивают с рейганомикой, т.е. курсом экономической политики США при президентстве Рональда Рейгана в 1980–1988 гг. Для нее был характерен перенос акцента с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Для того чтобы дать простор инвестициям и инновациям, снизить издержки и повысить накопление частного капитала, потребовались налоговые реформы. В целом, рейганомика позволила США преодолеть стагфляцию, усилила динамизм американской экономики, был дан импульс новому этапу в ее развитии.

Несмотря на жесткую стратегию по пересмотру торговых соглашений с другими странами и фактически объявленную торговую войну Китаю, США не удалось изменить ситуацию во внешней торговле. За последние 2 года дефицит торгового баланса США увеличился с 550 млрд долл. до 628 млрд в 2018 г. и, предположительно, до 650 млрд в 2019 г.