Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Результаты торгов аукционных домов Christie’s и Sotheby’s в категории «Искусство авангарда»
Никола де Сталь, «Парк де Пренс (Великие футболисты)»
1952 г., 20 млн евро (предварительная оценка – 18–25 млн евро). Аукцион Christie’s, Париж.
В 1941 г. демобилизованный по ранению Никола переехал в Ниццу, где познакомился с Жаном Арпом, Соней и Робертом Делоне. Под их влиянием он полностью отказался от фигуративности, выработав собственную манеру письма – синтез экспрессионизма и геометрической абстракции. В 1952 г. 6 марта де Сталь с женой наблюдали исторический футбольный матч между Францией и Швецией на парижском стадионе Парк де Пренс. Увлекшись зрелищем, художник задумывает серию из 25 полотен, посвященных футболу. Этот лот стал самой дорогой картиной, посвященной футболу, в мире.
Чжао Уцзи, «6.2.89»
1989 г., 2,8 млн евро (предварительная оценка – 1–1,5 млн евро). Аукцион Christie’s, Париж.
Французский художник китайского происхождения в детстве учился каллиграфии и живописи в художественной школе Ханчжоу. После переезда в Париж Уцзи открыл для себя бурлящую событиями художественную жизнь послевоенного города. Под влиянием Пьера Сулажа, Ханса Хартунга, Никола де Сталя и Альберто Джакометти, художник выработал собственный нефигуративный стиль, сочетающий достижения западного абстракционизма с китайскими живописными традициями.
Пьер Сулаж, «Картина 263 x 181 см, 29 декабря 2007 г.»
2007 г., 1,7 млн евро (предварительная оценка – 1,5–2,5 млн евро). Аукцион Christie’s, Париж.
«Нас всегда подстерегают две вещи, столь же опасные друг для друга: порядок и беспорядок», – утверждал Пьер Сулаж. Подобно канатоходцу, художник объединяет эти стихии в своей картине. Беспорядок – это ритмичные визуальные разрывы, которые можно прочитать на трех разных фактурах поверхностей холста. Благодаря толщине акриловой пасты, Сулаж создает поверхности, где запечатлена череда эффектов материи и света.
Ханс Хартунг, «Т1948-43»
1948 г., 1 млн евро (предварительная оценка – 500–700 тыс. евро). Аукцион Christie’s, Париж.
После Второй мировой войны Ханс Хартунг поселился в Париже, где подружился с Пьером Сулажем, Жоржем Матье и Марком Ротко. Вместе с ними он создает новое направление – «информализм», которое называет «лирический абстракционизм», в противоположность геометрическому абстракционизму. Картина напоминает эксперименты Пикассо и Матисса, которые произвели глубочайшее впечатление на Хартунга: «Чем более чистой была картина, в ее концепции, тем сильнее она была. Казалось, все было принесено в жертву чистоте линий, форм и цветов. Все, что я знал до этого, вдруг показалось мне ничтожным».
Вольс, «Земля Сиены»
1946 г., 970 тыс. евро (предварительная оценка – 800 тыс. – 1,2 млн евро). Аукцион Christie’s, Париж.
Немец Альфред Отто Вольфганг Шульце в 1932 г. отправился в Париж, где завел знакомства в художественной среде. После краткой поездки в нацистскую Германию в 1933 г. вернулся во Францию и больше никогда не был на родине. Он берет псевдоним Вольс и в 1947 г. выставляет свои работы в Париже. Его картины делают его одним из выдающихся представителей «ташизма», когда мазки, линии и пятна наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. Картина «Земля Сиены» пропитана болью от следов войны, боев, которые шли на территории Испании.
Жан Арп, «Крылатая сущность»
1961 г., копия 1970–1975 гг., 790 тыс. евро (предварительная оценка – 600–900 тыс. евро). Аукцион Christie’s, Париж.
Название, которое Арп выбрал для этой парящей скульптуры, намеренно неточно и порождает бесконечные возможности для интерпретации. Яркий представитель поколения художников «Новой Парижской школы», Арп увлекался сюрреализмом и дадаизмом, но свободнее всего чувствовал себя в абстрактной скульптуре. Художник не делал черновиков или набросков, считая, что именно по такому принципу строится жизнь: она непостижима, необъяснима, необходимо просто отдаться ее власти.
Жан Дюбюффе, «Массив с лестничными пролетами»
1971 г., 792,7 тыс. евро (предварительная оценка – 700 тыс. – 1 млн евро). Аукцион Sotheby's, Париж.
Эта картина стала одной из шести работ на холсте, которые Дюбюффе подготовил для своего перформанса «Кукушкин базар» в Музее Гуггенхайма в 1973 г. Основатель направления «ар брют», Дюбюффе посвятил себя изучению первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных. Его работы часто представляли собой инсталляции, модули и скульптуры, наполненные простыми цветами, движениями, пластикой, напоминающей первобытные рисунки и детские поделки.
https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2019/modernites-pf1916/lot.34.html
Вилли Баумайстер, «Белый диск (с зеленым пятном справа)»
1954 г., 312,5 тыс. евро (предварительная оценка – 250 тыс. – 350 тыс. евро). Аукцион Sotheby's, Париж.
В начале творческого пути Баумайстер выработал оригинальный художественный стиль, в котором большую роль играют рельефные конструктивистские элементы. В своих работах Баумайстер искал связь между живописью и архитектурой. Позже, став преподавателем Франкфуртской школы прикладного искусства, он освоил новые техники, и геометрические фигуры сменяются более свободными, изогнутыми, полными динамики линиями. Отказавшись фактически от принадлежности к какой-либо художественной группе, Баумайстер наглядно показал развитие абстрактного искусства от строгих геометрических форм к свободным динамичным линиям.
https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2019/modernites-pf1916/lot.32.html