тел. (495) 223-42-15

Не по правилам

Пойдя наперекор Международному бюро выставок, ньюйоркцы решили провести в своем городе в 1964 г. грандиозную международную выставку. Пресса отозвалась о ней критически, а посетителей было недостаточно, чтобы даже оправдать расходы.

В середине ХХ в. Нью-Йорк бурлил энергией. Город явно отнимал пальму первенства у Лондона и Парижа и становился бесспорной столицей мира. В отличие от многих других городов Нью-Йорку не требовалось проводить каких-либо заметных международных событий, чтобы привлечь туристов. Но почему бы не дать городу дополнительный толчок к развитию?

Именно так рассуждала группа нью-йоркских бизнесменов, в 1955 г. подав заявку на проведение в Нью-Йорке всемирной универсальной выставки. Они помнили ЭКСПО 1939/40 г., которую посещали еще детьми, и хотели вернуть то забытое, довоенное, ощущение праздника и счастья.

Власти Нью-Йорка охотно поддержали затею. Для выставочного городка был выбран парк «Флашинг мэдоус» в окрестностях Квинса. Примерно половину его территории – 261 га – отвели под новое строительство. Эта местность была частично облагорожена под Нью-Йоркскую выставку 1939/1940 г. – крупнейший всемирный смотр того времени. Здесь же решили провести и новое грандиозное шоу.

До середины 1930-х гг. тут была просто свалка под названием Долина Шлака. Именно это место описано в романе Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»: «Почти на полпути между Уэст-Эггом и Нью-Йорком шоссе подбегает к железной дороге и с четверть мили бежит с нею рядом, словно хочет обогнуть стороной угрюмый пустырь. Это настоящая Долина Шлака – призрачная нива, на которой шлак всходит как пшеница, громоздится холмами, сопками… С одной стороны Долина Шлака упирается в сильно загаженную речонку…» (изд. АСТ, перевод Е. Калашниковой). А еще раньше тут была просто болотистая низина.

Финансировать мероприятие намеревались из частных средств путем продажи облигаций. Для руководства работами пригласили знаменитого градостроителя, «прораба Нью-Йорка» Роберта Мозеса. Он и возглавил созданную корпорацию World's Fair Corporation.

Роберт Мозес имел большой опыт в привлечении средств для крупных инфраструктурных проектов. Именно под его руководством создана сеть нью-йоркских автомагистралей с их многочисленными мостами, туннелями и эстакадами. Практически все важные проекты по реконструкции и строительству в самом городе и его пригородах на протяжении нескольких десятков лет воплощались в жизнь Робертом Мозесом.

В середине 1930-х гг. Мозес работал над превращением заболоченной свалки в благоустроенную территорию, которую назвали «Флашинг мэдоус», для проведения всемирной выставки. Он предполагал, что впоследствии весь парк (а его общая площадь должна была составить 5 кв. км) будет главным местом отдыха и развлечений для ньюйоркцев. Однако выставка 1939/1940 г. закончилась финансовой катастрофой, и работы над проектом были остановлены. В выставке 1964-1965 гг. Мозес увидел возможность реализовать свои планы и завершить проект.

Организаторы хотели получить максимум доходов от продажи билетов, рассчитывая как минимум на 70 млн посетителей. Это окупило бы расходы. Но для того, чтобы обеспечить такую посещаемость, выставка должна была работать два сезона. Кроме того, было решено взимать арендный платеж с тех экспонентов, которые захотели бы построить собственный павильон.

Оба эти решения противоречили регламенту Международного бюро выставок (BIE), организации со штаб-квартирой в Париже, дававшей аттестацию международным событиям. По правилам BIE, выставки, имеющие статус ЭКСПО, должны были длиться не более 6 месяцев и никакие платежи с экспонентов не взимались. Кроме того, эти же правила требовали, чтобы всемирная универсальная выставка ЭКСПО проходила в одной стране не чаще одного раза в 10 лет. Однако к тому времени бюро уже одобрило всемирную выставку в Сиэтле на 1962 г.

В то время США не были членом BIE, однако понимали, что санкции со стороны организации могут навредить предстоящему событию. Мозес, который в Нью-Йорке пользовался непререкаемым авторитетом и не знал отказа ни в чем, отправился за океан на переговоры с BIE.

Его миссия провалилась. Мозес пренебрежительно отозвался о руководстве BIE как о «трех маленьких человечках в дешевой гостинице в Париже» и начисто отказался следовать их рекомендациям. Европейцев, в свою очередь, возмутили американский напор, самоуверенность и бестактность Мозеса. Международное бюро выставок отказалось дать Нью-Йорку официальный статус и рекомендовало своим членам воздержаться от участия в самозваном нью-йоркском балагане.

Это был тяжелый удар. Тем не менее подготовка продолжалась. «Мир через взаимопонимание» – такой девиз выбрали для выставки. А ее главной темой были «Достижения человека на уменьшающемся Земном шаре в расширяющейся Вселенной».

Несмотря на возражения BIE, выставку провели в два захода – с 22 апреля по 18 октября 1964 г. и с 21 апреля по 17 октября 1965 г. Тем не менее людей пришло гораздо меньше, чем предполагалось – всего 51,6 млн человек. Цена билета для взрослых в 1964 г. составляла 2 долл. (эквивалентна 16,2 долл. в 2018 г.) и в 1965 г. – 2,5 долл. (19,9 долл. в 2018 г.).

Санкции BIE сыграли свою негативную роль. Многие крупные страны-члены бюро отказались официально участвовать в мероприятии. Отсутствие Канады, Австралии, большинства ведущих стран Европы, СССР и других (членами бюро были 40 государств) серьезно повредило имиджу мероприятия. Кроме того, Нью-Йорку пришлось конкурировать за иностранных участников как с американским же Сиэтлом, так и с канадским Монреалем – мероприятия в этих городах были санкционированы агентством, многие из потенциальных экспонентов предпочли участвовать в официальных мероприятиях. В этих условиях организаторы обратились к торговым и туристическим компаниям с просьбой спонсировать экспонентов своих стран вместо правительств, отказавшихся организовывать национальные павильоны.

В целом свои экспонаты представили 80 стран, но лишь 37 стали официальными участниками выставки. Главным образом это были менее развитые в экономическом отношении государства: Испания, Ватикан, Мексика, Япония, Австрия, Дания, Пакистан, Ирландия и ряд других. Среди иностранных участников было много африканских стран, только недавно обретших независимость и гордых тем, что они впервые могут принять участие в крупном международном смотре.

В выставке приняли участие 24 американских штата и более 45 корпораций. Гостей были готовы принять 110 ресторанов.

Среди экспонентов в явном большинстве были американские компании.

Символом выставки стала модель Земного шара – огромное сооружение высотой в 12-этажный дом из нержавеющей стали под названием Юнисфера. Оно было построено на фундаменте Перисферы – символа Нью-Йоркской ЭКСПО 1939 г.

Во многих отношениях это было грандиозное потребительское шоу, демонстрировавшее все то обилие новых товаров, которые производила Америка. Американские компании – от производителей авторучек до химических компаний, автоконцернов и зарождающихся гигантов электроники – показали всё, на что они способны. Многие посетители именно на этой выставке впервые увидели компьютер, телетайп и телефонный модем.

На территории выставочного городка построили 140 павильонов. Архитекторы самовыражались с полной свободой, используя новые строительные материалы – железобетон, стекловолокно, пластик, закаленное стекло, нержавеющую сталь.

Одним из наиболее посещаемых был павильон Ватикана. Сюда с разрешения папы Иоанна XXIII привезли из собора Святого Петра Пьету Микеланджело. Причем сначала сделали точную копию и перевезли ее в Нью-Йорк, чтобы убедиться, что транспортировку можно осуществить безопасно для скульптуры.

Очень популярной была средневековая бельгийская деревня. Посетителей угощали настоящими бельгийскими вафлями с клубникой и взбитыми сливками.

В башне компании Seven Up гости могли попробовать образцы сэндвичей со всего мира и различные кулинарные деликатесы из 16 стран. Ну и запить все это, конечно же, напитком Seven Up.

Павильон США носил гордое название «Вызов величию». Его экспозиция была сосредоточена вокруг создания «Великого общества», в котором не будет бедности – инициативы президента США Линдона Б. Джонсона.

В павильоне, строительство которого обошлось в несколько миллионов долларов, главным шоу был показ 15-минутного фильма-представления об американской истории. Здесь также были экспонаты, отдающие дань памяти недавно убитому президенту Джону Ф. Кеннеди. Именно он заложил первый камень в строительство выставки в 1962 г., однако не дожил до ее начала.

На площади в 8 тыс. кв. м раскинулся «Космический парк». В его финансировании приняли участие НАСА и Министерство обороны. Здесь были представлены многочисленные экспонаты – капсулы космических аппаратов, ракеты, скафандры, двигатели и пр., рассказывающие об освоении космоса Америкой.

Штат Нью-Йорк как хозяин выставки построил собственный открытый павильон стоимостью 6 млн долл. под названием «Шатер будущего». Шатер дополняли три высоких обзорных башни, на вершине двух из них были кафе.

В павильонах других штатов также было что посмотреть. Так, Висконсин выставил «самый большой в мире сыр», Флорида показывала шоу с дельфинами, фламинго и чрезвычайно талантливого попугая-какаду. Миссури демонстрировала свои достижения в отраслях промышленности, связанных с освоением космоса. Уставшие посетители могли пообедать в гавайском ресторане «Пять вулканов». 

Свои павильоны построили многие американские корпорации. По общему признанию, наиболее интересный и посещаемый проект представила компания General Motors, создавшая Футураму. Посетители садились в движущиеся кресла, которые «увозили» их в тщательно проработанную миниатюрную 3D-модель недалекого будущего. «Путешествие в будущее» совершили 26 млн человек, то есть половина всех посетителей выставки.

Корпорация IBM знакомила зрителей с принципами компьютерной логики – в ее павильоне на 9 экранах демонстрировался фильм «Думай!». Там также были многочисленные интересные экспонаты и интерактивные аттракционы, связанные с миром математики, чисел и вычислений. Для многих посетителей это было первым практическим взаимодействием с компьютером.

Компания Ford на открытии выставки впервые представила публике модель Ford Mustang. Главным аттракционом в ее павильоне была «Волшебная трасса Форда». Гости в открытых автомобилях марки «форд» проезжали по фантастическому парку, где гуляли динозавры, а в пещерах жили первобытные люди. Это был второй по популярности после Футурамы аттракцион. Динозавры, созданные по новейшей тогда технологии аудио-аниматроникс, после окончания выставки были переданы в Диснейленд.

В различных павильонах широко использовалась мультиэкранная и широкоэкранная техника.

Одним из главных недостатков выставки, как с точки зрения привлечения публики, так и финансовых сборов, было отсутствие отдельной зоны развлечений. Согласно правилам Международного бюро выставок, всякая ЭКСПО должна иметь выделенную зону для отдыха и развлечения публики, которая работает до поздней ночи. Это бары, рестораны, колесо обозрения, детские аттракционы, поющие фонтаны, танцы живота, мелкая торговля – то есть все то, что заставляет людей толпами валить на подобные мероприятия. Однако ньюйоркцы и здесь решили по-своему. Мозес был принципиально против балаганного, плебейского духа, который, по его мнению, привносила такая зона. Организаторы полагали, что в Нью-Йорке и без того хватает развлечений. Те увеселительные программы, которые существовали в рамках самой выставки, как писали критики, были, за редким исключением, довольно унылыми.

Работа выставки завершилась финансовой катастрофой на фоне обвинений организаторов в махинациях, связанных с доходами от предварительной продажи билетов и неучтенной наличностью. Уже к концу первого сезона ярмарка оказалась на грани банкротства  – были зарегистрированы убытки в 20 млн долл., к этой сумме добавился еще 1 млн по результатам 1965 г.

Инвесторы, купившие в свое время облигации, получили всего 19 центов на вложенный доллар (возврат на выставке 1939 г. был 40 центов на доллар). Юридические разборки продолжались вплоть до 1970 г., когда все счета были закрыты и корпорация прекратила существование.

И все же для многих американцев, родившихся после войны и детьми посетивших выставку (так называемые бэби-бумеры), это событие стало одним из самых светлых воспоминаний. Вскоре началась Вьетнамская война, а с ней пришел слом многих культурных шаблонов Америки.

Эта выставка стала свидетелем необычайно быстрых и драматических социальных, культурных и экономических трансформаций в обществе. Как писали критики, задуманная в духе середины 1950-х гг., в период своего проведения она во многих своих проявлениях уже стала историческим курьезом. Жизнь двигалась вперед быстрее, чем могли себе представить организаторы.

После выставки город получил в качестве наследия парк «Флашинг мэдоус». Сегодня это одно из популярных мест отдыха горожан. В центре парка, как и прежде, стоит Юнисфера. В фильме 1997 г. «Люди в черном» именно ее разрушает потерпевший бедствие космический корабль. Юнисфера остается символом Квинса.

От выставки также остался Космический парк и Музей науки – здесь, как и 55 лет назад, демонстрируются космические корабли, ракеты и двигатели. Парк был обновлен и модернизирован в 2004 г., когда устаревшие и поржавевшие ракеты заменили новыми.

Большая часть павильонов была демонтирована в течение полугода после закрытия мероприятия. Потомкам осталось лишь несколько павильонов, сооружений и экспонатов. Некоторые из них были перемещены в другие города США.

Ирина СКИБИНСКАЯ

Выставка была приурочена к 300-летию приобретения Англией территории Нью-Йорка у голландцев в 1664 г., а также в ознаменование 25-летия ЭКСПО 1939/1940 г.

Уже к концу первого сезона ярмарка оказалась на грани банкротства – были зарегистрированы убытки в 20 млн долл.

Международное бюро выставок рекомендовало своим членам воздержаться от участия в нью-йоркском мероприятии

Роберт Мозес рассматривал новый проект как возможность триумфально завершить свою 50-летнюю карьеру градостроителя. Он рассчитывал, что доходов от выставки хватит на то, чтобы создать на территории парка «Флашинг мэдоус» настоящий зоопарк, ботанический сад, а также обновить и подправить дороги, ведущие к новому стадиону на 55 тыс. мест

Хотя ЭКСПО 1939/40 г. и стала финансовой катастрофой для организаторов, ее признавали выдающимся культурным событием в мире. Ее «сиквел» 1964-1965 гг., по общему признанию прессы, стал провалом по всем фронтам.

Начало 1960-х гг. – время нарастающей борьбы за социальные права и отмену сегрегации. Беспорядки по всей Америке достигли своего пика к 1964 г. Когда президент Джонсон открывал павильон США, сотни демонстрантов собрались перед входом в выставочный городок, они держали плакаты, выкрикивали лозунги, пытались заглушить выступление президента.