Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Этой осенью исполняется 30 лет с тех пор, как на российском рынке появилась компания «Крокус Интернэшнл». О том, как развивалась компания, БиВ рассказал президент и основатель компании Араз АГАЛАРОВ.
– Араз Искендерович, 30 лет – серьезная цифра и для человеческой жизни, и для жизни компании. Особенно в российских реалиях. Как удалось не только сохранить компанию, но и превратить ее в крупный многопрофильный бизнес?
– Компания «Крокус Интернэшнл» прошла тот же путь, что и многие компании современной России. Как и другие, мы начинали в конце 1980-х гг. с элементарного – торговали сувенирами, компьютерами, занимались импортом ширпотреба и другим бизнесом. Короче, мы использовали те возможности, которые открылись для нас в то время в ходе экономических реформ.
Вместе с тем мы делали ставку, прежде всего, на чисто коммерческие проекты. Я имею в виду то, что мы не стремились в сырьевой сектор, не затрагивали научно-техническую сферу, не изобретали фантомных проектов с красной ртутью, не участвовали в приватизационных аукционах.
Начав с торговой деятельности, мы постепенно расширяли горизонты нашего бизнеса. Простая торговля привела нас к идее организации торговых выставок. Эта область оказалась весьма актуальной в начале 1990-х гг., поскольку глобальный товарный дефицит в стране вызвал огромный интерес к нашему рынку со стороны западных компаний. Через наши выставки они получили надежные ворота для выхода на российский рынок, прежде всего с такими товарами, как продовольствие, ширпотреб, компьютеры, мебель, разного рода оборудование.
В середине 1990-х мы решили заняться строительством. Это направление показалось нам чрезвычайно перспективным, что подтвердило последующее развитие событий. Расширяя строительную деятельность, мы содействовали развитию нашего торгового подразделения, создавая для него новые площади. Увеличив в достаточной степени свои строительные мощности, компания создала собственный выставочный центр, ставший одним из крупнейших в мире. «Крокус» продолжал заниматься строительными проектами, в результате компания превратилась в одного из ведущих девелоперов недвижимости на российском рынке.
В настоящее время эти три направления – торговое, выставочное и строительное – являются основными в нашем бизнесе.
– В одном из давних интервью вы говорили, что у вас есть мечта: создать город для людей, где было бы удобно и человеку, и бизнесу. Удалось ли реализовать эту мечту?
– Мечта всегда остается мечтой, но в целом итогом многолетней работы стало создание Крокус Сити, который поражает посетителей множеством своих возможностей. Мы называем Крокус Сити городом-спутником Москвы, потому что в нем есть практически все для активной деловой и культурной жизни. По территории он достаточно большой и имеет свои улицы, здесь есть самые разнообразные магазины, организованы всевозможные развлечения, имеются точки оказания бытовых услуг, недавно появился Многофункциональный центр, работает гостиница. Крокус Сити связан транспортными линиями с центром столицы и близлежащими населенными пунктами. Со временем мы построим здесь здания с апартаментами, которые могут быть использованы как для временного, так и постоянного проживания.
Все это так и задумывалось с самого начала. Составные части Крокус Сити как бы дополняют друг друга, создавая эффект синергии.
– Компания «Крокус Интернэшнл» реализовала много интересных строительных проектов. В их числе самый большой в России концертный зал «Крокус Сити Холл», который отмечает в этом году свое 10-летие. Как родилась идея концертного зала?
– Концертный зал я назвал именем моего друга, великого певца Муслима Магомаева. Дружба с Муслимом вдохновила меня на строительство этого зала. Мне хотелось создать культурный центр, в котором могли бы выступать выдающиеся артисты нашей страны. К сожалению, Муслим не дожил до открытия этого сооружения. Первое представление в нем мы провели в годовщину его кончины – 25 октября 2009 г.
За десять лет работы концертный зал стал одним из наиболее престижных в России, об этом говорят имена выступающих на его сцене артистов и плотное расписание концертов и шоу. Мы стремимся поддерживать высокую репутацию зала, постоянно занимаясь совершенствованием его технического оснащения, модернизацией звукового и светового оборудования, созданием комфортных условий для зрителей.
– В последнее время компания «Крокус» то и дело попадает в сводки новостей как исполнитель разнообразных государственных строительных заказов. Вы этого добивались? Как удалось выйти на такой уровень?
– Я уже рассказывал, что в ходе строительства выставочного центра «Крокус Экспо» мы создали весьма эффективный управленческий механизм, который дал возможность вводить ежегодно в строй многие десятки тысяч квадратных метров площади деловых зданий. На эти необычно короткие сроки строительства обратили внимание представители правительства, посещающие выставки в «Крокус Экспо». Таким образом, когда понадобилось построить в кратчайшие сроки комплекс зданий для проведения международного саммита на острове Русский, нам поручили реализацию этого проекта. «Крокус» не подвел, построив за неполные три года около 1 млн кв. м зданий практически в уссурийской тайге без всякой изначальной инфраструктуры. После этого нам доверили строительство двух стадионов – в Калининграде и Ростове к Чемпионату мира по футболу. Сейчас мы достраиваем участок Центральной кольцевой автомобильной дороги. Это только самые крупные наши проекты, которые были сданы с положительными оценками.
– Каковы планы компании на ближайшие годы?
– Мы продолжаем развивать наш город-спутник Крокус Сити. В наших планах остается строительство многоэтажного офисного здания, высотной гостиницы и комплекса апартаментов.
Заметным направлением в работе «Крокуса» стал ресторанный бизнес, который включает уже около 30 различного стиля заведений. Новые точки начинают появляться уже не только в наших собственных центрах, но и в комплексах других компаний. Особенностью всех наших проектов является их взаимосвязанность, что мы рассматриваем как основу успешности дальнейшего развития компании.
БиВ
Мы делали ставку, прежде всего, на чисто коммерческие проекты. Мы не стремились в сырьевой сектор, не участвовали в приватизационных аукционах
«Крокус» продолжает заниматься строительными проектами, и в результате компания превратилась в одного из ведущих девелоперов недвижимости на российском рынке
Дружба с Муслимом Магомаевым вдохновила меня на строительство Концертного зала. Мне хотелось создать культурный центр, в котором могли бы выступать выдающиеся артисты нашей страны
Особенностью всех наших проектов является их взаимосвязанность, что мы рассматриваем как основу успешности дальнейшего развития компании