Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Если театр начинается с вешалки, то путешествие начинается с аэропорта. Именно его мы видим первым в новой стране и последним – в своей. Очередь на паспортный контроль, объяснения с аэропортовыми служащими или потерянный — не дай бог! — багаж могут испортить настроение на весь отпуск. Поэтому особенно интересно узнать — какие хабы и терминалы считаются в мире самыми-самыми, а в какие пока лучше не прилетать.
При изучении многочисленных рейтингов авиакомпаний мира обращает на себя внимание тот факт, что сегодня многие перевозчики экстра-класса — азиатского происхождения. Singapore Airlines, Emirates, Thai Airways, Qatar Airways — давно в числе лучших. И азиатские терминалы также занимают лидирующие позиции на рынке авиаперевозок. Международный совет аэропортов опубликовал результаты очередного исследования качества обслуживания в воздушных гаванях мира. Труд более чем солидный: чтобы составить этот рейтинг, аналитики провели анкетирование 200 тыс. пассажиров в 108 аэропортах мира.
На верхней строчке рейтинга в 2009 г. оказался сеульский «Инчхон», за ним следуют сингапурский «Чанги» и Международный аэропорт Гонконга. Помимо этого, были проведены и исследования по регионам. На Черном континенте лучшим аэропортом стал южноафриканский «Джордж». Воздушная гавань швейцарского Цюриха была признана пассажирами наиболее удобной в Европе. В Северной Америке лучшим оказался терминал Галифакса.
Оценивают воздушные ворота разных стран не только профессионалы отрасли, но и сами пассажиры — ясно, что их заинтересованность ничуть не меньше. Международный интернет-портал путешественников WAYN.com (Where Are You Now) провел опрос среди своих пользователей, по его результатам был составлен рейтинг мировых аэропортов. Тут уже в лидерах оказалась Австралия. Именно в ее аэропортах реже всего теряют багаж и лучше всего обходятся с пассажирами. Больше шансов нарваться на неприятности у путешественников, прилетающих в лондонский «Хитроу». Второе и третье место в рейтинге худших у нью-йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди (JFK) и Международного аэропорта Лос-Анджелеса. С другой стороны, несмотря на длинные очереди и регулярные потери багажа, главный аэропорт Лондона признан самым безопасным. А вот наиболее опасными считаются терминалы Амстердама и Рима. Самыми неприветливыми были признаны сотрудники аэропортов США. Второе и третье место по недоброжелательности персонала получили Индия и, увы, Россия.
Когда спящий проснется
Обслуживание пассажиров — это именно то, на чем аэропортовому начальству экономить не стоит. Интернет-портал путешественников-профессионалов www.sleepinginairports.net публикует рейтинги, в которые попадать совсем не лестно. Лидерство в списке самых неудобных для сна аэропортов досталось парижскому аэропорту им. Шарля де Голля. Раскритикован по всем статьям: и грязно, и шумно, и душно, и еда скверная, и, как ни странно, оккупирован бездомными (прямо как московское метро). Еще и багаж здесь часто теряют. Серебро – у нашего «Шереметьево», очень, по мнению иностранцев, темного, третье место — у «Хитроу».
Во время финансового кризиса стоимость авиабилетов растет, поэтому пассажиры стараются найти способы перемещения подешевле. Одним из вариантов является использование стыковочных рейсов, которые зачастую стоят меньше, чем прямые перелеты. Да и отмена прямых рейсов в некоторые точки мира приводит к тому, что в пути волей-неволей приходится совершать пересадки. В этой ситуации туристов привлекает возможность не тратить деньги на ночевку в гостинице, а остаться в транзитной зоне аэропорта.
Международный опыт путешественников свидетельствует, что большинство аэропортов не считают нужным заботиться о комфортном сне для ожидающих позднего рейса или транзитных пассажиров, более того — спящий в аэропорту вызывает постоянное подозрение охраны. Удобные кресла (на которых при необходимости можно вздремнуть), кафе и рестораны, где цены не в несколько раз выше, чем в любом элитном ресторане города, чистые туалеты с большим количеством кабинок, бесплатный беспроводной доступ в Интернет — вот чего не хватает путешественникам... Тот же сайт www.sleepinginairports.net дает список лучших аэропортов, в которых провести ночь даже приятно. И уже в десятый раз с огромным отрывом побеждает сингапурский «Чанги». В этом аэровокзальном комплексе есть не только возможность зарядить сотовый телефон, бесплатно посмотреть фильм и не проспать рейс благодаря будильнику, вмонтированному в кресло. Транзитным пассажирам абсолютно безвозмездно предлагают съездить на экскурсию по городу или посетить плавательный бассейн. Тишина, спокойствие и почти стерильная чистота достигаются неустанным трудом целой армии уборщиков.
Среди лидеров по удобству — и аэропорт Амстердама «Схипхол», в котором утомленным путникам предложат массаж и спа-процедуры. Здесь есть помещение для медитаций, часовня и молельные комнаты для представителей всех религий с книгами на разных языках и даже филиал национального музея в зоне прилета открыли. Стоит выделить аэропорт Куала-Лумпура. Малайзийское ноу-хау — зал путешественника, работающий по системе «все включено», где за скромную сумму турист получает доступ к еде, Интернету, телевидению, мини-гольфу и множеству других приятных вещей. Также на хорошем счету уже упоминавшиеся хабы Сеула и Гонконга, терминалы Ванкувера, Осло, Окленда (отмечено выдающееся дружелюбие новозеландского персонала), Хельсинки и Афин. В Мюнхене пассажирам предоставляют информацию о том, как лучше и интереснее провести два-три часа в ожидании пересадки, аналогичным образом не дают заскучать в Лиссабоне, городские мини-экскурсии предлагает и «база» «АэроСвит», киевский Борисполь.
Теперь снова вернемся к «нехорошей десятке». Интересно остановиться на замыкающем список римском «Фьюмичино». Это достаточно удобный для длительного ожидания аэропорт — если не брать во внимание живущих здесь птиц, которые вполне могут «отметиться» прямо на голову пассажирам. Да и на скамейки садишься, только удостоверившись, что там нет свежего помета.
Битва за перевозчика
Авиакомпании Emirates и Qatar Aiways пришли на российский рынок практически одновременно, с интервалом в несколько недель. Да и похожи они очень — географически, этнически и технически. Обе принадлежат к азиатскому премиум-классу, кресло пассажира в салонах их самолетов оснащено персональным экраном с богатым выбором фильмов, а в бортовом меню нет блюд из свинины. А вот места для дислокации в Москве выбрали разные: дубайцы предпочли «Домодедово», а катарцы — Международный аэропорт «Шереметьево».
Несколько лет назад, после кардинального обновления, «Домодедово» удостоилось оценки «Воздушные ворота нашей страны в третьем тысячелетии». Раньше эта роль отводилась исключительно «Шереметьево-2», сданному в эксплуатацию к Олимпийским играм 1980 г. И вот 20 лет спустя традиционно работавшее только на внутренние рейсы «Домодедово» стало переманивать к себе иностранцев.
Швейцарцы разместились там одними из первых и были очень довольны. Менеджеры Swiss Air по продажам и маркетингу посчитали, что переезд оказался выгоден с экономической точки зрения. К тому же на новом месте и технологии новые, и «вертикаль власти конкретно обозначена», и инфраструктура аэропорта была сделана по европейской модели — компания имеет свою зону регистрации. Собственные стойки регистрации авиакомпаний стали явным козырем «Домодедово». British Airways, переехавшие сюда следующими, тоже получили свой «островок». На очень хорошем месте расположились начавшие полеты в Россию Thai Airways.
Неофициальное перетягивание каната — т. е. «постояльцев» — продолжается до сих пор. Еще одним «перебежчиком» из «Шереметьево» в «Домодедово» стали Austrian Airlines, затем поменяли аэропорт базирования Lufthansa и JAL. Одним из обстоятельств, вынуждавших авиакомпании переводить свои рейсы, была перегрузка «Шереметьево».
Однако сейчас «Шереметьево», так же как и «Домодедово», активно развивается. Да, «Домодедово» стало первым московским аэропортом, наладившим железнодорожное сообщение, а сегодня во все три столичных хаба можно приехать поездом, минуя автомобильные пробки (еще год назад бывшие страшным бичом для «Шереметьево»).
Но лучшим сейчас называют все-таки «Домодедово». В результате голосования посетителей портала www.travel.ru, именно он по итогам 2008 г. стал лауреатом ежегодной туристической премии «Звезда Travel.ru» в номинации «Лучший российский аэропорт» — как и в 2007 г. Крупнейший аэропорт России и Восточной Европы, маршрутная сеть — 207 направлений по всему миру, причем полеты по 84 из них совершаются в Московском авиационном узле только отсюда. За прошлый год были открыты регулярные рейсы в Чикаго, Будапешт, Дублин, Абу-Даби, Хьюстон, Гамбург, Остраву, Ивано-Франковск и Йошкар-Олу.
Ультрасовременный пассажирский терминал уже целую пятилетку входит в сотню ведущих мировых аэропортов, а с 2007 г., в соответствии с рейтингом Skytrax, — в тройку лучших аэропортов Восточной и Центральной Европы.
Михаил ГУРЕВИЧ, журнал «Большой бизнес»