тел. (495) 223-42-15

Бумажный мир

Границы рынка канцтоваров довольно сложно определить даже специалистам. Многие сегменты этого рынка могут считаться самостоятельными отраслями: ведь рынок писчей бумаги существенно отличается от рынка оргтехники или офисной мебели.

Целевая аудитория рынка канцтоваров позволяет условно поделить его на две большие и неравнозначные части: товары для школы и товары для офиса.

Эти две группы товаров, с одной стороны, имеют много общего, но в то же время резко различаются маркетинговыми стратегиями. Школьному сегменту свойственна сезонность и тесная привязанность к демографическим изменениями, он менее восприимчив к ценовой или иной политике игроков рынка. Офисный сегмент, напротив, обеспечивает внесезонный постоянный и стабильный спрос.

Общая грамотность населения планеты, а вместе с ней и число учебных заведений, растет. Это дает основания рассчитывать на небольшую, но стабильную глобальную прибавку спроса в «школьном» сегменте рынка. В разных странах, конечно, эта прибавка будет существенно различаться.

Офисные товары пользуются устойчивым спросом. К примеру, только в Германии (стране, население которой хоть и страдает от чрезмерной бюрократии, но любит бумагу и ее производные всей душой) в 2016 г. на оргтехнику, бумагу и канцтовары было потрачено около 12,3 млрд евро. При этом 60% затрат приходится на корпоративные расходы и только 40% – на частных лиц. Такая структура спроса характерна для глобального рынка в целом.

Предприятий и офисов, в том числе в развивающихся странах, становится все больше, офисные площади расширяются, и это является ключевым фактором, стимулирующим рост рынка канцтоваров – продукции для офисов, расходных материалов и материалов для печати требуется все больше.

Азиатско-Тихоокеанский регион, главным образом Китай, а также Индия, согласно прогнозам, останутся странами с самыми быстрорастущим экономиками примерно до 2025 г. Это должно подтолкнуть спрос и, как минимум, удержать мировой рынок канцтоваров на текущем уровне.

По мнению аналитиков из американской фирмы KD Market Insights, к 2023 г. объем мирового рынка канцтоваров может превысить 242,6 млрд долл. При этом, по оценкам разных исследователей, в течение ближайших пяти лет этот сегмент будет демонстрировать умеренный рост в среднем на 2,2–3% в год.

Самым крупным сегментом в мире канцелярских принадлежностей традиционно является рынок офисной бумаги и бумажно-беловых товаров (тетради, блокноты, ежедневники и т.п.). Прибыльным сектором рынка продолжает оставаться офисная мебель, спрос на которую растет в разных странах мира.

Оргтехника – принтеры, копиры и расходные материалы к ним – хотя и остается крупным и прибыльным сегментом рынка, но переход компаний и государственных структур по всему миру на электронный документооборот уже ударил по спросу на эту продукцию. Рынок оргтехники традиционно контролируют три крупные корпорации Hewlett-Packard Company (HP), Canon Inc. и Xerox Corporation, которую в январе 2018 г. купила японская Fujifilm.

Цифровизация – главный «враг» рынка традиционных канцтоваров. Не исключено, что в будущем она сведет потребность в канцелярских принадлежностях до минимума. Уже сейчас можно констатировать, что крупнейшая часть этого рынка практически остановилась в росте. Северная и Южная Америка традиционно лидировали с долей более 50% рынка. Однако сейчас спрос на пишущие принадлежности в США растет в лучшем случае на 1% в год.

Ключевыми игроками на мировом рынке канцелярских товаров пока остаются производители традиционных товаров, такие как Hallmark Cards, Inc., Pilot Pen Corporation of America, Crayola, CSS Industries, Faber-Castel, Parker, Bic, Koh-i-Noor и др.

Однако уже сейчас можно говорить о снижении прибыли. Так, один из крупнейших мировых производителей канцтоваров BIC столкнулся в 2018 г. с падением продаж. В августе 2018 г. компания объявила о снижении прибыли на 6,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Одной из последних тенденций рынка можно назвать рост потребности в «умных аксессуарах», и в частности рост интереса к «интеллектуальным» канцтоварам. Развитие технологий и цифровизация, массовое распространение доступных гаджетов, позволяющих делать заметки, продолжат подрывать спрос на традиционные пишущие принадлежности.

Среди основных тенденций, которые продолжат формировать спрос в ближайшие пару лет, можно назвать увлечение специализированными канцтоварами. В последнее время стала модной персонализация пишущих принадлежностей – ручки, блокноты, записные книжки и т.п. компании начали использовать в качестве корпоративных подарков для сотрудников и клиентов. Это, в свою очередь, повлекло за собой рост спроса в данной специфической нише.

Второй тренд, который актуален сейчас и, вероятно, сохранится в будущем – спрос на экотовары: пишущие принадлежности из вторично переработанной бумаги, дерева или бамбука. Например, компания 3М, известная всему миру торговыми марками Post-it и Scotch, начала выпускать липкие стикеры и ленты из переработанной бумаги. Эта тенденция, однако, весьма противоречива: с одной стороны, она подстегивает рост данной ниши рынка, с другой, тормозит рынок в целом, так как экологизация предъявляет повышенные требования к производству.

Одной из стабильных тенденций последних лет остается расширение сегмента товаров для творчества, спрос на которые останется в ближайшие годы стабильно высоким.

Наталья ПОПОВА

К 2023 г. объем мирового рынка канцтоваров может превысить 242,6 млрд долл.

Переход компаний и госструктур на электронный документооборот уже ударил по спросу на оргтехнику

В Германии в 2016 г. на оргтехнику, бумагу и канцтовары было потрачено около 12,3 млрд евро

Офисный сегмент рынка канцтоваров обеспечивает постоянный и стабильный спрос