Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
«Герлен, Шанель номер пять, Мицуко, Нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль…», – сладко пела Гелла на сеансе черной магии в театре «Варьете» в «Мастере и Маргарите». «Высший тип женщины – небожительница: красавица, … благоухающая духами Коти, даже Герлена…», – вторит Булгакову Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец». Уже почти два века духи Guerlain – неоспоримый символ роскоши.
Парфюмерный дом Guerlain – один из старейших в мире. В 2018 г. ему исполнилось 190 лет. Можно назвать всего лишь несколько компаний, чья история длиннее – это Creed (1760), Houbigant (1774), Roger & Gallet (1709). Возможно, есть еще пара имен.
Это одна из немногих компаний, которая за всю свою историю не отвлекалась на выпуск какой-либо продукции, помимо основной – парфюмерии, косметики и средств ухода за собой. Мода на диверсификацию, как принято теперь говорить, обошла ее стороной. Уникальность фирмы и в том, что вплоть до 2002 г., т.е. более 170 лет, ее руководителями и главными парфюмерами были не просто члены семьи Герлен, но прямые наследники ее основателя, Пьера Франсуа Паскаля Герлена – его сыновья, внуки и правнуки.
Постигая тайны ботаники
Пьер Франсуа Паскаль Герлен родился 3 апреля 1798 г. в г. Абвиль, в Пикардии. В 19 лет он нанялся в фирму Briard, торговавшую парфюмерными товарами собственного изготовления, а затем поработал еще в двух компаниях, укрепивших его знания в этой области.
В конце XVIII – начале XIХ в. законодательницей моды была вовсе не Франция, как теперь, а Англия («Как денди лондонский одет…»). В то время Лондон был самым большим городом мира, а Англия – наиболее развитой страной, переживавшей период расцвета экономики, промышленности, культуры. Туда ехали изучать искусства и науки. Она же считалась непревзойденным авторитетом во всем, что касалось парфюмерии, всяческих мазей, притирок, кремов и лекарств. Именно туда и отправился юный Герлен постигать медицину и химию – благо, его родной Абвиль находился всего в 20 км от Ла-Манша. Он узнал о существовании молекул, постигал тайны ботаники, учился составлять различные композиции в правильных пропорциях.
В 1828 г. Пьер Франсуа Паскаль вернулся во Францию, чтобы на практике применить свои знания. Он открыл маленький бутик на улице Риволи, где стал предлагать парфюмерию, уксусы и аптечные продукты. Поначалу он продавал английские товары, которые во Франции произвели настоящую сенсацию, например лосьон Gowland или духи «Душа цветов» (Extract of Flowers). Но постепенно он перешел к собственному творчеству, открыл лабораторию, где начал экспериментировать с запахами.
Поставщик королевских домов
Ароматы Герлена нравятся покупателям, среди которых появляются и знаменитости. Например, писатель Оноре де Бальзак. Его постоянными клиентами становятся герцогини Баденская и Вюртембергская, другие титулованные особы.
Особым спросом пользовались парфюмированные воды, которые он продавал дороже всех в Париже – по 15 франков за литр. Популярными были его специальные смеси для ароматизации писем, листков альбома и книг, а также ароматизированный зубной порошок. В 1830-е гг. Герлен становится самым дорогим и самым модным парфюмером Парижа. Дело расширяется и процветает. В 1840 г. он открывает магазин в гораздо более престижном районе Парижа – на Рю де ла Пэ.
В том же году он выпустил первые твердые румяна, упакованные в фарфоровые футляры, и открыл собственный парфюмерный завод в г. Коломбе.
Уже тогда начала складываться особая связь фирмы Guerlain со своими клиентами – работа по индивидуальным заказам, что и сегодня является ее отличительной особенностью. По просьбе своих знатных клиентов он создавал парфюмерные композиции для специальных событий – приемов, свадеб, официальных мероприятий. В свете стало модным «блеснуть» своим, особым, ароматом, которого нет у других.
В январе 1853 г. состоялось главное светское событие Парижа – свадьба императора Наполеона III с Евгенией де Монтихо. Специально для него Герлен создал духи Impériale («Империал»). У стеклянных дел мастеров Pochet et du Courval он заказал хрустальный флакон, украшенный золотыми пчелами – символом императорской династии Бонапартов. Эта пчела с тех пор стала также и эмблемой парфюмерного дома Guerlain.
Евгения пришла в восторг от духов, и Герлен получил почетный статус «Официального парфюмера Ее величества». Всего за три десятилетия Guerlain стал самым известным парфюмерным домом Европы.
Понимая необходимость расширять сбыт, он начинает поставки своей продукции в десятки городов Франции, а затем выходит за ее пределы, окутывая своими ароматами все европейские столицы, а затем и Москву, Калькутту, Нью-Йорк.
Он становится официальным поставщиком королевы Великобритании Виктории, королевы Испании Изабеллы, императрицы Австрийской Сисси, не забывая и о российском императорском дворе. Для семьи Романовых он создал духи Cour Moscovite («Московский двор») и L’eau de Cologne Imperial Russe («Русский Империал»).
Пьер Франсуа Паскаль Герлен в своей работе руководствовался принципами, соблюдения которых требовал от всех сотрудников компании. Каждое утро, приходя на работу, они видели слова, начертанные на фронтоне здания фабрики: «Делайте хорошие вещи, никогда не жертвуйте качеством. Что касается остального, идеи должны быть простыми, и следует скрупулезно воплощать их в жизнь».
Наследники
Пьер Франсуа Паскаль Герлен умер в 1864 г. Его сыновья, Эме и Габриэль, постигавшие мастерство рядом с отцом, унаследовали процветающий бизнес. Эме Герлен (1834–1910) оказался талантливым парфюмером. Его брат занялся управлением компанией.
Можно сказать, что именно Эме заложил основы современной парфюмерии. В те времена парфюмеры стремились лишь повторять ароматы природы, воспроизводить их. Эме совершил революцию в парфюмерном искусстве – он впервые ввел в натуральную композицию синтетические составляющие.
Эме создавал все новые и новые ароматы – в 1884 г. он представил публике духи Fleur d’Italie, в 1885 г. – Skine, в 1887 г. – Rococo.
Но настоящая сенсация произошла в 1889 г., когда Эме Герлен выпустил Jicky, духи, получившие свое имя в честь его племянника Жака, сына Габриэля. Jicky стал первым ароматом, в состав которого, наряду с натуральными лавандой, бергамотом и норковым маслом, вошли искусственные ингредиенты – ванилин, кумарин и линалоол, спирт с устойчивым цветочным запахом ландыша, кориандра, шалфея. Духи получились стойкими и оригинальными, подходящими как для мужчин, так и для женщин. Бутылочка, в которой они продавались, закрывалась пробкой, напоминающей пробку шампанского. Успех был феноменальным. Духи Jicky производятся и по сей день.
Эме Герлен первым разложил аромат на три составляющие – начальную ноту, ноту сердца и базовую ноту.
Сады любви
После смерти Эме в 1910 г. компания перешла в руки сыновей Габриэля, Жака (того самого Jicky) и Пьера. Они также поделили обязанности – Пьеру досталась коммерческая часть работы, а Жак взял на себя составление ароматов. За время существования дома под управлением Жака и Пьера семейный бизнес вышел на широкую международную арену, продукция Guerlain стала продаваться по всему миру. Духами от Guerlain стали восхищаться не только королевские особы и высший свет, но и новые кумиры – звезды кино и эстрады.
Выдающимся творением Жака стали духи Shalimar, которые он создал в 1925 г. Не будет преувеличением сказать, что и сегодня Shalimar – одни из самых узнаваемых и популярных духов в огромной коллекции ароматов Guerlain. В 1920-е гг. в Европе увлекались всем «восточным». Духи Shalimar, название которых переводится как «Сады любви», были навеяны древней легендой о трагической истории любви индийского правителя Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал.
Жак Герлен – величайший «нос» XX века – в душе был поэтом. Друг знаменитых художников и коллекционер, он считал аромат настоящим произведением искусства, требующим соответствующего оформления. Каждый новый аромат, считал он, достоин нового флакона, как картина – рамы. Такой подход к созданию продукта стал переворотом для отрасли. Guerlain стал сотрудничать со знаменитым французским производителем хрусталя Baccarat crystal.
В 1914 г. парфюмерный дом Guerlain открыл двери своего нового «жилища» на Елисейских полях, 68. Там он находится и по сей день.
От вечности – к сиюминутности
В 1955 г. Жак создал свои последние духи – Ode. В работе ему помогал младший внук – Жан Поль, который и стал во главе компании, когда Жак Герлен умер в 1963 г.
Жан Поль с 15 лет учился у деда тонкостям парфюмерного дела. Когда во Франции сильные заморозки уничтожили все посадки нарцисса, Жак предложил внуку создать этот запах самому, с чем тот успешно справился. Жак знал, что передает дело в руки талантливого наследника.
В 1994 г. Жан Поль продал семейную компанию корпорации Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH), мировому лидеру в сегменте товаров класса люкс. Корпорации сейчас принадлежит исключительное право на использование бренда Guerlain.
Жан Поль Герлен еще восемь лет после продажи продолжал создавать ароматы в команде молодых парфюмеров.
«Однако с продажей многое изменилось, и в первую очередь – ритм, – писал он в одной из своих книг. Если раньше Guerlain никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999 г. на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых – limited edition, то есть изначально рассчитанные не на вечность, а на сиюминутный спрос».
Герлен уволился из своей компании в 2002 г. и написал несколько книг о своей жизни и работе парфюмера.
Герлинад
Историк и теоретик моды и культуры Ольга Вайнштейн в своем двухтомнике «Ароматы и запахи в культуре» так описывает парфюмерные принципы дома Guerlain.
«Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, навороченными: их составляющие не играют в прятки и не заслоняют друг друга, поскольку их немного.
Во-вторых, явное предпочтение отдается натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20%.
В-третьих, очень большое значение придается дизайну флаконов: флакон для аромата – что платье для женщины.
И наконец, самое главное: герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый герлинад (guerlinade). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка, роза и ваниль».
Вся продукция Guerlain производится только во Франции. В Орфене, близ Рамбуйе, делают духи. Ручной труд мастеров сочетается здесь с автоматизированными производственными линиями. На фабрике, которая насчитывает 120 сотрудников, ежегодно производится 1 млн л духов в 13 млн флаконах. Специализация предприятия в Шартре – косметика и средства для ухода за кожей.
Министерство экономики и промышленности Франции присвоило компании Guerlain звание «Живое наследие».
Ирина СКИБИНСКАЯ
Вся продукция Guerlain производится только во Франции
Жан Поль Герлен уволился из своей компании в 2002 г. и написал несколько книг о своей жизни и работе парфюмера
Каждый новый аромат достоин нового флакона, как картина – рамы
Эме Герлен заложил основы современной парфюмерии, начав использовать синтетические составляющие
Выдающимся творением Жака Герлена стали духи Shalimar, которые он создал в 1925 г.
С 1994 г. исключительное право на использование бренда Guerlain принадлежит корпорации LVMH. Компания перестала быть семейным бизнесом, но приобрела все преимущества межнациональной корпорации.
До 2002 г. пост главного парфюмера Guerlain передавался по наследству, но после ухода Жана-Поля Герлена компания стала приглашать парфюмеров со стороны, часто для создания одного или нескольких ароматов.
Самыми известными ароматами Guerlain можно назвать Impériale, Jicky, L’Heure Bleue, Mitsouko, Vol de Nuit, Shalimar, Samsara, Vetiver, L´Instant de Guerlain и Insolence.
Несмотря на то, что компания Guerlain была первой, которая ввела синтетические вещества в состав своих ароматов, она до сих пор использует главным образом натуральные ингредиенты. На долю «синтетики» приходится не более 20% состава смеси.
В 1987 г. Guerlain создал инновационную пудру Météorites («Метеориты») в форме небольших разноцветных шариков – белых для осветления, зеленых для уменьшения красноты, а также фиолетовых, розовых и перламутровых для сияния и блеска.