тел. (495) 223-42-15

Телевидение: посмотреть и себя показать

Цифровая экономика добралась до самых дальних уголков нашей жизни и приняла сотни обличий. Компьютерные, телевизионные, информационные, коммуникационные и мобильные технологии настолько тесно переплетены, что в большинстве случаев их просто невозможно разделить.

Говоря о выставках телекоммуникаций, крайне важно сразу определить круг мероприятий, о которых пойдет речь.

Во главе компьютерных выставок стоит CEBIT в Ганновере. В сегменте мобильных устройств, т. е. планшетов и смартфонов, господствует Mobile World Congress в Барселоне. Рынок телевизионных сериалов и блокбастеров можно найти на MIPCOM в Каннах и на аналогичных ярмарках в Азии и Америке.

Здесь речь пойдет о международных выставках технологий телекоммуникаций и телевещания. В XXI в. эта отрасль развивается с молниеносной скоростью, оказывая огромное влияние на все сферы жизни, начиная с космической навигации и заканчивая утюгом со встроенной функцией дистанционного отключения. В такой ситуации роль профильных выставок многократно возрастает. Именно они демонстрируют весь спектр инновационных разработок и готовых коммерческих решений, дают возможность напрямую общаться с новаторами, узнавать и проверять их «чудеса» и в итоге формировать рынок.

Мир в сетях телекоммуникаций

Крупнейший в Европе ежегодный телерадиовещательный форум IBC (International Broadcasting Convention) недавно отпраздновал полувековой юбилей. В сентябре 2018 г. он разместился в 15 залах выставочного комплекса RAI Amsterdam (Амстердам, Нидерланды), собрав 1678 экспонентов из 170 стран, 56 тыс. посетителей и 400 спикеров отраслевой конференции. Экспозиция делилась на три зоны, определенные циклом жизни аудио-видео продукции: создание, управление, доставка до потребителя.

Тематические разделы охватывали все возможные виды оборудования и технологий, связанных с телевещанием, плюс музыкальная электроника, программное обеспечение и многое другое.

По традиции IBC сопровождают множество конференций и семинаров с участием первых лиц ведущих технологических компаний мира. По сути, здесь не только обсуждают, но и формируют тенденции развития отрасли.

Разумеется, наряду с IBC в Европе есть и другие смотры телекоммуникаций. Одним из самых известных считается международная выставка беспроводного и широкополосного доступа, компонентов, оборудования и тестирования Broadband World Forum, которую Informa Telecoms & Media Group каждый год проводит в разных городах. В октябре 2018 г. она состоялась в Берлине с участием 121 экспонента и 4,5 тыс. гостей.

В Южной Европе роль лидера прочно закрепилась за SMAU Milano. В октябре 2018 г. в Милан приехали 331 экспонент и свыше 30 тыс. посетителей. Организатор – Smau Servizi. Главное достоинство проекта – идеология «открытых инноваций», предполагающая активное участие в экспозиции и деловой программе не только отраслевых ассоциаций, но и широкого круга научных, образовательных и информационных структур – университетов, исследовательских институтов и лабораторий, школ бизнеса и пр.

Ближний Восток на этом рынке представлен двумя небольшими, но очень насыщенными мероприятиями, пользующимися высочайшим покровительством местных эмиров: QITCOM в Дохе, столице Катара (2017: 67 экспонентов), и COMEX в Маскате, главном городе Омана (2018: 110 экспонентов).

В Индии на звание крупнейшего смотра телекоммуникаций претендуют две примерно равные выставки в Мумбаи, причем обе связаны с иностранным капиталом и привлекают порядка 10 тыс. посетителей. Пока с минимальным отрывом лидирует InfoComm India, индийская «дочка» американского бренда InfoComm (2018: свыше 200 экспонентов из 20 стран). Немного отстает Broadcast India Show – проект компании NürnbergMesse India Pvt (2017: 170 участников из 36 государств).

В соседнем Китае, где конкуренция выставок высоких технологий традиционно высока, имеется несколько крупных проектов, прямо и косвенно связанных с телекоммуникациями, при этом, что характерно, практически каждый из них рекламируется как крупнейший в Китае или в Азиатско-Тихоокеанском регионе.  

Главный претендент на первое место – международная выставка технологий и оборудования для телерадиовещания CCBN (China Content Broadcasting Network Expo) в Пекине. Судя по пресс-релизу, каждый год она собирает свыше 1 тыс. экспонентов и 100 тыс. посетителей из 30 стран. Деловая программа включает конгресс по развитию телевещания CCBN-BDF, технические и деловые конференции.

Статистика другой пекинской выставки телевидения, радио и киноиндустрии BIRTV известна точнее: 519 экспонентов и 56,3 тыс. посетителей (2017). BIRTV входит перечень мероприятий 12-го пятилетнего плана развития культуры КНР.

Третья выставка телекоммуникаций Beijing InfoComm China в апреле 2018 г. представила 350 экспонентов, их гостями стало около 32 тыс. специалистов из 90 стран.

За пределами китайской столицы самой большой выставкой информационных технологий страны называют CITE (China Information Technology Expo) в Шеньчжене, но она носит более широкий характер, выходя за рамки телекоммуникаций: промышленные роботы, «умный дом» и пр. Статистика на сайте, а другой информации нет, представляет собой классический вариант «круглых цифр»: 1500 компаний, 100 тыс. посетителей, 100 тыс. кв. м.  

Оставим Китай и перенесемся в соседние страны. В Сеуле проходит ежегодная выставка KOBA (2017: 276 компаний), в Сингапуре – Broadcast Asia и Communic Asia (2017: 632 экспонента), в Джакарте – Broadcast Indonesia и Communic Indonesia (2017: 260 участников).

На африканском континенте вне конкуренции AfricaCom в Кейптауне (2018: более 400 экспонентов).

Америка впереди

По традиции США считаются одним из мировых лидеров индустрии телекоммуникаций и телевещания. Ключевыми выставочными брендами в этом сегменте рынка называют InfoComm и NAB, при том что они весьма значительно отличаются друг от друга.

Крупнейшую в западном полушарии международную выставку связи, телекоммуникаций, аудиовизуального оборудования и цифровых технологий InfoComm ассоциация AVIXA (Audiovisual and Integrated Experience Association) проводит ежегодно в разных городах страны. В 2018 г. в ней участвовало свыше 1 тыс. экспонентов и 44 тыс. гостей из 110 стран (для США такой географический охват – большая редкость). Каждый год InfoComm предлагает тысячи образцов современной техники. Деловая программа нацелена исключительно на получение слушателями практической пользы для их бизнеса. Особо выделяются образовательный курс InfoComm University и непременный в эпоху феминизма деловой завтрак Women of InfoComm Network Breakfast. К слову, побывать на InfoComm – удовольствие не из дешевых. Входной билет на три дня стоит 300 долл., правда устроитель обещает неожиданные скидки и приятные сюрпризы.

Второе американское событие глобального масштаба – NAB (National Association of Broadcasters Annual Convention and International Exposition) в Лас-Вегасе. Специализированная выставка цифровых средств массовой информации и развлекательного контента (так специалисты называют готовую телевизионную продукцию) ведет свою историю с 1922 г. С тех пор каждый год Национальная ассоциация вещателей США готовила свой проект, доведя его до рекордных показателей: 1,7 тыс. экспонентов, 93 тыс. кв. м площади и свыше 200 конференций, семинаров и дискуссий.

Следующий конвент состоится в апреле 2019 г., при этом по состоянию на конец октября уже было занято 1134 стенда. Устроитель позиционирует NAB как уникальный пример конвергенции индустрии развлечений, телекоммуникаций и электронных СМИ. И это полностью соответствует действительности. На стендах представлены не только оборудование и компоненты, но и сотни художественных и анимационных фильмов. Наряду с главным шоу в Лас-Вегасе, ассоциация готовит еще два мероприятия: NabShow New York (2018: 345 экспонентов) и NabShow Shanghai в Китае (свыше 300 экспонентов).

Понятно, что в США можно найти десятки аналогичных событий меньшего размера. Чаще всего они носят характер конференции. Внимание гостей акцентируется на деловой программе и перечне спикеров, а выставочная экспозиция, если она вообще есть, носит вспомогательный характер: на сайте экспоненты перечисляются в разделе «Sponsors & Exhibitors». Это конвент информационно-коммуникационных технологий UTC Telecom & Technology, образовательная выставка ISE Expo, выставка-конференция телекоммуникационного оборудования и услуг для сельских районов RTIME (Rural Telecom Industry Meeting & Expo) и другие.

Как известно, большинство отраслевых конференций в США каждый год проходит в новом городе, благодаря чему среди владельцев площадок идет нешуточная конкурентная борьба.

Глобальный форум местного значения

Глобальный форум информационно-коммуникационных технологий ITU Telecom World, судя по названию, претендует на звание ведущей отраслевой выставки мира. Но по сути это не так. Организатором форума выступает ITU Telecom, дочерняя структура объединения International Telecommunication Union – специализированного учреждения ООН по вопросам информационно-коммуникационных технологий.

По своему статусу ITU Telecom World – независимый некоммерческий проект, организованный с целью ускорения инноваций в сфере телекоммуникаций в интересах социального и экономического развития всех регионов мира. Каждый год он проводится в другой стране, представляя разработки по самым перспективным направлениям, таким как искусственный интеллект, виртуальная реальность, формат 5G, электронное здравоохранение, мобильный банк и пр. Важнейшей частью форума считается вручение наград ITU Telecom за достижения в сфере телекоммуникаций, оказывающие позитивное влияние на развитие общества.

Очевидно, что проект играет важную роль в распространении передовых технологий в развивающихся странах, но назвать его глобальным или всеобъемлющим вряд ли возможно. Следующий форум состоится в Будапеште в 2019 г.

Россия: берем только лучшее

В нашей стране проходят две авторитетные выставки, прямо связанные с индустрией телекоммуникаций.

Прежде всего, это форум CSTB Telecom & Media, который в течение вот уже более 20 лет открывает новый деловой сезон после новогодних каникул. Проект интересен как пример успешного слияния двух родственных сфер бизнеса: технического вооружения индустрии телевидения и рынка готовой телевизионной продукции. За два десятилетия он стал главной стартовой площадкой запуска новых технологий. К тому же именно здесь рождаются новые телевизионные проекты, а порой – и целые телеканалы.

Тематика CSTB охватывает все направления индустрии телекоммуникаций: цифровое телевещание, спутниковую связь и глобальную навигацию, эфирное, кабельное и спутниковое телевидение, Интернет, системную интеграцию; инфраструктуру отрасли, программное обеспечение и пр.

В целом, выставка представляет пять групп экспонатов, соответствующих разным стадиям жизни контента (по тому же принципу, что и IBС в Амстердаме): технологии создания и доставки до телезрителя; готовая продукция; управление контентом; телевидение и видео; инновации и технологии в медиапространстве.

Второй профильный проект – NATEXPO, международная выставка профессионального оборудования, технологий кинопроизводства и организации вещания на телевидении, радио и в интернете. В отличие от CSTB, выставка носит 100%-но технический характер. В октябре 2018 г. свои разработки показали 92 экспонента, в основном производители и поставщики студийной, съемочной и звукозаписывающей техники, оборудования для телекоммуникаций и цифрового кинематографа, аппаратных средств и программного обеспечения. Организатор – компания «Экспо-НАТ».

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

Крупнейший в Европе ежегодный телерадиовещательный форум IBC (International Broadcasting Convention) недавно отпраздновал полувековой юбилей

В Китае несколько крупных проектов, связанных с телекоммуникациями. Претендент на первое место – выставка технологий и оборудования для телерадиовещания CCBN

Устроитель позиционирует NAB как уникальный пример конвергенции индустрии развлечений, телекоммуникаций и электронных СМИ

Побывать на InfoComm – удовольствие не из дешевых. Входной билет на три дня стоит 300 долл.

В Латинской Америке главная выставка телевещания и медиа-технологий – SET EXPO в Сан-Паулу. В августе 2018 г. в бразильский мегаполис съехались 150 экспонентов и более 14 тыс. гостей из Бразилии и 37 зарубежных стран.

Очередная выставка CSTB Telecom & Media состоится в МВЦ «Крокус Экспо» с 29 по 31 января 2019 г. В CSTB–2018 участвовали 113 экспонентов, включая все ведущие телеканалы России и крупные международные корпорации, показавшие 280 российских и международных брендов. В те же дни в МВЦ «Крокус Экспо» побывало 25,2 тыс. гостей. В рамках конференции, а это около 20 тематических секций, семинаров и дискуссий, выступило свыше 185 экспертов.

В сентябре 2018 г. на ITU Telecom World в Дурбане (Южная Африка) были представлены 204 компании: на собственных стендах – 25, в коллективных экспозициях – 179. Всего насчитывалось 24 национальных павильона, в основном стран Африки, а также Китая, Кореи, Азербайджана, Ирана и Бангладеш. Главные, платиновые спонсоры – Саудовская Аравия и холдинг Huawei Technologies.