Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Мюнхенский институт экономических исследований IFO по заказу Ассоциации немецких торговых ярмарок AUMA провел масштабный маркетинговый анализ экономической эффективности выставок в Германии.
Исследование охватывает четырехлетний период – с 2014 по 2017 гг. Столь много времени потребовалось для учета мероприятий, проходящих с разной периодичностью (ежегодно, раз в 2 или в 3 года). Были собраны анкеты около 50 тыс. посетителей и 30 тыс. экспонентов в разных регионах страны.
Авторы отчета констатируют, что в Германии регулярно проводится не менее 2/3 крупнейших мировых выставок в различных отраслях промышленности и индустрии услуг. В течение года здесь проходит от 150 до 180 масштабных международных и национальных экспозиций с участием примерно 10 млн посетителей и 180 тыс. экспонентов, арендующих стенды общей площадью 6,7 млн кв. м.
Самой позитивной тенденцией стал рост количества иностранных участников и посетителей в сравнении с данными аналогичного исследования 2009 г. – на 89 тыс. и 400 тыс. соответственно.
В то же время в Германии имеется множество небольших региональных ярмарок, статистика которых приводится отдельно: 52 тыс. экспонентов, 6 млн гостей и 1,5 млн кв. м площади.
По данным исследования, воздействие выставок носит многослойный и мультипликативный характер. Активно развиваются не только выставочный бизнес и связанные с ним структуры (маркетинговые и рекламные компании, типографии, застройщики и пр.), но и вся индустрия гостеприимства – гостиницы, рестораны, кафе, городской и междугородний транспорт, туристическая инфраструктура.
В общей сложности, экспоненты и посетители немецких выставок ежегодно тратят около 14,5 млрд евро. На долю экспонентов приходится 9,6 млрд. Больше всего – 2,9 млрд (30,3%) они платят за подготовку экспозиции и дополнительные услуги, значительно меньше – за аренду площади (21,2%), привлечение временного персонала (15,6%), проживание и питание (13,5%).
Ежегодные расходы посетителей составляют 4,7 млрд евро, их распределение выглядит следующим образом: проживание – 26,1%, транспорт, экскурсии и культурная программа – 21,6%, питание – 21,5%.
В течение года немецкие выставки генерируют финансовые потоки в объеме 28 млрд евро, что, в свою очередь, дает 4,5 млрд евро налоговых поступлений в бюджеты всех уровней – федеральный, региональные и муниципальные. Сравнительная оценка показала, что с 2009 г. сбор таких налогов вырос на 700 млн евро.
Наряду с этим выставки в Германии ежегодно обеспечивают 231,1 тыс. рабочих мест с полной ставкой, что на 4,8 тыс. больше, чем в 2009 г. Характерно, что лишь 128,3 тыс. «выставочных» рабочих мест непосредственно связаны с организацией выставок, остальные 102,8 тыс. не имеют к ним прямого отношения (сотрудники Немецкой железной дороги, авиакомпаний, торговых центров и пр.)
Подводя итоги исследования, авторы подчеркивают: все приведенные цифры касаются лишь конкретных расходов экспонентов и посетителей в период проведения мероприятий – они понятны, просты, расписаны по статьям и легко считаются.
В то же время, никто не учитывал долгосрочные результаты контрактов и сделок, заключенных по итогам работы на выставках (развитие производства, рост прибыли, создание новых рабочих мест, дополнительные налоговые платежи и пр.). Очевидно, что с учетом мультипликативных факторов эффективность немецких выставок многократно увеличится. Выставки – один из главных локомотивов национальной экономики, по этому вопросу в стране сложился национальный консенсус.
В течение года выставки в Германии генерируют 4,5 млрд евро налогов и обеспечивают 231 тыс. рабочих мест
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ