Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Известно, что первые духи появились более 4 тысяч лет назад в древнем Египте. Точной информации о том, когда люди начали подделывать ароматы, нет, но отсчет стоит начать с ХХ в., ибо триггером первых подделок стал коммерческий успех духов крупных домов моды.
Миллионы, триллионы
Сейчас рынок поддельной косметики и парфюмерии постоянно растет, угрожая не только доходам парфюмерно-косметических корпораций, но и здоровью покупателей. В 2017 г. только бренды класса люкс потеряли на подделках своих товаров около 30,3 млрд долл. Такие данные приводятся в последнем отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Авторы другого отчета о производстве контрафактной продукции Global Brand Counterfeiting Report предсказывают, что в 2018 г. глобальный рынок подделок достигнет 1,2 трлн долл., а к 2020 г. – 1,8 трлн долл. Косметическая продукция также в числе популярных подделок. По данным тех же отчетов, только с 2011 по 2013 г. изъятия поддельной косметики и парфюмерии выросли на 25%.
Парфюм не самый «подделываемый» продукт в мире, лидерство в этом печальном рейтинге прочно удерживает электроника, однако в том же 2017 г. общемировой рынок поддельной парфюмерии уже достиг 3,8 млрд евро, цитирует данные ОЭСР испанская газета El Pais.
Глобализация подстегивает интерес к брендам класса люкс по всему миру. Покупатели теперь ищут и находят Chanel № 5 или Miss Dior не только в европейских бутиках и сетях Duty Free в аэропортах, но и в небольших магазинах в российской провинции или на базарах Стамбула и Шанхая. Стимулом роста продаж поддельной парфюмерии в последние годы становится электронная торговля.
Такие гиганты онлайн-продаж, как Amazon и Aliexpress, с одной стороны, не успевают отслеживать нечестных дилеров, с другой стороны, сам принцип интернет-торговли позволяет с легкостью обмануть покупателя. На сайте описание, фото и цена товара могут соответствовать оригинальному продукту, но вот реальная покупка, которая придет по почте, вполне может оказаться фальшивкой.
Восточные хитрости
Лидером мирового контрафакта остается Китай, здесь производится и большинство поддельных косметических и парфюмерных продуктов, распространяемых затем по другим странам. По данным ОЭСР, с 2011 по 2013 г. Китай был источником 59% поддельных косметических препаратов и парфюмерии, изъятой по всему миру. Ряд товаров производится в Малайзии, Таиланде, Индии и Сингапуре, а затем экспортируется в Европу, США или Саудовскую Аравию.
Следом за Китаем на вершине рейтинга контрафакта, впрочем, с большим отрывом от лидера, идут Турция и Объединенные Арабские Эмираты, за тот же период – 19% и 8% товаров от общего объема изъятий соответственно.
Для европейского парфюмерного рынка главной угрозой является Турция, где производят контрафактную парфюмерию и косметику, реализуемую затем исключительно на внутреннем рынке ЕС. Ключевым перевалочным пунктом служит Албания. Только в 2013 г. европейская таможня изъяла контрафактной косметики и парфюмерии на сумму более 26 млн евро, 52% этой продукции было произведено в Турции.
Меры приняты
На российском рынке в последние годы благодаря принимаемым мерам ситуация с подделками существенно улучшилась. Контрафакт составляет около 9% от общего объема парфюмерии. Такие данные со ссылкой на главу «Русбренда» Алексея Поповичева и исследование Высшей школы экономики приводили «Ведомости» в июне текущего года. Купить поддельные ароматы в России все еще легко, но нарваться на поддельную «Шанель» все-таки больше шансов на рынках, при торговле с рук, по объявлениям. В больших сетевых магазинах, как правило, продается аутентичная парфюмерия и косметика. За оборотом парфюмерии в России довольно жесткий контроль: деятельность этой части рынка анализируют Ассоциация производителей парфюмерии и косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ), Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (РПКА), содружество производителей фирменных торговых марок «Русбренд» и Ассоциация прямых продаж (АПП).
Обращение парфюмерной продукции на рынке контролирует Роспотребнадзор, за ввозом продукции следит таможенная служба, кроме того контролем спиртосодержащих продуктов (в том числе духов и туалетных вод) занимается ЕГАИС (госсистема учета алкоголя).
Однако, при всем том, понятие «подделка» в мире ароматов имеет очень расплывчатое определение.
Имитации, версии и подделки
Подделкой мы называем вещь, старательно притворяющуюся оригиналом. Производители поддельной парфюмерии копируют не только аромат, но и флакон, и упаковку. Однако при сравнении оригинала и подделки всегда можно заметить разницу в качестве изготовления того же флакона или нанесенной на нем надписи. Это, в первую очередь, и определяет подделку: вы смотрите на упаковку, на которой написано Versace, Dior или Chanel, и не предполагаете подвоха. В данном случае ситуация предельно ясна, это кража интеллектуальной собственности – названия, аромата, флакона.
Другое дело – «имитация». В начале 2000-х российский рынок был наводнен подобными «духами». Изготавливались и разливались они, к примеру, в той же Турции на основе парфюмерных композиций, соответствующих оригинальным ароматам, но стоящих гораздо дешевле. Отличить имитацию от оригинала в данном случае может даже ребенок. Hugo Bass, Chanell – подобные «ошибки» в написании брендов делались намеренно. Это не открытое копирование, а скорее мимикрия, рассчитанная на неискушенного, наивного покупателя. В настоящее время подобное запрещено законом.
Версия – на сегодняшний день единственная форма легального существования поддельного парфюма, который даже не пытается прикинуться оригиналом. При производстве версий не используют названий брендов, не подделывают внешний вид, но копируют аромат. Такие духи часто продают в разлив в одинаковых, простой формы флаконах.
Парфюмерные композиции таких ароматов действительно максимально похожи на оригинал и отдушки, но в 2–3 раза дешевле. Часто их покупают у тех же компаний, к которым обращаются оригинальные производители. Но сами бренды используют этот тип недорогих отдушек для сопутствующих товаров, таких как лосьоны и гели или ароматические свечи, на производство духов и туалетной воды идут другие, более дорогие ингредиенты.
В случае имитаций или версий проблема в качестве, такие ароматы объективно менее стойкие, чем оригинал. В случае же откровенной подделки существует риск для здоровья покупателя.
Состав поддельных ароматов весьма разнообразен: антифриз, бактерии и даже… моча. Некоторые производители используют ее в качестве стабилизатора pH или для придания цвета. Цель производителя и продавца в данном случае лишь создать видимость реального продукта, что произойдет с покупателем после покупки, никого не интересует. Самым безобидным для жертвы в лучшем случае станет потеря денег, в худшем – химический ожог или дерматит.
Близнецы, но не братья
Сеть пестрит советами о том, как отличить оригинальный парфюм от подделки, но со временем и эти лайфхаки перестают действовать. Качество подделок растет: с появлением 3D-принтеров уже не так сложно сделать копию флакона, полностью соответствующую оригиналу. Однако и тут подделка выдаст себя невысоким качеством стекла.
Итак, что же выдает подделку? В первую очередь, качество исполнения. Упаковка поддельной парфюмерии часто сделана, что называется, «тяп-ляп». Может отсутствовать картонный каркас, закрепляющий флакон внутри упаковки, или целлофановая обертка. Если обертка есть, то можно заметить клей на ее стыках, оригинальный парфюм упаковывают иначе – термометодом.
Надписи на упаковках могут быть с ошибками, без указания страны-производителя или штрихкода. Штрихкод, к слову, один из важнейших показателей, у оригинального парфюма он расположен в нижней части упаковки, на нем всегда указана страна-производитель. Настоящие производители часто указывают на упаковке еще и номер партии.
Сам парфюм можно посмотреть на просвет: в нем не должно быть осадка или необычного оттенка, а если встряхнуть духи или туалетную воду, то пузырьки воздуха должны исчезать в течение 10–20 секунд. Если же они остаются дольше, значит в пузырьке содержится что-то еще, кроме спирта и эфирных масел.
И последний признак подделки – дешевизна. Духи – продукт долгого действия. При надлежащих условиях они могут храниться несколько лет. Да и мода на духи не проходит так быстро, как на одежду, так что сезонность к парфюмерии не применима. К тому же оригинальные, качественные отдушки дороги, поэтому скидка на духи в 50–70% или продажа из-под полы в 2–3 раза дешевле реальной цены должна насторожить покупателя, ведь продавать себе в убыток не станет никто.
Наталья ПОПОВА
В 2017 г. только бренды класса люкс потеряли на подделках своих товаров около 30,3 млрд долл.
С 2011 по 2013 г. изъятия поддельной косметики и парфюмерии выросли на 25%
В 2017 г. общемировой рынок поддельной парфюмерии достиг 3,8 млрд евро
На российском рынке контрафакт составляет около 9% от общего объема парфюмерии
Торговые пути контрафактной парфюмерии и косметики чрезвычайно сложны. Так, Гонконг (Китай) является ключевым транзитным узлом для подделок, производимых в Китае, которые затем экспортируются по миру. ОАЭ и Кувейт также получают контрафактные парфюмерию и косметику в основном из Китая и затем реэкспортируют их, в частности, в ЕС и в Африку.
В России контроль за обращением парфюмерной продукции на рынке осуществляет Роспотребнадзор, за ввозом продукции следит таможенная служба, кроме того контролем спиртосодержащих продуктов (в том числе духов и туалетных вод) занимается ЕГАИС (госсистема учета алкоголя).