тел. (495) 223-42-15

Музыка во флаконе

Создание духов - сродни созданию произведения искусства. Для того чтобы создать аромат необыкновенной красоты, нужны талант, страсть и умение. А также очень чувствительный нос.

«Люди могут закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты, и заткнуть уши, и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат – это брат дыхания. С ароматом он войдет в людей, и они не смогут от него защититься, если захотят жить. А аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей», – писал Патрик Зюскинд в своем знаменитом «Парфюмере».

С этим не поспоришь. Учёные доказали, что, когда люди ищут себе пару, главным критерием привлекательности является именно запах, а не внешность. И этот выбор происходит на подсознательном уровне. Как бы хорошо ни выглядел человек, если его запах неприятен, общения не получится.

Благо, в наше время доработать свой образ не составляет особого труда. Именно капля любимых духов или «пшик» туалетной воды перед выходом делают образ завершенным и создают настроение.

Подобрать правильные ингредиенты для аромата – настоящее искусство, процесс создания духов можно сравнить с созданием музыкального произведения или благородного напитка. Парфюмер – это бармен, смешивающий коктейль из благоухающих нот. Как и в любом коктейле, в духах содержится спирт, как и качественное вино, парфюм нуждается в дегустации.

Парфюмер помнит огромное количество ароматов. Каждый раз, сталкиваясь с новым запахом, он старается понять, нравится тот ему или нет. И если да, пытается воссоздать в виде аромата духов.

Так, например, известный французский парфюмер Бертран Дюшофур в одном из интервью отмечает: «Да, это может показаться странным, мне нравятся некоторые металлические нотки. Знаете, запах жёлтых монет. Ну, вы можете себе представить. Мне нравится запах гаража, он очень особенный».

Действительно, в современной парфюмерии используется огромная палитра ароматических веществ, как традиционных, так и экспериментальных, современных.

Основой производства духов исторически являются душистые вещества растительного происхождения. Извлеченные из растений концентраты пахучего вещества носят общее название эфирных масел. В современной парфюмерии большую часть композиции составляют синтезированные в лабораторных условиях ароматические вещества, как идентичные натуральным, так и не встречающиеся в природе. При их помощи, методом проб и ошибок, маэстро создает свои творения. На стадии завершенного ароматного букета их называют эфирной композицией.

Обычно зарисовки будущего произведения хранятся в рукописном виде, сообщает форум Parfum-terra. У каждого парфюмера есть своя тетрадь, заглянув в которую можно найти формулы запаха дождя в лесу, озона, мокрого картона, конфет и даже камня.

Главному парфюмеру Christian Dior Франсуа Демаши формулы новых ароматов иногда снятся. Тогда среди ночи он берет свою заветную красную тетрадь. В ней мэтр вот уже 30 лет записывает возникающие идеи, ей доверяет профессиональные секреты.

Есть свой секретный блокнот и у Жана-Клода Эллена, создававшего ароматы для Bulgari, Frederic Malle и Hermes. В этом парфюмерном дневнике есть описания воодушевивших его запахов (редкого вина, только что спиленного дерева, изысканного блюда) и размышления об увиденном или прочитанном. Ароматы Эллена рождались так: сначала он составлял композиции из 5–10 нот, потом выдерживал паузу до 15 дней, чтобы снова к ним вернуться и критически оценить результат. Если композиция несовершенна, процесс начинался заново.

Конечно, у каждого парфюмера свой стиль и подход к созданию аромата.

Как правило, эфирную композицию настаивают в течение нескольких недель при температуре +17–19 градусов. Затем полученную массу фильтруют. Чтобы аромат был слышен издалека, в парфюм добавляют спирт. Он испаряется при комнатной температуре и разносит аромат. Вот почему духи наносят на такие части тела, как шея и запястья. В этих местах сосуды расположены ближе всего к поверхности, поэтому спирт на этих участках кожи испаряется быстрее.

На крупных промышленных предприятиях над созданием духов трудится команда специалистов. В состав одной парфюмерной композиции может войти до 300 компонентов. В распоряжении парфюмеров сотни натуральных веществ растительного и животного происхождения и тысячи химически синтезированных. Когда композиция готова, ее отправляют на дегустацию. Если дегустатор, он же «нос», одобряет аромат, его запускают в массовое производство.

«Нос» – это профессиональное название главного парфюмера, мастер-парфюмера, официально присвоенное данной профессии во Франции. Всего в мире существует около 200 дипломированных мастеров-парфюмеров, 50 из которых работают в Грасе (Франция), признанной столице парфюмерии.

Главной особенностью «носов» является их редкая способность распознавать от 2 до 10 тыс. разных запахов. Рабочий день мастера-парфюмера начинается рано – в 6 утра – и длится всего 2–3 часа. Это максимальная продолжительность, когда рецепторы носа способны воспринимать и распознавать большое количество запахов. Потом чувствительность уменьшается, запахи накладываются друг на друга, и работа прерывается. У других людей способность распознавать одновременно много запахов может длиться всего несколько минут.

«Отчасти это врожденный талант, однако многое зависит от дальнейшего обучения. Для создания аромата недостаточно лишь превосходного обоняния. Нужны интуиция, воображение, творческие способности и хорошее образование. Есть такие люди, которых с детства тянуло исследовать запахи, но есть и такие, которые оказались в мире парфюмерии совершенно случайно. Одно я знаю точно: чтобы стать настоящим “носом”, нужно учиться», – говорит Джованни Падован, совладелец компании Antica Profumeria al Sacro Cuore.

Когда аромат одобрен главным парфюмером и уходит в «печать», начинается работа над флаконом. Ведь драгоценному камню необходима достойная оправа. Флакон – «лицо» аромата, поэтому к его созданию прикладывают немало усилий. Духи создают вокруг тебя неповторимую ауру, а изящный флакон радует глаз и подчеркивает стиль. Флаконы создают не только для хранения, но и для эффектной демонстрации аромата. Из чего только не исполняли сосуды для духов: из глины, рога, камня, слоновой кости, даже из кости бегемота, но со временем все-таки пришли к тому, что лучше стекла материала нет. Во-первых, стекло не входит в реакцию с духами в отличие от других материалов, позволяя сохранить первозданный аромат. А во-вторых, это самый дешевый и практичный материал (если речь не идет об эксклюзивных флаконах из хрусталя).

Стеклянные сосуды выполнялись в различных стилях в зависимости от моды и духа времени. В их формах можно проследить влияние ар-деко, кубизма, сюрреализма, модернизма. Сам Сальвадор Дали приложил руку к созданию одного из шедевров Скиапарелли Le Roi Soleil, увенчав флакончик колпачком в виде солнца. Конечно, не каждого флакона касается рука гения, но над каждым ведется кропотливая работа дизайнеров. Все должно быть идеально: вид, цвет, как лежит в руке, отделка и инкрустация. Ну и, конечно же, содержимое.

Духи, туалетная вода или любые другие виды парфюмерии в заводской упаковке могут храниться сколь угодно долго. Отсчет срока годности начинается с момента первого «пшика», когда кислород попадает внутрь флакона и провоцирует процессы окисления. В целом у парфюма три врага: свет (противопоказано попадание солнечных лучей), перепады температуры и влажность (не стоит хранить в ванной комнате). Нужно уважать свой аромат, и он проживет долгую, яркую и сочную жизнь на вашей коже.

Ирина КОНДРАШОВА

«Духи живут во времени; у них есть своя молодость, своя зрелость и своя старость» (Патрик Зюскинд, «Парфюмер»)

В современной парфюмерии большую часть композиции составляют синтезированные в лабораторных условиях ароматические вещества

Сальвадор Дали приложил руку к созданию духов Le Roi Soleil, увенчав флакон колпачком в виде солнца

В состав одной парфюмерной композиции может войти до 300 компонентов

Город Грас во французском Провансе считается столицей парфюмерии. Эта отрасль начала развиваться здесь с конца XVIII в. В этом небольшом городке (население 50 тыс. чел.) работают 60 парфюмерных предприятий, на которых занято 3,5 тыс. человек. Еще примерно 10 тыс. жителей Граса косвенно связаны с парфюмерной промышленностью. Здесь находится Международный музей парфюмерии.