тел. (495) 223-42-15

И роза пахнет розой

Качество аромата любых духов напрямую зависит от использованного сырья, а именно эфирных масел. Они должны быть натуральны и чисты. Попробуем разобраться, где и как добывают настоящие ароматы.

Подлить масла

Крупнейшим рынком эфирных масел уже долгие годы остается Европа. По данным аналитического портала Statista, в 2015 г. спрос на эфирные масла во всем мире составил примерно 174 т, и, как прогнозируется, к 2020 г. он достигнет около 245 т. На страны ЕС приходится более 44% мирового спроса (по данным за 2015 г.). При этом Евросоюз является как крупнейшим экспортером, так и крупнейшим потребителем данного продукта.

Аналитики и исследователи рынка ожидают значительного роста мирового рынка эфирных масел, и в особенности европейского сегмента. Так, в Германии, Франции и Великобритании растет спрос на эфирные масла в фармацевтике, ароматерапии и пищевой промышленности. К слову, именно в пищевой промышленности их используется больше всего. Кроме того, спрос подталкивает мода на натуральную косметику, а лидеры этого сегмента отрасли находятся в Европе. По данным Kline Group, мировой рынок натуральной косметики в 2015 г. составлял около 13% общего рынка косметики, а к 2019 г. компания прогнозировала рост этого сегмента до 45%.

Традиционное и «нетрадиционное» применение сырья подстегивает рост рынка эфирных масел. В 2017 г. аналитики оценивали его приблизительно в 7,4 млн долл., а к 2025 г., согласно их прогнозам, он может достичь 14,3 млн долл.

Импорт-экспорт

Страны Европы являются одновременно крупнейшими импортерами и экспортерами ряда эфирных масел. Так, Германия является крупнейшим импортером масла апельсина и мяты, в первую очередь для пищевой промышленности. Ирландия – лидер по закупкам масел лимона. Соединенное Королевство играет большую роль в импорте резиноидов (душистых твердых экстрактов, из которых затем при помощи растворителей добывают масла). Нидерланды также являются крупным покупателем апельсиновых и других цитрусовых масел.

Особое место здесь занимает Франция, которая доминирует на рынке высокоценных масел. Несмотря на то, что страна является сравнительно небольшим поставщиком, она занимает второе место в Европе по стоимости распространяемого продукта. Франция, наряду с тем, что сама производит эфирные масла, ввозит высокоценные специальные масла, используемые в косметическом производстве. 

Многие европейские страны выступают также в качестве реэкспортеров эфирных масел.

Общеевропейский экспорт эфирных масел для разных целей достиг в 2016 г. 58 тыс. т на 1,3 млрд евро. Основными европейскими экспортерами были: Нидерланды (20% всего экспорта), Германия (13%), Великобритания (13%), Франция (27%) и Испания (9%).

Главными потребителями также выступает большая тройка: Германия, Франция, Великобритания. За пределами Европы основными покупателями являются Соединенные Штаты, Китай и Япония.

Не Европой единой

Заметную роль в производстве и поставках эфирных масел играют развивающиеся страны. Около 45% европейского импорта 2016 г. приходилось на страны Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Большой объем поставок в Европу идет из Бразилии, США, Индии, Китая, Индонезии и Мадагаскара.

Еще один хорошо зарекомендовавший себя на «ароматном» рынке регион – Северная Африка, а точнее три страны: Египет, Марокко и Тунис. Производство масел здесь базируется как на культивировании эфироносов, так и на сборе дикорастущих растений.

Египет поставляет на рынок главным образом масло герани (примерно 50% всего производства эфирных масел в стране), его основной конкурент в этом сегменте рынка – Китай. Кроме того, в Египте производят жасминовый конкрет, масло ромашки и нероли – масло, получаемое из цветов горького апельсина (померанца). Тунис специализируется на поставках мирта, розмарина и того же нероли. Марокко производит масла более 30 видов растений, включая анис, вербену, розу и шафран.

От цветка до парфюма

В настоящее время в парфюмерной индустрии используется более 3 тыс. ингредиентов и запатентовано около 80 тыс. уникальных смесей, с которыми работают крупнейшие парфюмерные корпорации.

Первые строчки рейтингов на этом рынке занимают две швейцарские корпорации – Givaudan (годовой оборот около 4,5 млрд долл., по данным за 2016 г.) и Firmenich (3,1 млрд долл.). Их главные конкуренты: американские IFF (International Flavors&Fragrances) и Sensient Technologies, Symrise со штаб-квартирой в Германии, японские Takasago и T.Hasegawa, французская Mane и израильская Frutarom.

В производстве парфюмерии используют не только эфирные масла, полученные при переработке растений, но и продукты животного происхождения, например мускус и особые вещества, позволяющие закрепить аромат, снижающие скорость его испарения.

Парфюмерные продукты могут содержать до 20–30% эфирных масел, и в зависимости от этого процента тот или иной продукт имеет право именоваться духами, одеколоном или туалетной водой.

Духи (Parfum) – наиболее дорогой продукт в любой линейке брендов. Духи могут содержать до 20–30% масел и, соответственно, являются наиболее стойким продуктом, запах которых держится много часов и даже сутки и более.

Парфюмированная вода (Eau de Parfum) содержит от 15–20% масел, и ее стойкость может достигать 8 часов. Туалетная вода (Eau de Toilette) – следующий этап разбавления, содержит 5–15% масел и держится до 3 часов.

Одеколон (Eau de Cologne) – термин, чаще всего применяемый к мужским ароматам, хотя на самом деле описывает лишь консистенцию парфюмерного продукта, мужские одеколоны также могут принадлежать к категории парфюмированных вод. Одеколон еще менее стойкий, чем туалетная вода, запах держится до 2 часов, содержит 2–4% эфирных масел. Самый легкий и дешевый ароматический продукт, содержащий от 1% до 3% масел, называется офрэш (Eau Fraiche).

Недостижимая «Новая заря»

С российской парфюмерной промышленностью ситуация обстоит довольно печально, и в первую очередь это касается производства сырья. В советские времена под эфиромасличные культуры выделялись огромные территории на юге страны, основывались опытные станции, разрабатывались технологии и готовились кадры. Духи «Красная Москва» все еще остаются символом той эпохи.

События 1990-х гг. ударили по этой отрасли настолько сильно, что оправиться она не может до сих пор. Большая часть производств эфиромасличной продукции оказалась в бывших союзных республиках (Молдавии, Таджикистане и др.). На территории современной России остались главным образом производства хвойных масел, например пихтового и соснового в Сибири, которые в парфюмерных композициях используются очень редко, если не сказать никогда.

Все парфюмерно-косметические производства в стране сейчас практически полностью зависят от импортных отдушек, ингредиентов и эфирных масел, как натуральных, так и синтетических. В настоящее время 90% косметического сырья привозится в Россию из-за границы.

На создание собственных производств и базы сырья уйдут годы, если не десятилетия: по последним данным, в стране функционируют не более 10 собственных производств по переработке и получению растительного парфюмерно-косметического сырья. Не менее остро стоит вопрос подготовки специалистов для подобных производств. Поэтому, уверено большинство экспертов, на сегодняшний день все еще актуальный вопрос импортозамещения сырьевой базы для производства парфюмерных и косметических компонентов – идея правильная, однако малореализуемая.

Наталья ПОПОВА

Духи (Parfum) – наиболее дорогой продукт в любой линейке брендов

В 2017 г. аналитики оценивали рынок эфирных масел примерно в 7,4 млн долл. К 2025 г., согласно их прогнозам, он может достичь 14,3 млн долл.

Все парфюмерно-косметические производства в России сейчас практически полностью зависят от импортных ингредиентов

Конкрет – смесь веществ, полученная в результате экстракции из растительного сырья (коры, листьев, цветков и т.д.) и содержащая, помимо эфирных масел, жиры и воскообразные вещества. Путем повторной экстракции растворителем, чаще всего спиртом, из конкрета получают абсолют – высококонцентрированное эфирное масло.

Мацерация – процесс, при котором растительное сырье (главным образом цветы и лепестки) настаивается вместе с нелетучими растворителями в течение долгого времени. Таким образом получают, к примеру, вытяжки фиалки, розы или ландыша.

Мускус – половой секрет ряда животных (оленя кабарги, ондатры, мускусной утки и др.), используется в парфюмерии в качестве закрепителя ароматической композиции. Амбра – воскоподобное вещество, образующееся в пищеварительном тракте кашалотов. В парфюмерии ценится как фиксатор запаха, в настоящее время вся натуральная амбра идет на производство парфюмерии.