тел. (495) 223-42-15

Работаем на развитие

Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (РПКА) – одно из первых отраслевых объединений на российском рынке. О проблемах отрасли и о работе Ассоциации рассказала журналу «БиВ» председатель правления РПКА Татьяна ПУЧКОВА.

БиВ: Каковы цели и задачи Ассоциации?

– Российская парфюмерно-косметическая ассоциация работает на рынке страны с 1995 г. Мы объединяем более 60 компаний – это все основные производители парфюмерии и косметики России, поставщики сырья, предприятия отраслевой инфраструктуры. С 1998 г. мы входим в объединение Cosmetic Europe, ассоциацию европейских производителей, а также в Союз участников потребительского рынка. Сотрудничаем со многими профильными союзами и ассоциациями нашей страны и мира.

Наша основная цель – содействие российским предприятиям в их становлении и развитие рынка. Основные задачи – нормативно-правовое и информационное обеспечение, содействие подготовке кадров, просветительская работа в отрасли. Мы организуем крупнейшую в Восточной Европе международную научно-практическую конференцию «Косметическая индустрия: взгляд в будущее», которую проводим уже 23 года.

БиВ: Как вы оцениваете состояние российского рынка парфюмерии и косметики в настоящее время?

– Отечественный парфюмерно-косметический рынок уверенно растет и в денежном выражении достиг к 2017 г. 575,9 млрд руб. Это около 3% мирового косметического рынка, Россия входит в ТОП-5 рынков Европы. Поскольку косметический рынок развивается достаточно динамично, то он остро реагирует и на общие экономические факторы, и на специфические отраслевые изменения.

Кризис 2014–2015 гг., сопровождавшийся падением курса рубля, привел к резкому сокращению импорта, уменьшились доходы населения, что вызвало заметное перераспределение интересов потребителей в сторону поиска более экономичных, но не менее качественных товаров. Изменение цен повлияло и на возможности российских производителей, работающих в основном на импортном сырье. При этом интерес к российской косметике заметно возрос.

Российские компании, привыкшие к непростым условиям ведения бизнеса в нашей стране, максимально использовали эту возможность. По данным РПКА, в настоящий момент в стране работают не менее 450 предприятий, производящих косметику, заметная часть которых выполняет функции контрактных производителей для мелких дистрибьюторов, салонов красоты и торговых сетей.

В парфюмерно-косметической отрасли 97% предприятий – это малый и средний бизнес. Наиболее крупные российские предприятия, оборот которых более 2 млрд руб. – «Арнест» (Невинномысск), «Невская косметика» и «Юникосметик» из Санкт-Петербурга, московские «Свобода», «Фаберлик», «Первое решение», «Сплат Косметика», «Компания Клевер», ГК «Диарси», самарская «Весна». Успешно работают и локализованные предприятия международных компаний – «Юнилевер Русь» (Екатеринбург, Санкт-Петербург), заводы «ЛОреаль», «Эйвон», «Орифлейм».

Производство косметической продукции – сложный и наукоемкий процесс с длительной цепочкой создания стоимости, включающий этапы разработки продукции и дизайна, обеспечения сырьем и упаковкой, передачи продукции оптовой и розничной торговле, использования непростых механизмов продвижения. Особенность продукции отрасли состоит в том, что в отпускной цене предприятия не менее 40% составляют сырье и упаковка. К сожалению, около 90% косметического сырья и 70% упаковки – импорт, и это очень перспективная ниша для приложения сил специалистов смежных отраслей.

Российская косметика выпускается в основном в низком ценовом сегменте. Здесь соотношение между продукцией, выпускаемой на территории России, и импортом – примерно 75:25, и это соотношение зависит от категории продукции. Но стоит отметить, что на выставке InterCHARM – основной выставке отрасли, все больше можно видеть российской продукции и в сегменте профессиональной косметики, и в средней ценовой категории. Принципиально изменился дизайн, и зачастую российская продукция неотличима от хороших европейских аналогов.

Наиболее потребляемые продукты – средства по уходу за волосами, затем средства по уходу за кожей, дезодоранты и антиперспиранты, за ними следует декоративная косметика. Можно отметить активный рост сегмента детской косметики. Именно отечественные производители активны в этом сегменте и выпускают качественную детскую косметику широкого ассортимента. Прежде всего стоит отметить продукцию краснодарской фабрики «Аванта», много сил и средств вкладывающей в клинические исследования своих изделий, интересную линейку фабрики «Свобода», замечательные моющие средства подмосковной компании «Уник косметик».

БиВ: Насколько конкурентоспособна российская косметика?

– Российская косметическая продукция становится все более конкурентной на мировом уровне, и в рецептурах, и в дизайне. Очень востребована российская натуральная косметика. По всему миру продается продукция Natura Siberica, SPLAT, R.O.C.S. Уже более 30 российских компаний – успешные экспортеры, причем не только в страны СНГ, но и страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы.

В 2017–2018 гг. Российский экспортный центр при содействии РПКА организовал российские национальные павильоны на двух крупнейших международных выставках – Beauty Expo Intercharm Korea (ноябрь 2017 г.) и Beauty World Dubai (май 2018 г.). Одновременно были проведены программы по продвижению российской продукции. Мероприятия однозначно показали высокий интерес компаний из Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока к российской косметике.

БиВ: В советские времена были популярны отечественные духи. Существует ли российская парфюмерия сейчас?

– Очень сложная и болезненная тема – российская парфюмерия. С 2005 г. когда в соответствии с ФЗ–171 к выпуску парфюмерной продукции были применены те же требования, что и к выпуску алкоголя,  в отрасли заработала система ЕГАИС, около 80% предприятий, выпускавших спиртосодержащую косметическую продукцию и парфюмерию, закрылись. Сейчас только несколько предприятий имеют лицензии на выпуск спиртосодержащей продукции и могут делать свои духи. Среди них известная своими традициями московская компания «Новая заря». Но, к сожалению, парфюмерной школы и значимых парфюмеров в России нет, хотя на выставках иногда появляются отдельные компании и энтузиасты-самородки. Очень интересную продукцию делает маленькая компания из Нового Оскола – Nikkos-Oskol Fragrance, выпускающая духи без содержания спирта. Кстати, один из ароматов – победитель в Национальной премии «Моя косметика».

Последний удар по этому рынку может нанести запланированная на декабрь 2019 г. обязательная маркировка парфюмерии контрольно-измерительными знаками. Если этот проект правительство все же запустит, то больше мы не увидим на прилавках российской парфюмерии, такого нововведения недорогие продукты просто не выдержат. Да и с любимыми импортными парфюмерными марками будут проблемы – далеко не всем зарубежным поставщикам интересно работать в условиях новых обременений.

РПКА вместе со своими коллегами делают все возможное в федеральных органах власти, чтобы обосновать неприемлемость маркировки для парфюмерии, этого и так уже предельно зарегулированного сегмента рынка. Мы очень надеемся, что российской парфюмерии удастся выжить и даже возродиться.

Беседовал Борис ПАВЛОВ

Введение обязательной маркировки парфюмерии контрольно-измерительными знаками может окончательно добить российскую парфюмерию

В парфюмерно-косметической отрасли 97% предприятий – это малый и средний бизнес

Российская косметика выпускается в основном в низком ценовом сегменте

Российская косметика становится все более конкурентной на мировом уровне, и в рецептурах, и в дизайне

В этом году Ассоциация совместно с выставкой InterCHARM уже в четвертый раз проводила Национальную премию на лучшую отечественную косметическую продукцию «Моя косметика». Номинации, в которых была представлена детская продукция, впечатляли разнообразием и качеством.

Минпромторг России разработал Стратегию развития парфюмерно-косметической промышленности России до 2030 г. Цель Стратегии – повысить экспортный потенциал отрасли и имидж российской косметики.

График

Продажи парфюмерно-косметической продукции в России (млрд руб.)

Годы 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
  397,9 416,8 427,5 443,1 507,1 556,3 575,9