Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Городские власти Сиэтла, задумав провести у себя международную выставку, не претендовали на мероприятие геополитического значения и масштаба. Это должен был быть скромный Фестиваль американского Запада. Однако вмешалась мировая политика, переставила акценты и смешала все планы.
Большая международная выставка – это всегда возможность привлечь в город туристов, получить финансирование из государственных и частных источников, обновить инфраструктуру, отремонтировать давно нуждающиеся в реставрации здания. Всё это хорошо понимали власти города Сиэтла, когда в середине 1950-х гг. задумали отметить 50-летие Тихоокеанской выставки Аляски и Юкона (Alaska-Yukon-Pacific Exposition, БиВ № 1, 2018), прошедшей в 1909 г. Мероприятие планировали назвать Фестивалем американского Запада.
К тому времени экономика Сиэтла в большой степени зависела от компании Boeing, разместившей здесь свои производственные мощности и штаб-квартиру. Однако владельцы бизнесов в центре города считали, что авиагигант оттягивает на себя слишком много ресурсов, не давая развиваться другим сторонам городской жизни. Инициаторы выставки надеялись, что она поможет диверсифицировать экономику города, сделать ее менее зависимой от авиационной отрасли, привлечет туристов и независимые от авиации деньги.
Как и многие другие небольшие города Америки, Сиэтл страдал от расползания города вширь – покупатели стремились в новые загородные шопинг-моллы, производственные подразделения крупнейшего работодателя – компании Boeing – находились в пригородах. Владельцы лавок, магазинов, ресторанов, недвижимости в историческом центре города – даунтауне – чувствовали, как оттуда уходит жизнь. Они надеялись, что фестиваль, намеченный на 1959 г., поможет решить проблему.
Вскоре, однако, жизнь внесла свои коррективы, и стало понято, что заявленная цель не отвечает духу времени и недостаточно амбициозна.
4 октября 1957 г. Советский Союз запустил в космос первый искусственный спутник Земли. Началась космическая гонка. И в этих условиях проводить в авиационной столице Америки какой-то фольклорный фестиваль в ознаменование давно забытой выставки? Нет, это было мелко и неактуально. Необходимо было показать, что США не уступают Советскому Союзу в развитии науки и освоении космоса. Концепция выставки поменялась кардинально. Она получила название «Выставка ХХI века» (Century 21 Exposition). В июне 1960 г. Международное бюро выставок сертифицировало готовящееся мероприятие под таким названием в качестве Всемирной универсальной выставки ЭКСПО.
Управляющий проектом Юин Дингуолл отправился в Москву с приглашением Советскому Союзу поучаствовать в мероприятии, однако получил достойный отпор. Другие социалистические страны Европы также отказались от участия. Ни КНР, ни Вьетнам, ни Северная Корея приглашены не были, поскольку, по мнению Конгресса США, находились под неправомерным управлением коммунистов.
Благодаря сложившейся геополитической ситуации – холодной войне и начавшейся космической гонке – мероприятие в Сиэтле получило такое федеральное финансирование, о котором город и мечтать не мог, развивайся всё по первоначальному плану.
Ученые, политики, журналисты убеждали, что выставка может сыграть большую роль в достижении победы в холодной войне и космическом соревновании. Под влиянием этих аргументов Конгресс ассигновал на ее проведение беспрецедентно большую сумму. Почти 10 млн долл. было выделено только на один павильон – американской науки.
К огорчению бизнесменов даунтауна, в центре города не было достаточно места для размещения крупной универсальной выставки ЭКСПО, в которую превратился их первоначальный замысел. Выставочный городок решено было возвести в предместье Уоррен, примерно в 1,5 км от даунтауна. Территория в 30 га принадлежала муниципальным и городским властям, что облегчало задачу строительства выставки.
Чтобы обеспечить связь ЭКСПО с историческим центром, было решено построить надземную монорельсовую дорогу – это давало возможность посетителям выставки быстро добраться до даунтауна с его магазинами и ресторанами. Монорельс действует до сих пор. Помимо того была сооружена канатная дорога «Скайрайд» длиной 430 м. Кабины, рассчитанные на трех пассажиров, курсировали на высоте 18 м.
Территорию ЭКСПО поделили на 10 с лишним зон: «Мир науки», «Мир XXI века», «Мир торговли и промышленности», «Мир искусства», «Мир развлечений», «Шоу-стрит», «Круг еды» и т.д.
«Мир науки»
Центром зоны «Мир науки» был Павильон науки США. Это был комплекс из пяти зданий по проекту архитектора Минору Ямасаки, где размещались отдельные экспозиции, показывающие развитие науки и ее влияние на жизнь планеты. «Звездой» здесь были экспонаты НАСА – модели спутников Земли, а также корабль-капсула «Меркурий», в которой первый американский астронавт Алан Шепард 5 мая 1961 г. совершил суборбитальный полет.
Посетителям павильона предлагали начать с просмотра 10-минутного фильма «Дом науки», после чего они осматривали обширную экспозицию научных достижений Америки – от математики до астрономии, ядерной физики и генетики. В обширном сооружении типа Планетария (оно называлось «Спейсариум») 750 человек одновременно могли совершить воображаемое путешествие по Солнечной системе, а потом отправиться дальше, в галактику Млечный путь и за ее пределы.
«Мир завтрашнего дня»
В зоне «Мир ХХI века» тон задавал Колизей, огромное здание площадью 15 тыс. кв. м, которое спроектировал главный архитектор выставки и финансировал штат Вашингтон. Планировалось после ЭКСПО преобразовать его в спортивную арену. Сейчас же здесь разместились несколько экспозиций. Примерно половину площади занимала экспозиция «Мир завтрашнего дня». Ее авторы пытались представить себе, как будет выглядеть жизнь в далеком 2000 г. Экспонаты демонстрировали влияние научных открытий на быт и жизнь простых людей – более удобные и комфортабельные дома, контроль за климатом, новые средства транспорта, лучшие школы и рабочие места.
Когда подготовка к ЭКСПО уже завершалась, группа частных инвесторов выступила с идеей строительства сооружения, которое бы стало символом выставки – башни «Спейс-нидл» (Космическая игла). Это вполне отвечало девизу выставки – «Жить в космическую эпоху».
Архитекторами стали Джон Грэм и Виктор Штайнбрюк. Башня высотой 184 м в результате стала не только смысловым центром и символом выставки, но и по сей день остается самой узнаваемой достопримечательностью Сиэтла и всего Северо-Запада США.
На башню ежедневно поднимались до 20 тыс. человек, а в целом за время работы ЭКСПО ее посетили 2,3 млн человек. На высоте 159 м там находится обзорная площадка, ресторан SkyCity и магазин подарков.
Тема космоса и науки обыгрывалась на ЭКСПО в обстановке геополитического соревнования двух систем, и дух холодной войны витал над всем там происходящим. Так, известный профсоюзный деятель Джордж Мини, выступая на выставке в День труда, противопоставил «Спейс-нидл», символ надежд человечества на прогресс и лучшую жизнь, недавно возведенной Берлинской стене, символу жестокости коммунистической системы и ее базового пренебрежения к жизни и свободе человека.
Довольно острое идеологическое столкновение произошло и во время визита на выставку второго советского космонавта Германа Титова.
«Мир торговли и промышленности»
Эта зона была поделена на иностранную и национальную части. В национальной, в Павильоне промышленности, разместились 15 экспозиций, которые представляли правительственные учреждения США. В массивном здании «Интерьеры, мода и торговля» длиной 150 м набор экспонатов был чрезвычайно разнообразен – от мебели 50 различных производителей до «Британской энциклопедии» и журнала «Вог», который устраивал ежедневные модные показы.
Ford Motor в своем павильоне демонстрировал концепт-кар будущего, «Форд-Сиэтл XXI». В Павильоне электричества устроили 12-метровый водопад, который был замаскирован под плотину гидроэлектростанции, причем вход в павильон находился как бы в туннеле этой плотины.
Павильон лесной промышленности был окружен рощей деревьев разных пород, там же находился деревянный театр. Standard Oil пышно отметила тот факт, что ее первая бензозаправка открылась в 1907 г. именно в Сиэтле. Bell Telephone (прародитель нынешней AT&T) в качестве «гвоздя» своей экспозиции представила короткометражный фильм «Звонит ХХI-й век…».
Зарубежные экспонаты, показывающие достижения науки и технологии, в этой части выставки были представлены Великобританией. Мексика и Перу сосредоточились на демонстрации ремесел, а Япония попыталась продемонстрировать как то, так и другое. Тайвань и Южная Корея демонстрировали успехи их быстрой индустриализации и преимущества капитализма перед социализмом. Того требовал дух холодной войны.
«Мир искусства»
Павильон изящных искусств собрал выставку произведений искусства, беспрецедентную по качеству и представительству имен для Западного побережья США. Среди работ 50 современных художников были представлены произведения Виллема де Кунинга, Хелен Франкенталер, Джаспера Джонса, Джексона Поллока, Джорджии О’Киф и других знаменитостей. Среди зарубежных звезд блистали имена Фрица Хундертвассера, Хуана Миро, Фрэнсиса Бэкона, Генри Мура и других.
В павильоне были развернуты выставки живописных работ Марка Тоби, искусства Азии из коллекции Художественного музея Сиэтла, а также дополнительная экспозиция 72 шедевров – от Тициана, Эль Греко, Караваджо, Рембрандта и Рубенса до Тулуз-Лотрека, Моне, Пикассо и др. Отдельная галерея была отведена под искусство индейцев Северо-Запада.
Как и на любой всемирной выставке подобного масштаба, не было недостатка в развлечениях и увеселениях публики. Под культурную программу ЭКСПО было выделено 15 млн долл. Она включала чемпионат по боксу, ряд других соревнований, а также представления знаменитых национальных и зарубежных театров, звезд эстрады. Перед посетителями ЭКСПО играл свои спектакли Королевский драматический театр Швеции, пели Нэт Кинг Коул и Элла Фитцжеральд, выступали джазовые оркестры Бенни Гудмена и Каунт Бэйси, знаменитый телепроповедник Билли Грэм.
Но холодная война вносила свои коррективы даже в официальные, чисто протокольные мероприятия. На закрытие ЭКСПО обещал прибыть президент США Джон Кеннеди. В последний момент, однако, он отказался, сославшись на тяжелейшую простуду. На самом деле в этот день, 21 октября 1962 г., он был занят урегулированием тяжелейшей проблемы, поставившей мир на грань ядерной войны – Карибского кризиса.
В целом же выставка оказалась успешной. В отличие от предыдущих подобных мероприятий в других городах Америки, она принесла прибыль. Как и планировалось, после окончания ее работы осталась благоустроенная территория, сооружения, которые впоследствии использовались для общественных нужд, инфраструктурные объекты. Все это способствовало оживлению экономической и культурной жизни города.
Ирина СКИБИНСКАЯ
Всемирная выставка в Сиэтле Century 21 состоялась с 21 апреля по 21 октября 1962 г. Ее посетили около 10 млн человек
Участниками ЭКСПО были 24 государства. Страны социалистического лагеря участия в выставке не приняли
город на северо-западе США, центр штата Вашингтон, крупный морской порт. В годы Второй мировой войны отсюда отправлялись войска на фронт. Компания Boeing, имевшая здесь свои производственные мощности, была крупнейшим производителем бомбардировщиков для ВВС США.
«Спейс-нидл» – башня высотой 184 м, шириной 42 м и весом 9,5 тыс. т. Она построена так, чтобы выдерживать ураганы со скоростью ветра до 320 км/ч и землетрясения до 9,1 балла. Это вдвое выше требований строительных норм на момент постройки. При ветре башня отклоняется примерно на 1 дюйм (2,5 см) на каждые 10 миль в час скорости ветра.
Выставка и город Сиэтл стали местом действия и сценической площадкой для фильма Элвиса Пресли «Это случилось на всемирной выставке» (It Happened at the World's Fair), где молодой Курт Рассел впервые появился на экране. Съемки на натуре начались 4 сентября и заняли две недели. Сам фильм вышел весной 1963 г., когда выставка давно закончилась.