Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В начале ХХ в. сюрреализм быстро захватил послевоенную Европу. Молодые люди, познавшие ужасы войны, хотели ее забыть. Однако и сегодня сюрреализм остается актуальным направлением в живописи.
В 1920-е гг. Европа пыталась справиться с последствиями Первой мировой войны. Молодые люди, родившиеся на рубеже веков, увидели, как за несколько десятилетий мир кардинально изменился. Политические конфликты вылились в ужасную, никогда дотоле невиданную войну с ее массовыми убийствами, химическими атаками и бомбами. Они жили с ощущением, что мир катится в пропасть, из которой уже не выбраться.
Молодой французский врач Андре Бретон, демобилизовавшись из армии, примкнул к кружку богемных художников и поэтов, мечтавших забыть войну. В 1919 г. в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и его друга Филиппа Супо «Магнитные поля», написанное с применением нового творческого метода – автоматического письма, когда слова на бумаге фиксировались вне контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений. Именно эта работа заложила основу нового художественного течения – сюрреализма, которое давало зрителям возможность познакомиться с новой реальностью своего бессознательного, сбросить оковы разума и рационального мышления. Сюрреализм – это сон, который помогает выразить свои чувства, переживания, примириться с потерями и несбывшимися надеждами.
Отныне художники стремились освободить подавленное реальностью «Я», выразить в творчестве свои желания и фантазии, научиться их понимать, невзирая на запреты и мораль. Они хотели изменить весь мир, сделать его более правдивым и свободным. Большой интерес у сюрреалистов вызывали картины душевнобольных. Они видели в них экспрессию, нарушение культурных конвенций или прямое выражение бессознательных желаний.
Сюрреализм не требовал следования определенной художественной технике. Поэты, писатели, кинематографисты, режиссеры были вольны творить свободно, руководствуясь только своими фантазиями и снами.
Одни художники восприняли призыв к автоматическому рисованию буквально и создавали свои произведения, стараясь как можно меньше контролировать свои действия. Испанец Хуан Миро придерживался принципа интуитивного рисования до конца жизни. Он считал, что его картины – отражение его снов, даже называл их «фотографиями».
Однако большинство художников не отказались от изображения фигур и предметов, а изменили смысловые и композиционные связи между ними. Они рисовали понятные зрителю, реальные предметы, но помещали их в метафорический, парадоксальный или абсурдный контекст, который мог создавать ощущение визуального обмана, искажения или удвоения. На полотнах сюрреалистов твердые камни растекаются, а вода, наоборот, неподвижна. Так работали, например, Рене Магритт, Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали и Макс Эрнст.
Парадокс заключался еще и в том, что, начавшись с отрицания классической традиции в живописи, к 1940-м гг. сюрреализм стал одним из самых интеллектуальных ее направлений. Большую роль в становлении течения сыграло распространение учений Фрейда и немецких философов конца XIX в., в первую очередь Фридриха Ницше. Фрейд открыл широкой публике идею бессознательного, пошатнул годами царивший в науке и искусства постулат господства разума. Целью сюрреалистов было создание абсолютно новых образов, но не из реальности, а из подсознания. Осмысление и использование психоаналитических идей сюрреалистами всегда было хорошо продумано. Страх кастрации, Эдипов комплекс, детские сны и фантазии тщательно вписывались в общую концепцию картины. Неслучайно большинство всемирно известных художников-сюрреалистов имели блестящее образование.
Этот парадокс хорошо заметен на примере использования сюрреалистами фотографий. Фотограф Рэй Ман приобрел мировую славу, экспериментируя с негативами. Он накладывал несколько снимков друг на друга, раскрашивал готовые фото, использовал способ удвоения или отражения отснятых предметов для создания иллюзии зеркала.
Удвоение создает ощущение жути, как от появления призраков или потусторонних сил. Эта идея завораживала сюрреалистов. Вот почему в фильмах Жана Кокто или Луиса Бунюэля для создания ощущения ужаса на экране часто появляется двойник, зеркало или эффект рекурсии (отражения зеркала в зеркале).
Сюрреализм до сих пор не теряет своей актуальности в живописи. Многие современные художники используют идеи и находки мэтров прошлого в своих работах, неизменно привлекая внимание публики. Сюрреализм как будто застыл во времени, вобрав в себя яркие образы, сумасбродные стихи и ни на что не похожее завораживающее кино.
Надежда КАЛМЫЧКОВА
Сюрреализм – это сон, который помогает выразить свои чувства, переживания, примириться с потерями и несбывшимися надеждами.
Одним из методов работы сюрреалистов были сеансы самогипноза и рассказы о своих сновидениях. Они назывались сны наяву. Поэт Робер Деснос, находясь в состоянии полусна, диктовал свои видения и отвечал на вопросы участников сеанса. Ответы записывались и были опубликованы затем в виде стенограмм.