Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
С 24 по 26 мая в МВЦ «Крокус Экспо» будет работать 11-я выставка вертолетной индустрии HeliRussia–2018 – единственная выставка в России, где демонстрируются мировые достижения всего спектра продукции и услуг вертолетной индустрии.
Полеты на вертолетах и частных самолетах над Москвой запрещены. Несколько лет назад представители городского департамента транспорта обмолвились, что работают над созданием вертолетного сообщения. Но в 2016 г. Минтранс подписал указ, запрещающий полеты любых воздушных судов, в том числе и беспилотных, в пределах внутренней границы МКАД. Так что любители вертолетов будут вынуждены и впредь практиковаться над остальной частью России.
«Вертолетное сообщение в общем по стране активно развивается: полетов на вертолетах становится больше, помимо государственных структур их совершают частные компании, владельцами вертолетов становятся физические лица», – отмечал в интервью РБК ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Самый массовый вертолет
Самые популярные легкие вертолеты в мире (со взлетным весом от 1 тыс. до 4,5 тыс. кг) – модели R44 или R66 американской компании Robinson. Первое в России кругосветное путешествие на вертолетах было совершено именно на R66 – в 2013 г. два экипажа преодолели 40 тыс. км за 44 дня. Запчасти, которые путешественники взяли с собой, не пригодились.
Вертолеты Robinson считаются лучшим вариантом по соотношению «цена-качество», когда речь идет о легких аппаратах. Четырехместный поршневой R44 возглавляет список самых массовых вертолетов XXI в. С 1993 г. было произведено почти 6 тыс. таких аппаратов. При этом R44 существует в разных конфигурациях. Например, R44 Newscopter оснащен полным комплектом оборудования для съемки теленовостей, R44 Police разработан для органов охраны правопорядка, а R44 Clipper I и II, предназначенные для полетов над водой, оснащены стандартными или надувными поплавками, что позволяет взлетать с поверхности воды и садиться на нее.
Стоимость совсем простенького двухместного поршневого R22 начинается от 300 тыс. долл. R44 Raven II стоит от 485 тыс. долл., а начальная цена пятиместного R66 (производится с 2010 г.) – около 900 тыс. долл.
В России представлены и другие лидеры рынка – это франко-немецкая компания Airbus Helicopters (бывшая Eurocopter Group), итальянская Leonardo (ранее Finmeccanica) и американская Bell Helicopter.
Airbus Helicopters – подразделение концерна Airbus Group. Парк компании насчитывает более 12 тыс. аппаратов, эксплуатируемых в более чем 150 странах мира. Линейка продукции Airbus Helicopters разнообразна, в ней представлены как гражданские, так и военные вертолеты различных типов – легкие одноместные и двухместные, средние (со взлетным весом от 4,5 тыс. до 13 тыс. кг), тяжелые (со взлетным весом более 13 тыс. кг). По данным самой компании, в 2015 г. ее оборот составил 6,8 млрд евро.
Вертолеты Leonardo Helicopters известны под брендом Agusta Westland и считаются одними из самых «дальнобойных». Если главное требование к аппарату – возможность совершать полеты максимальной дальности, то, вероятнее всего, покупатель выберет именно эту марку.
Bell Helicopter представляет широкий спектр простых и недорогих в эксплуатации моделей, которые, как и Robinson, подходят для самостоятельного пилотирования. Это одна из старейших компаний на рынке, она была основана еще в 1935 г.
В список мировых лидеров по продажам гражданских газотурбинных вертолетов также входят не присутствующие в России Sikorsky Aircraft, The Helicopter, Boeing. И, как отмечают эксперты, выбрать лучший вариант иногда бывает очень непросто – по дальности, по скорости, даже по внешнему виду аппараты бывают зачастую очень похожи.
Кто и куда летает?
Сферы применения винтокрылых аппаратов очень различны. Все гражданские вертолеты изначально унифицированы, и их дальнейшая комплектация зависит от нужд покупателя. Производитель может укомплектовать вертолет как медицинский, грузовой, пассажирский, предназначенный для аварийно-спасательных операций или же нефтяной отрасли. Например, новые способы добычи нефти вызвали необходимость в более мощных вертолетах, для того чтобы перевозить максимальное количество персонала, материалов и продовольствия на морские платформы, которые стали располагаться все дальше от берега.
Производители отреагировали на эту потребность, разработав новые модели вертолета среднего класса для коммерческой эксплуатации: Airbus Helicopters EC 175, AgustaWestland AW189 и AW 69, Bell 525. По данным консалтингового аэрокосмического агентства Teal Group, которые приводила газета «Коммерсант», около 40% гражданских вертолетов поставляется и эксплуатируется именно в интересах мирового нефтегазового сектора. Газета «Ведомости», в свою очередь, выяснила, что крупнейшим клиентом вертолетных компаний мира в 2017 г. стала российская «Роснефть», которая потратила на такой вид перевозок 21 млрд руб. В 2016 г. лидером была норвежская Statoil, потратившая 284 млн долл. (около 17 млрд руб.). Бразильская Petrobras заплатила за вертолетные перевозки 235 млн долл. (14 млрд руб.), англо-голландская Royal Dutch Shell – 210 млн долл. (12,7 млрд руб.).
Но так как положение нефтегазового сектора в последнее время далеко не идеальное, то и глобальное производство гражданских вертолетов снижается четвертый год подряд. Уменьшается и совокупная стоимость аппаратов, поставляемых заказчикам. По данным «Коммерсанта», эксперты американской Ассоциации производителей воздушных судов авиации общего назначения отмечают сохранение мировой тенденции особо быстрого падения спроса на более вместительные и дорогостоящие вертолеты.
Российский игрок
Российская компания «Вертолеты России», известная в мире в основном благодаря своим «тяжелым» военным аппаратам, в последние годы старается делать ставку и на гражданскую продукцию – эта часть линейки холдинга сейчас представлена восемью вертолетами различной вместительности и массовых характеристик. Однако пока основную прибыль приносит все же продажа военных аппаратов. Так, в 2016 г. холдинг продал 172 военных вертолета и только 17 гражданских. В планах – существенно улучшить второй показатель, хотя, возможно, на перспективах российского холдинга негативно скажутся санкции США. Однако глава «Вертолетов России» Андрей Богинский особых препятствий для развития компании не видит.
«В 2017 г. задание гособоронзаказа было выполнено [нами] полностью и в срок, – подчеркнул в интервью RT Богинский. – В прошлом году мы произвели 189 вертолетов, в этом году произведем 220. Мы выполняем все планы, которые определяем для себя в начале года. В этом году была утверждена стратегия по развитию компании до 2025 г. И первый год работы, согласно этой стратегии, показал, что те амбициозные планы и цели, которые мы себе ставим, выполняются».
Способствует укреплению позиций компании на российском рынке и ослабление рубля. Связанное с ним увеличение стоимости иностранной продукции значительно сокращает импорт вертолетов.
«Вертолетный рынок сегодня не в стагнации, но демонстрирует явное снижение объемов закупок и по гражданским, и по военным вертолетам», – отмечал гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев в интервью агентству «Интерфакс».
Представители «Вертолетов России», в свою очередь, в интервью «Ведомостям» подчеркивали, что меняется сама структура мирового рынка: если в прошлом десятилетии основные поставки приходились на военные вертолеты благодаря программам перевооружения в России, США, Индии, Китае, странах Восточной Европы и Ближнего Востока, то на следующее десятилетие прогнозируется увеличение спроса на гражданские вертолеты.
Александра ВЛАДИМИРОВА
К 2023 г., по данным исследовательского агентства Forecast International, доля гражданских вертолетов в мире составит 76%, военных – 24%. Что касается затрат на их приобретение, то здесь пропорция иная: 40% и 60% соответственно
Самые популярные в мире легкие вертолеты производит американская компания Robinson
Вертолеты Leonardo Helicopters известны под брендом Agusta Westland и считаются одними из самых «дальнобойных»
Все гражданские вертолеты изначально унифицированы, и их дальнейшая комплектация зависит от нужд покупателя