тел. (495) 223-42-15

Приплыли. Что дальше?

Морской транспорт обеспечивает около 70% мирового грузооборота, и с каждым годом его доля увеличивается. Однако вовремя и без потерь доставить груз морем до места назначения – лишь часть глобальной логистической цепочки. Далее в дело вступают технологии обработки грузов в порту, и здесь, как и в любой другой отрасли, эти технологии постоянно совершенствуются.

За прошедшие несколько десятилетий роль логистики в мировой торговле существенно возросла. Это в значительной мере изменило содержание и характер портовых услуг.

Глобализация изменила объемы и схемы морских грузовых и пассажирских перевозок, повысив требования как к международным, так и к местным транспортным связям. В перемещении грузов морем постоянно возникают специфические транспортные задачи, формируются новые технологии их обработки в портах.

В последние десятилетия крупнейшие гавани мира превратились в гигантские перегрузочные площадки, деятельность которых по обработке грузов основана на новейших технологиях. Это обеспечивает снижение конечной цены морской транспортировки. Доля стоимости погрузки товаров на судно и выгрузки их в порту в общем размере цены перевозки, по оценке экспертов, снижается в результате применения технических новшеств до 5 раз. Уменьшению себестоимости транспортировки способствует также использование крупнотоннажных судов.

На суммарную стоимость морской перевозки груза влияют не только технические условия, но и многие составляющие логистической цепочки, в которую входят морской перегрузочный комплекс (складирование, погрузка и выгрузка), сопряжение с железнодорожным и автомобильным транспортом.

Морские порты помимо традиционной роли оказания услуг по грузообработке выполняют многие сопутствующие функции, включая производственные, торговые, финансовые и даже туристические виды деятельности.

На базе портов формируются комплексные хабы, в которых существенную часть занимает перераспределение грузов по разным направлениям, превышающее, как правило, треть общего оборота. Терминалы-хабы позволяют комбинировать региональную и магистральную морские перевозки. Как пример, ведущим мировым хабом является порт Сингапура, в котором  более 90% грузов из всего оборота направляется затем в другие страны.

Все более широкое распространение получают контейнерные перевозки. В универсальных контейнерах можно перевозить практически любые виды продукции. При этом значительно облегчается погрузка, выгрузка и, соответственно, доставка при существенной экономии средств. Так, за счет использования контейнеров затраты на тонну перевозимого груза снижаются на 20–40%, в 2–3 раза сокращаются простои судов.

Применение контейнеров позволяет повысить производительность труда в складском секторе в среднем в 4–6 раз, а непосредственно на морском транспорте – до 30 раз по сравнению с обычной обработкой грузов. За счет комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских операций удается полностью исключить тяжелые ручные работы, в 1,5–2 раза сократить затраты на тару и упаковку, повысить сохранность перевозимой продукции, ускорить на 25–30% доставку грузов.

В 2017 г. мировые контейнерные перевозки увеличились на 5,1% по сравнению с предыдущим годом, в 2018 г. прогнозируется их дальнейший рост – на 5,9%. Уровень контейнеризации достигает в настоящее время 50–60% от общего объема всех морских перевозок, а если рассматривать только генеральные грузы, т.е. грузы штучные, перевозимые в упаковке, то доля их перевозок в контейнерах составляет более 90%. К 2025 г. размер этого рынка достигнет 14,4 млрд долл.

С ростом контейнерных перевозок шире стали использоваться специальные крупные суда, вместимость которых составляет свыше 21 тыс. единиц. Это требует совершенствования портовой инфраструктуры, создания более глубоких подходных путей для судов. В грузовых зонах портов расширяются складские площадки, операции на которых полностью автоматизируются, используются более сложные терминальные управляющие и информационные системы.

По оценке аналитической корейской компании Hana Financial Investment Co., число новых контейнеровозов увеличится в мире в 2018 г. на 54%, а в 2019 г. – еще на 24%. По данным судостроительных компаний, каждое пятое новое судно, спускаемое на воду, является в настоящее время контейнеровозом.

Огромный операционный оборот транспортируемой тары, погрузчиков и других машин потребовал выделения в морских портах специальных причалов с прилегающей территорией до 100 га и более для размещения на ней контейнеров в многоярусных штабелях и средств для их перегрузки, а также пространства для маневрирования подъемно-транспортной техники. Эти комплексы получили специальное название контейнерных, или трейлерных, терминалов.

В морских портах ставится задача максимального снижения времени стоянки крупных контейнерных судов. Как следствие растет спрос на радикальные технологические решения и более совершенную и надежную технику для быстрой, безопасной и эффективной перевалки грузов. Широкое применение находят автоматизированные или частично автоматизированные погрузочно-разгрузочные комплексы, а также универсальное оборудование, способное выполнять несколько различных операций и обеспечивать бесперебойную работу порта.

В настоящее время портовые терминалы оснащаются производительным транспортным и перегрузочным оборудованием, в числе которого присутствуют причальные краны-перегружатели, с помощью которых можно укладывать до 20–22 рядов контейнеров по ширине и в 6 ярусов по высоте над палубой судна. Их грузоподъемность достигает 100 т и более, а вылет стрелы превышает 40 м. Мобильные портовые краны позволяют перемещать грузы между судами, передвигаясь по причалу со скоростью до 120 м/мин.

С увеличением водоизмещения судов и их размеров растут грузоподъемность и габариты кранов, используемых для перевалки контейнеров. Так, современные краны-перегружатели, установленные в крупных портах, имеют высоту более 100 м (это больше 25-этажного здания), их грузоподъемность превышает 70 т, а собственная масса – более 100 т.

Новая техника существенно повышает пропускную способность портов. Так, в порту Гамбурга операции по перевалке грузов осуществляют порядка 20 контейнерных причальных кранов-перегружателей производительностью около 3 млн стандартных контейнеров в год.

Таким образом современные порты из обычных центров перегрузки превратились в крупные коммерческие, промышленные и логистические комплексы. Их функции, по оценкам экспертов, будут со временем только расширяться.

Борис ПАВЛОВ

Средняя дальность морских перевозок в мире составляет около 3,5 тыс. км

Более половины всех морских перевозок в мире осуществляется в контейнерах. В 2018 г., согласно прогнозу, мировые контейнерные перевозки увеличатся на 5,9%

К 2025 г. размер рынка контейнерных перевозок достигнет 14,4 млрд долл.

В последние десятилетия крупнейшие гавани мира превратились в гигантские перегрузочные площадки, деятельность которых по обработке грузов основана на новейших технологиях