Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Торговый порт – это нечто большее, чем просто грузы, механизмы и суда, это еще и история, и особая романтика индустриальных гигантов.
Шанхай
Сегодня основной объем морского грузооборота сосредоточен в портах Азии, и правит бал здесь Шанхай, седьмой год удерживающий пальму первенства.
Хотя сам порт и город появились на картах мира еще в Х в., лишь к началу ХХ столетия Шанхай превратился в промышленный центр, и его выгодное географическое положение впервые стало играть ключевую роль в развитии всего региона.
Порт Шанхая – это гигант, который продолжает расти и развиваться. В 2016 г. его грузооборот составил 37,1 млн TEU (условная единица измерения, основанная на объеме 20-футового контейнера). Китай активно продвигает масштабный проект экономического сотрудничества «Один пояс – один путь», и порт Шанхая, а точнее его новая часть – Яншань – одна из основных точек нового Морского шелкового пути.
Глубоководный грузовой порт Яншань с июня 2005 г. объявлен зоной свободной торговли, а в конце прошлого года стал крупнейшим автоматизированным портом в мире. Общая пропускная способность порта составляет порядка 6,3 млн TEU в год.
Сингапур
Вечный номер два в списке главных портов мира и основной конкурент Шанхая – Сингапур. «Ворота Европы» – так называют порт Сингапура. Почти весь грузовой морской трафик из Азии в Европу так или иначе проходит через это место.
Древний порт существовал здесь еще с VIII в., правда, он носил тогда другое название – Темасек. Сингапур в своем современном виде родился как британский порт, основанный сэром Стэмфордом Раффлзом в 1819 г. в целях развития Ост-Индской компании. В середине 1960-х гг. Сингапур обрел независимость, и значение порта для экономики этой маленькой страны многократно выросло. Сейчас этот огромный порт имеет более 1 тыс. причалов и более 300 погрузочных кранов.
В 2017 г. порт Сингапура начал обходить конкурентов в сегменте перевалки наливных грузов, а по итогам 2016 г. он лишь немногим отставал от Шанхая: грузооборот Сингапура достиг тогда 30,9 млн TEU.
Гонконг
Еще один старейший порт Азии, периодически занимающий верхние строчки рейтингов крупнейших морских перевалочных центров, может похвастаться весьма интересной историей.
Долгое время Гонконг был рыбацкой деревушкой и местом пристанища пиратов со всего мира. В начале XIX в. британские торговцы использовали порт для транспортировки опиума, а ХХ в. окончательно определил значение города и порта для мировой морской торговли. Опиумные войны, а также Первая и Вторая мировые войны изменили Гонконг, который сначала находился под британским протекторатом, затем пережил несколько лет японской оккупации и лишь в 1997 г. вернулся под суверенитет Китая.
В 2016 г. грузооборот гонконгской гавани составил 19,6 млн TEU. Примечательно также, что порт Гонконга формально не имеет администрации, его терминалы принадлежат различным международным операторам, а функции контроля осуществляет непосредственно Морское министерство города.
Пусан
Расположенный на берегу пролива, разделяющего Японию и Южную Корею, порт Пусан носит гордое название «Морской столицы» Южной Кореи. На сегодняшний день это второй по величине город страны, известный своими небоскребами, и финансовый центр. С 1910 г. Пусан находился под протекторатом Японии, но по итогам Корейской войны 1950–1953 гг. вернулся в Южную Корею и стал одним из главных рычагов развития ее экономики.
Поселение на этом месте возникло еще в начале нашей эры и много раз меняло название, пока к XV в. Пусан не стал основным портом Кореи. Впрочем, до 1876 г. здесь существовала лишь небольшая гавань, лишь в конце XIX в. началось строительство настоящего порта, который может похвастаться годовым грузооборотом в 20 млн TEU (по итогам 2016 г.).
Гуанчжоу
Замыкает азиатскую пятерку еще один китайский порт – Гуанчжоу, который наряду с Шеньчженем и Нинбо-Чжошуанем считается одним из самых загруженных портов мира. Расположенный в 150 км к северо-западу от Гонконга, в дельте Жемчужной реки, Гуанчжоу за 2016 г. обработал 18,6 млн контейнеров и оказался на седьмом месте мирового рейтинга крупнейших портов. Этот гигантский порт располагает 4,6 тыс. причалами.
Гуанчжоу выделяется даже на фоне других древних азиатских портов. Согласно легенде, он был основан в 862 г. до н.э. как торговый центр провинции Гуандун, куда моряки из Индии и Ближнего Востока прибывали, чтобы купить китайские товары. Именно в этом порту на протяжении многих веков начинался Морской шелковый путь.
Дубай
Джебель-Али, расположенный на берегу Персидского залива, – крупнейший морской порт Ближнего Востока. Еще в конце 1970-х здесь была пустыня, а уже в 2016 г. этот порт смог похвастаться 14,8 млн переправленных контейнеров.
Эта гавань примечательна в первую очередь тем, что построена исключительно руками человека. Когда-то здесь, в 40 км от г. Дубай, располагался небольшой прибрежный поселок, в котором жили 300 человек. В начале 1970-х правитель эмирата Дубай Рашид аль Мактум занялся этим амбициозным проектом. Порт был построен всего за три года – с 1976 по 1978, сейчас это крупнейшая в мире искусственная глубоководная гавань, одно из трех творений человека, которое видно из космоса.
Сейчас площадь порта превышает 1 млн кв. м, однако недавно началось его расширение. Ожидается, что пропускная способность порта увеличится в 7 раз и Джебель-Али сможет превзойти своих главных конкурентов – Шанхай и Сингапур.
Лос-Анджелес
Единственный американский порт в списке морских гигантов – порт Лос-Анджелеса. Хотя сам Город Ангелов был основан лишь в 1850 г., порт существовал здесь намного раньше.
В 1542 г. португальский путешественник и исследователь Хуан Родригес Кабрийо наткнулся на естественную гавань на северо-западе залива Сан-Педро. Кабрийо дал этой бухте романтичное название «Гавань дымов» – когда он впервые оказался здесь, над водой стелился дым от многочисленных индейских костров.
Впрочем, освоением гавани европейцы занялись намного позже. Во второй половине XVIII в. испанские миссионеры, начавшие колонизацию западного побережья Северной Америки, построили в этом районе первую пристань. К 1848 г., когда Калифорния вошла в состав США, порт в гавани Сан-Педро уже процветал.
В ХХ в. энергичное развитие порта началось после Второй мировой войны. Сейчас порт Лос-Анджелеса практически слился с соседним портом Лонг-Бич, а его грузооборот за 2016 г. составил 8,9 млн TEU.
Роттердам
Голландский Роттердам – крупнейший морской порт Европы.
Порт в месте слияния Рейна и Мааса был построен еще в XIV в. и с тех пор не раз переживал взлеты и падения. К середине XIX в. он был почти забыт, пока рост промышленности Рурской области не сделал Роттердам вновь востребованным портом. Заиленные участки рек, ведущих к порту, были расчищены, даже был построен новый канал. Вторая мировая война вновь болезненно ударила по городу, но порт смог оправиться, с 1962 по 1986 гг. считался самым загруженным портом мира, пока не уступил этот титул Шанхаю.
На сегодняшний день порт Роттердама простирается на 42 км в длину и обрабатывает в год более 12,4 млн TEU, причем в 2017 г. его грузооборот вырос на 1,3%.
Антверпен
Порт Антверпена – второй по величине в Европе – стоит на берегу реки Шельда. Парадоксально, но этот бельгийский морской порт фактически не имеет прямого выхода к морю.
Город и речной порт в этом месте появились еще в средние века. Точная дата рождения Антверпена неизвестна, но историки полагают, что произошло это не ранее VII в. Основной толчок развитию порта был дан в начале XIX в. В 1813 г. Наполеон решил построить тут военный порт и в итоге превратил Антверпен в огромную военно-морскую базу для своего флота.
С конца XIX в. Антверпен стремительно развивался, сегодня его порт в четыре раза больше самого города. Удобные пути доставки грузов делают Антверпен главным центром отправки штучных грузов. Общий грузооборот Антверпена в 2016 г. составлял 10,4 млн TEU.
Гамбург
«Северная Венеция», «Морские ворота в мир», так называют немцы главный порт страны – Гамбург. Бывший вольный ганзейский город стал частью Германии лишь в 1871 г., после объединения страны, но само поселение у впадения Эльбы в Северное море появилось еще в V–VI вв. Гамбург – это не только важнейший инфраструктурный объект для экономики страны, но и одна из главных достопримечательностей города.
Грузооборот порта Гамбурга в 2016 г. достиг 8,9 млн TEU.
Наталья ПОПОВА
Большая часть мирового морского грузооборота обрабатывается сейчас в портах Азии
Единственный американский порт в списке морских гигантов – порт Лос-Анджелеса
Шанхай седьмой год подряд удерживает пальму первенства в качестве крупнейшего порта в мире
Порт Джебель-Али в Дубае – это крупнейшая в мире искусственная глубоководная гавань, одно из трех творений человека, которое видно из космоса
Гамбург является крупнейшим европейским центром разгрузки кофе, в самом городе еще с XVII в. сохранились заводы для обжарки зерен