тел. (495) 223-42-15

Потерянные шедевры

Открытие новых или давно утерянных картин всемирно известных живописцев происходит не так часто. Тем более интересны обстоятельства подобных открытий.

Огюст Роден, «Андромеда»

1885–1887 гг. 3,6 млн евро (предварительная оценка – 0,8–1,2 млн евро). Аукцион Artcuria, Париж, май 2017 г.

История обнаружения этой скульптуры похожа на анекдот. В 1888 г. чилийский дипломат и друг Родена Карлос Викунья получил один из пяти вариантов скульптуры «Андромеда» в дар от самого скульптора. После этого ее след потерялся более чем на 100 лет. Она считалась утерянной. Ее обнаружили только в 2016 г. Дотошный работник аукциона Artcuria наткнулся на дневник одного из музейщиков 1930-х гг., который вскользь упоминал, что скульптура, возможно, не продавалась вообще, а значит, находится в семье Викунья. Оказалось, что так оно и есть. Наследники не афишировали этот факт, не выставляли работу, не оценивали ее и не включали в профессиональные каталоги.

https://www.artcurial.com/fr/lot-auguste-rodin-1840-1917-andromede-1886-1887-marbre-blanc-3217-6

Эгон Шиле, «Увядшие подсолнухи»

1914 г., 11,8 млн ф. ст. (предварительная оценка – 4–6 млн ф. ст.). Аукцион Christie’s, Лондон, июнь 2006 г.

Ранняя работа австрийского экспрессиониста Эгона Шиле много лет принадлежала австрийскому галеристу Карлу Грюнвальду. После того как в 1940 г. нацисты конфисковали его коллекцию, следы картины потерялись. А в конце 2005 г. в аукционный дом Christie’s обратился скромный человек, попросивший оценить полотно, которое досталось ему «в нагрузку» при покупке квартиры – картина просто висела там на стене. После продажи картины деньги были выплачены наследникам Грюнвальда – по закону «Увядшие подсолнухи» принадлежат им.

http://www.christies.com/lotfinder/lot/egon-schiele-herbstsonne-4742960-details.aspx?from=searchresults&intObjectID=4742960&sid=d4bf5b2e-0b6a-420f-b341-ca348d550c48

Караваджо, «Юдифь, убивающая Олоферна»

1604–1605 гг., предварительная оценка – 135–178 млн долл.

В апреле 2014 г. владельцев старинного дома в Тулузе озадачила течь в потолке. Чтобы добраться до участка прохудившейся крыши, им пришлось пройти через дальний участок чердака, куда никто из них никогда не заглядывал. В «секретной комнате», дверь в которую пришлось взломать, они обнаружили полотно размером 1,44 на 1,75 м. Они связались с местным аукционистом Марком Лабарде. Тот после тщательного анализа, в апреле 2016 г., представил картину публике как второй вариант утраченной еще в начале XVII в. версии знаменитой картины Караваджо. Сегодня по поводу картины ведутся жаркие споры. Министерство культуры Франции наложило временный запрет на вывоз картины. У специалистов и экспертов есть 2,5 года на детальное исследование работы, после чего она сможет быть предложена к продаже. (фото в приложении).

Поль Гоген, «Летние цветы»

1885 г., не продана (предварительная оценка – 1,2–0,8 млн долл.). Аукцион Litchfield County Auctions, Коннектикут, США, июнь 2016 г.

Небольшой цветочный натюрморт в золоченой раме был обнаружен в июне 2016 г. Когда хозяин, чье имя не разглашается, принес его в аукционный дом, эксперты сначала решили, что это Поль Синьяк, но при более тщательном изучении нашли на работе инициалы «P.G.», что навело их на мысль об авторстве Гогена. Догадка вскоре подтвердилась. Работа, по всей видимости, была продана другу художника Амбруазу Воллару, затем перешла к неизвестному коллекционеру, который в 1950 г. продал ее нью-йоркскому арт-дилеру Гилберту С. Хану. Настоящий владелец из Коннектикута приобрел натюрморт в 1980-х, не имея понятия о том, кто автор работы. Несмотря на внушительный провенанс, владелец снял свою работу с уже объявленного аукциона, рассчитывая, видимо, на более выгодную сделку в будущем.

http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2010/19th-century-european-art-n08673/lot.56.html

Эрнст Кирхнер, «Сцена в кафе», 1926 г. 

В октябре 2016 г. эксперты Штеделевского художественного института во Франкфурте обнаружили ранее неизвестную картину экспрессиониста Эрнста Людвига Кирхнера во время технического осмотра его полотна «Прогулка на санях по снегу». Кирхнер имел привычку натягивать несколько холстов на один подрамник. В письме коллекционеру Карлу Хагеману в 1918 г. художник просил его проверить, нет ли других картин под двумя его работами, которые купил этот поклонник экспрессионизма. Это и натолкнуло экспертов на мысль проверить картину, висевшую в зале института. Это ценное открытие! На аукционе Sotheby's в Лондоне в мае 2017 г. похожая картина Кирхнера «Четыре обнаженных под деревом» была продана за 5,4 млн ф. ст.

Илья Галкин, «Портрет царя», 1896 г. / Владислав Измайлович, «Портрет Владимира Ленина», 1926 г.

В сентябре 2013 г. во время праздника в актовом зале школы № 206 Санкт-Петербурга не в меру активный первоклассник влетел головой в висевший с незапамятных времен на сцене огромный портрет Владимира Ленина. Холст начал отслаиваться, под ним обнаружился еще один слой. Эксперты установили, что это портрет царя Николая II, который почти столетие скрывался под изображением Ленина,  нарисованного водорастворимой краской. Предположительно, это было сделано, чтобы спасти картину, которую потом можно бы было восстановить. Художник Илья Галкин написал портрет Николая II в 1896 г., во время коронации последнего царя, а портрет Ленина на картину нанесен предположительно в 1926 г. другим художником, Владиславом Измайловичем. Реставрацию полотна закончили в ноябре 2016 г. Картину восстановили так, чтобы на оба портрета можно было посмотреть с разных сторон в одной раме. Ее дальнейшая судьба решается. Цена на работы И. Галкина варьируется от 30 до 50 тыс. долл., а В. Измайловича - от 5 до 6 тыс. долл. в зависимости от аукциона.

Елена КРЕМЕНЕЦКАЯ