тел. (495) 223-42-15

США: рост продолжается

Прошел год с тех пор, как президентом США стал Дональд Трамп. Подводить какие-либо итоги его деятельности явно преждевременно, однако оценить основной вектор его экономической политики уже можно.

В течение 2017 г. все основные экономические показатели США находились на подъеме. Так, в I квартале 2017 г. ВВП США (в неизменных ценах) увеличился на 1,2%, во II – на 3,1%, в III – на 3%. Это заметно выше, чем в 2016 г. Также положительной и более устойчивой по сравнению с 2016 г. была динамика инвестиций в основные производственные фонды – в I квартале 2017 г. они выросли на 7,2%, во II и III кварталах – на 6,7 и 3,9% соответственно. Позитивной была и динамика чистого экспорта (превышение темпов прироста экспорта над темпами прироста импорта): в I квартале – 7,3%, во II – 3,5%, в III – 2,3%. В 2016 г. ситуация во внешней торговле была менее устойчивой (соответствующие показатели за I и IV кварталы были даже отрицательными). С октября 2016 г. по октябрь 2017 г. уровень безработицы в стране снизился с 4,8% до 4,1%. Инфляция, составившая в 2016 г. 2,1%, в январе-октябре 2017 г. снизилась до 1,6%.

В целом, можно констатировать, что экономика США после избрания Трампа осталась на прежней траектории роста. Однако к основным драйверам этой динамики экономическая политика Д. Трампа практически не имела отношения. На экономическую послекризисную конъюнктуру, как и ранее после 2009 г., влиял прежде всего укрепляющийся потребительский спрос и растущие частные инвестиции.

Что же предпринял за минувший год Д. Трамп, чтобы реализовать свою экономическую программу, вызвавшую весьма неоднозначную реакцию как внутри страны, так и за рубежом? Оказывается, весьма немало. Правда, чаще это были декларации о намерениях либо инициативы, не дающие быстрого результата. Многие начинания, требующие прохождения через Конгресс, не нашли там поддержки. При этом надо признать, что курс Д. Трампа остается достаточно последовательным, хотя в ряде случаев его позиции либо стали заметно мягче, либо вообще претерпели серьезные изменения.

Итак, какие решения приняты? 1 июня 2017 г. Д. Трамп объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату. 195 стран, подписавших это соглашение, договорились снизить до 2025 г. выбросы в атмосферу на 26-28%. Поскольку на США приходится 20% всех вредных выбросов углекислого газа в воздух, выход США из соглашения делает эту задачу труднореализуемой.

К экологической тематике примыкает намерение отменить План о чистой энергетике, принятый при администрации Обамы. Это позволит, как полагает Трамп, восстановить угольную промышленность и значительно поднять уровень зарплат в отрасли.

Борьба с нелегальной иммиграцией была одним из ярких предвыборных обещаний Трампа.  В его намерения входит высылка 2-3 млн нелегалов, имеющих криминальное прошлое. 8 октября 2017 г. Трамп обратился к Конгрессу с призывом ограничить финансовую помощь так называемым санкционным городам, где селятся нелегальные мигранты. В планах Трампа также постройка стены на границе США и Мексики длиной 3,6 тыс. км, финансирование которой обойдется в 10-20 млрд долл. Однако ассигнования на этот проект не были включены Конгрессом в федеральный бюджет 2017 г.

Одним из ключевых направлений экономической политики Трампа являются внешнеэкономические связи страны. Декларируя приверженность протекционизму и подчеркивая, что многие существующие торговые соглашения невыгодны для США, Трамп еще 23 января 2017 г. подписал исполнительный указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства. 16 августа 2017 г. администрация США начала переговоры с Канадой и Мексикой о пересмотре НАФТА – Североамериканского соглашения о свободе торговли. 2 сентября 2017 г. администрация Трампа приступила к выходу из торгового соглашения США с Южной Кореей.

Надо заметить, что Трамп практически снял с повестки дня тезис о введении 40% ввозных таможенных пошлин на товары из КНР и о массовом возвращении рабочих мест из Китая в США. Уж слишком взаимозависимы и важны экономические, да и политические отношения двух стран.

В сфере государственного регулирования Трамп отменил все исполнительные указы предыдущего президента. Было отменено 14 нормативных актов, принятых при Обаме. В феврале 2017 г. Трамп подписал исполнительный указ, обязывающий Министерство финансов США пересмотреть Закон Додда - Франка, принятый вскоре после кризиса 2008–2009 гг., ставящий под более жесткий государственный контроль всю финансовую систему США. Трамп, как, впрочем, и многие профессиональные экономисты и отраслевые ассоциации, считает, что чрезмерное государственное вмешательство в экономику стоит стране триллионы долларов. Так, по данным Национальной Ассоциации промышленников, избыточные регулятивные меры приводят к ежегодным экономическим потерям в 2 трлн долл.

Еще одна социально-экономическая инициатива Трампа – отмена Закона о доступном здравоохранении. Предложение сделать это на законодательном уровне было отвергнуто Конгрессом. Но попытки ослабить действие этого закона не прекращаются. Так, в октябре 2017 г. администрация приостановила выплату субсидий гражданам для покупки страховых полисов. По оценкам, одна эта мера может лишить доступа к ряду медицинских услуг около 6 млн человек.

Одним из предвыборных обещаний Д. Трампа было сбалансирование федерального бюджета. Однако реального сокращения бюджетных расходов не происходит. Напротив, они растут. Военные расходы в бюджете 2017 фин. г., включая расходы Министерства обороны, Министерства по делам ветеранов и Министерства внутренней безопасности, превысили 812 млрд долл. (расходы на социальное страхование составили 967 млрд долл.). В результате дефицит бюджета сохранился на уровне в 577 млрд долл. Трамп не выполнил своего обещания ликвидировать Министерство образования, но сократил его расходы на 10,4 млрд долл. На 2,2 млрд сократились расходы Министерства энергетики.

Не забыта и инициатива о восстановлении инфраструктуры США. 8 июня 2017 г. президент обнародовал план под названием «Перестроим Америку». Бюджетные расходы по этому плану составят 200 млрд долл. в течение 10 лет. Как считают в администрации Трампа, реализация этого плана приведет к дополнительным расходам частного бизнеса в размере 800 млрд долл. При этом 1 млрд долл. бюджетных средств позволит создать около 20 тыс. новых рабочих мест. Однако до практической реализации этих планов дело пока не дошло и когда дойдет – неизвестно. Выделение таких ресурсов – прерогатива Конгресса. В нынешней политической ситуации, когда популярность президента как никогда низка, а его политика подвергается ожесточенной критике, трудно себе представить, чтобы столь грандиозные планы нашли поддержку в Конгрессе.

Безусловно, наиболее важным аспектом всей экономической политики Трампа в настоящее время является налоговая реформа. Ее версия уже предложена Конгрессу. Согласно новому плану предлагаются 4 ставки налогообложения на индивидуальные доходы – 12%, 25%, 35% и 39,6%. Последняя ставка применяется для тех, чей доход превышает 1 млн долл. в год. Предполагается снижение корпоративного налога – с нынешних 35% до 20%. Ликвидируется налог на недвижимость. Кроме того, предлагается целый ряд налоговых скидок.

От того, насколько успешным будет прохождение этой реформы в Конгрессе, во многом зависят все экономические инициативы Трампа, да и вообще его политическое будущее.

Как видно, многие позиции экономической программы Д. Трампа носят достаточно противоречивый характер. Некоторые из них – просто трудновыполнимы. Так, можно ли вернуть американские компании на родину с помощью налоговых льгот? Ведь в основе глобализации лежат вполне объективные причины: интернационализацию и транснационализацию производства никакими указами и льготами отменить невозможно. В рыночной экономике капитал идет туда, где выше норма или масса прибыли. Расширению глобализации способствует и научно-технический прогресс. Кстати, сторонники идей Трампа порой утверждают, что как раз благодаря научно-техническому прогрессу исчезнет основа вывода предприятий за рубеж – стремление снизить издержки труда. В результате автоматизации и других инноваций трудовая компонента издержек станет столь невелика, что не будет смысла переводить производство за рубеж для ее снижения. Представляется, что этот тезис носит отвлеченно-абстрактный характер. Ни нынешний этап инноваций, ни предыдущая автоматизация не привели ни к массовой безработице, ни к безлюдному производству. Возникли новые рабочие места, требующие более высокой квалификации, а также миллионы рабочих мест в сфере услуг, многие подразделения которой тоже начали перемещаться за рубеж с целью снижения издержек.

Вполне очевидно, что и в дальнейшем новые рабочие места в экономике США будут создаваться не в традиционных «старых» отраслях (металлургия, автомобильная, текстильная промышленность и т.д.), а в новых, наукоемких отраслях, имеющих перспективу роста.

Остается неясным, как администрация Трампа собирается добиться поставленных макроэкономических целей – обеспечить шестипроцентный экономический рост, сбалансировать бюджет, снижая при этом налоги и увеличивая бюджетные расходы.

Ведь, по крайней мере на первом этапе сокращения налогов, поступления в бюджет снизятся, что создаст проблемы для увеличения расходов на инфраструктурные проекты и оборону. Приведет ли предполагаемое снижение налогов к быстрому ускорению экономического роста и, как следствие, росту налоговых поступлений? Сомнительно. Ведь инвестиционный процесс определяется не только ставками налогообложения, но в первую очередь масштабами совокупного спроса, уверенностью как инвесторов, так и потребителей в хороших экономических (и политических) перспективах.

Все это происходит в условиях острейшей политической борьбы. Очевидно, что Трамп не принят (и неизвестно, будет ли принят) политическим классом США как лидер страны. Глубинные противоречия его экономической политики порой даже не обсуждаются на фоне бесконечных взаимных упреков и обвинений. Налицо политический кризис, который является не лучшим условием для реализации экономических планов и реформ.

Виктор СУПЯН, д.э.н., зам. директора Института США и Канады РАН, профессор Всероссийской Академии внешней торговли

Экономика США

Годы/кварталы 2016 2017
  I II III IV I II III
Прирост ВВП, % 0,6 2,2 2,8 1,8 1,2 3,1 3,0
Уровень безработицы, %     4,9* 4,8 4,6 4,4 4,3
Прирост инвестиций в основной капитал -4,0 3,3 3,4 0,2 7,2 6,7 3,9
Торговый баланс, млрд долл.     -545,8* -191,0     -586,5*

* Данные за три квартала.

Источники: BEA News Release. Gross Domestic Product. Third Quarter 2017. P. 6. 2017. U.S. Trade in Goods with World, Seasonally Adjusted. U.S. Bureau of Labor Statistics. Economic News Release. Employment Situation Summary Table A.

Экономика США после избрания Трампа осталась на прежней траектории роста, однако экономическая политика нового президента практически не имела к этому отношения

Одним из ключевых направлений экономической политики Трампа являются внешнеэкономические связи страны

Тезис о введении 40% ввозных таможенных пошлин на товары из КНР практически снят с повестки дня

Наиболее важным аспектом всей экономической политики Трампа является налоговая реформа

Чрезмерное государственное вмешательство в экономику стоит стране триллионы долларов. Избыточные регулятивные меры приводят к ежегодным экономическим потерям в 2 трлн долл.

План под названием «Перестроим Америку» предусматривает бюджетные расходы в 200 млрд долл. в течение 10 лет

Очевидно, что новые рабочие места в экономике США будут создаваться не в традиционных «старых» отраслях, а в новых, наукоемких, имеющих перспективу роста