Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Бутылка хорошего виски добавит веса и крепости любому подарку, в том числе и новогоднему. А бутылка виски «Джонни Уокер» еще и расскажет историю человека, широкими шагами вошедшего в историю и обошедшего весь мир.
Джон Уокер, деревенский парнишка, сызмальства работавший на отцовской ферме, и помыслить не мог, что когда-нибудь его имя прославится на весь мир. Он совсем не был похож на того щегоеватого господина, что вот уже почти 200 лет шагает по магазинам и барам всего мира.
В 1819 г. умер отец 15-летнего Джона Уокера. Для семьи это было тяжелым испытанием. Шотландия в те времена была не самым дружелюбным местом для жизни, и Джон хорошо это знал с самого рождения. Предаваться горю и печали не было времени. Надо было выживать.
Семейную ферму пришлось продать, а на вырученные деньги купить бакалейную лавку в ближайшем городке Килмарнок. Это был хоть и вынужденный, но правильный шаг. Дальнейшие события показали, что у Джона были врожденные способности к бизнесу. А также уважение к национальному шотландскому напитку виски.
В те дни тяжелого труда и скудного существования работяги особо не мудрствовали и после работы пили простой, односолодовый виски, который продавали в розлив из бочек в бакалейных магазинах. Продавал виски и Джон Уокер. Проблема состояла в том, что вкус напитка всегда был разным: из одной бочки – такой, из соседней, того же сорта, – другой. Стандартов не существовало. Джона это не устраивало. Он начал самостоятельно смешивать разные сорта виски, добиваясь, чтобы букет напитка, который он предлагал своим покупателям, был стабильного качества и вкуса. Товары из бакалейной лавки, а особенно «Виски Уокера из Килмарнока» (Walker's Kilmarnock Whisky, так первоначально назывался напиток), пользовались популярностью, и когда Джон умер в 1857 г., сыну Александру достался процветающий бизнес. Он продолжил эксперименты со смешиванием разных сортов виски.
Середина XIX в. для Англии – время Промышленной революции и бурного развития. Жизнь менялась с невероятной скоростью. Вихрь перемен не обошел стороной и сонный Килмарнок. Через город прошла железная дорога, по которой товары доставлялись на побережье, на большие корабли, развозившие их по всему свету.
Достойный сын своего отца, Александр не упустил выпавший ему шанс. В 1867 г. он создал и начал продавать первый коммерческий сорт купажированного (то есть смешанного) напитка под названием Old Highland Whisky («Старый виски с высокогорья») и сделал гениальный, как выяснилось позже, маркетинговый ход. Он бесплатно снабжал капитанов кораблей своим виски, чтобы они развозили его по тем портам, куда следует корабль. Капитан и его команда с удовольствием брались за поручение – ведь они не оставались в накладе, во время путешествия можно было с удовольствием угощаться бесплатным напитком. Об уникальном на то время виски вскоре узнали во всем мире.
Теперь уже Уокер продавал виски не в розлив из бочки, а в бутылках. Чтобы их было удобнее упаковывать и перевозить, чтобы они меньше бились в пути, Александр придумал знаменитые четырехгранные бутылки. А также стал клеить этикетки под углом в 24 градуса – так они выделялись на барной стойке среди других бутылок. Кроме того, на диагонально наклеенной этикетке название можно было написать крупнее.
В 1889 г. пришел черед и Александру Уокеру отойти в мир иной. Предприятие перешло к его сыновьям – Александру-младшему и Джорджу. Пока был жив Джон, продажи виски составляли лишь небольшую, меньше десятой части, долю оборота его бакалейного магазина. К моменту, когда Александр Уокер передал дело в руки своих сыновей, эта доля составляла уже 90–95%. Первый из сыновей оказался талантливым купажистом (он тонко чувствовал оттенки вкусов и запахов), второй – не менее талантливым бизнесменом. Они продолжали эксперименты по смешиванию разных сортов виски.
Однако, несмотря на успех семейного дела, это до сих пор был всего лишь бакалейный магазин. Уокеры купажировали, то есть смешивали, разные сорта виски, которые бочками закупали у фермеров, но сами его не производили.
В 1893 г. братья Уокеры приняли важное решение – они приобрели винокурню Cardhu из района Спейсайд и наладили свое первое собственное производство алкоголя. Эта винокурня имела богатую историю, и еще их дед Джон во всех своих купажах обязательно использовал виски Cardhu. В отличие от других сортов ячменного напитка из этого региона, Cardhu придает готовому виски не яблочно-цитрусовые, а медовые тона. Этот виски и по сей день является основой всех купажей Johnnie Walker, а в самой винокурне есть небольшой музей.
Покупка стала началом мощного подъема семейного предприятия Уокеров, купажирование виски Johnnie Walker поднялось на более качественный уровень, на свет стали появляться новые сорта, которые пользовались спросом у покупателей.
В 1909 г. Александр и Джордж решили переименовать уже достаточно обширный список выпускаемых ими напитков.
Виски Special Old Highland превратился в Johnnie Walker Red Label («Красная этикетка»), а Extra Special Old Highland – в Johnnie Walker Black Label («Черная этикетка»).
Сегодня «Красная этикетка» – это самый известный шотландский виски стандартного купажа. По объему продаж в мире он превосходит все другие сорта шотландского виски. А в списке самых популярных крепких алкогольных напитков Johnnie Walker Red Label уступает только рому Bacardi, водке Smirnoff и Absolut. Ежегодно в мире продается более 60 млн л «Красной этикетки».
Но вернемся в прошлое. Как-то, примерно в то же время, братья Уокеры обедали с известным тогда молодым иллюстратором Томом Брауном. На обороте ресторанного меню он набросал идею логотипа любимого виски – шагающего человека в шляпе и с тросточкой. Александр и Джордж мгновенно одобрили этот образ, так удачно обыгрывающий их фамилию (Walker в переводе с английского – ходок, пешеход). Так Джон Уокер, простой бакалейщик времен королевы Виктории, превратился в Джонни Уокера, эдвардианского денди. Тогда же родился и знаменитый девиз компании – Born 1820 — Still Going Strong! («Рожденный в 1820-м до сих пор уверенно шагает»). Сейчас лозунг сокращен до «Keep Walking» («Продолжает идти»).
К 1920 г. Johnnie Walker обошел уже 120 стран мира и стал частью массовой культуры, этот образ часто использовался в фильмах и песнях.
1 января 1934 г. Георг V пожаловал компании John Walker & Sons Королевскую лицензию на право поставки виски к королевскому двору. Компания сохраняет это право и по сей день.
В настоящее время виски Johnnie Walker является самым узнаваемым и самым распространенным брендом виски в мире. Трудно найти на карте страну, где бы не продавался Johnnie Walker. В 2016 г. было продано почти 224 млн бутылок этого напитка (около 157 млн л).
В 1997 г. бренд и саму компанию купил алкогольный гигант Diageo. В 2009 г. новый собственник принял неоднозначное решение, объявив о том, что намеревается закрыть производственные мощности в Килмарноке. Для крупной транснациональной корпорации это был всего лишь пункт программы реструктуризации ее производственных мощностей в Шотландии. Для жителей Килмарнока, да и для всех шотландцев, это был культурный шок, чтобы не сказать – трагедия. Ведь Килмарнок – это место, где родились и сам Джон Уокер, и бренд Johnnie Walker. Немаловажным фактором было и то, что завод был крупнейшим работодателем в городе. Жители писали петиции в защиту исторической винокурни. Возражали против этого решения и местные политики, включая первого министра Шотландии. Однако бизнес превыше всего. Несмотря на давление со всех сторон, в 2012 г. завод на Хилл-стрит в Килмарноке закрыл свои двери.
Ирина МУРАВЬЕВА
Johnnie Walker — самая известная марка шотландского виски. Под этой маркой выпускаются как недорогие сорта, так и различные типы выдержанного дорогого виски.
К 1920 г. Johnnie Walker обошел 120 стран мира и стал частью массовой культуры
В 2016 г. было продано почти 224 млн бутылок виски Johnnie Walker
Сейчас компания John Walker & Sons и бренд Johnnie Walker принадлежит крупнейшей британской транснациональной корпорации Diageo
Johnnie Walker Red Label — стандартный купаж. В его состав входит 35 сортов виски выдержкой 3–5 лет. Основа купажа — виски Cardhu с медовым вкусом, а также дымно-торфяные сорта с островов. Johnnie Walker Black Label — купаж класса «де люкс». Это около 40 сортов выдержкой не менее 12 лет. Главное достоинство Johnnie Walker Black Label — сложность вкуса. Johnnie Walker Double Black Label – та же смесь, что и обычная «Черная этикетка», но выдержанная в обугленных изнутри бочках.
В Шотландии существует разделение на регионы производства виски. Это Высокогорье (Highlands), Спейсайд (Speyside), Равнина (Lowlands), Острова (Islands), остров Айла (Islay) и Кэмпбелтаун (Campbeltown). В разных регионах делают разный по вкусу виски, что влияет на вкус смеси.
Johnnie Walker Blue Label – это смесь 16 редких сортов виски. Некоторым из них 50 лет, а некоторые уже перестали производиться. Цены на серию Blue Label исчисляются сотнями долларов. В купаже Johnnie Walker Gold Label при производстве используется вода, протекающая через старую золотоносную шахту. Gold Label содержит около 15 редких сортов виски выдержкой не менее 18 лет. Самый мягкий и нежный из всех сортов.