Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В конце XIX в. Соединенные Штаты стали лидерами по числу проводимых международных выставок Экспо. С 1881 по 1898 гг. в разных городах страны прошло восемь таких экспозиций. Одной из них была выставка, посвященная столетию вхождения штата Теннесси в состав США.
Как правило, большие международные выставки было принято приурочивать к какому-либо юбилею. В XIX в. самым грандиозным мероприятием в США стала Колумбова выставка в Чикаго в 1893 г., посвященная 400-летию открытия Америки (БиВ №3, 2009 г.).
Американский штат Теннесси также решил отметить столетие вхождения в Соединенные Штаты в 1796 г. большой международной выставкой в своей столице – Нашвилле.
Впервые с идеей организации такой выставки еще в 1892 г. выступил местный юрист Дуглас Андерсон. Он разослал в ведущие газеты города письмо с предложением организовать юбилейную экспозицию и обосновал ее необходимость.
Инициативу поддержали владельцы железнодорожных компаний, занимавшихся масштабными перевозками на юге страны. Они понимали все выгоды и преимущества, которые может принести выставка для развития города, поэтому активно занимались рекламой будущего мероприятия, позже даже построили специальную железнодорожную ветку от центра города до места, где предполагалось разместить выставку.
Южные штаты в то время переходили от преимущественно сельскохозяйственной ориентации к индустриальной. Бурно развивалась промышленность, строились новые предприятия, расширялась транспортная сеть. Предполагалось, что выставка позволит продемонстрировать достижения не только Теннесси, но и соседних штатов – Алабамы и Джорджии.
На различного рода переговоры и уговоры ушло три года. Лишь в 1895 г. Генеральная ассамблея штата дала добро на проведение выставки и предложила назвать ее Международной выставкой столетия Теннесси. Однако времени на подготовку масштабного мероприятия осталось совсем мало, поэтому экспозицию удалось открыть только в 1897 г., т.е. на следующий год после юбилея.
Для строительства павильонов была отведена территория площадью 80 га на западной окраине Нашвилла, где проводились лошадиные скачки. Это место называлось Западный парк, но в связи с подготовкой выставки его переименовали в Город столетия. Ему были предоставлены особые административные права и установлены строгие ограничения на азартные игры и продажу алкоголя.
По примеру чикагской Колумбовой выставки для экспозиции столетия избрали классический архитектурный стиль. Этот выбор был связан также и с историческим обликом Нашвилла, в котором с 40-х гг. XIX в. преобладали мотивы древнегреческой архитектуры. К тому же жители города особое внимание уделяли классическому образованию, из-за чего столицу Теннесси называли Афинами американского Юга.
Поэтому логичным показалось предложение построить и сделать центром выставки здание, копировавшее греческий Парфенон. В нем было решено разместить экспозицию изящных искусств. Она состояла из более чем тысячи картин, скульптур, гравюр и акварелей.
Чтобы дополнить картину и привнести еще больший дух классицизма в архитектурный ансамбль выставки, экспозицию истории штата Теннесси было решено разместить в здании – копии Эректиона, храма Афины на Акрополе рядом с Парфеноном.
Но и этого организаторам показалось мало. Еще одним «античным» сооружением стал павильон г. Мемфис, имя которого подсказало идею построить здание в форме египетской пирамиды Хеопса. В нем расположилась экспозиция города и округа Шелби.
Достопримечательностью комплекса стал 95-метровый флагшток, в основании которого были установлены 15 колонн из разных пород деревьев, произраставших в Теннесси. Это символизировало количество штатов, к которым присоединился Теннесси 100 лет назад. Сам же флагшток представлял 16-й штат, Теннесси. Он был сделан из стали, привезенной с севера страны. По замыслу архитекторов, это должно было символизировать объединение Севера и Юга, их экономическое единство.
Для размещения экспонатов были построены павильоны торговли, природных ресурсов, транспорта, машиностроения, лесного и сельского хозяйства, садоводства и животноводства, образования и здравоохранения.
Павильон торговли был самым большим зданием выставки, его длина составляла почти 180 м, ширина – около 80 м. Здание сельскохозяйственного павильона, второе по величине, имело длину около 160 м, ширину – 60 м.
Помимо зданий для отраслевых экспозиций были построены павильоны социального и тематического назначения: концертный зал для больших мероприятий, здание администрации, в котором располагался также клуб почетных гостей выставки. В павильоне женщин разместили экспозицию, посвященную их вкладу в освоение южных территорий, распространение образования и развитие искусств. Павильон детей (он, как и павильон женщин, был организован по примеру предыдущих выставок в Чикаго и Атланте) был построен в стиле рококо. Здесь располагались разного рода развлечения, экспонаты, интересные детям, а также детский сад, в котором можно было оставить детей на время осмотра экспозиции. В павильоне негритянского населения (также по примеру Атланты) рассказывалось о прогрессе в его социальной адаптации после отмены рабства, в образовании, в повышении профессионального уровня. Во всех этих павильонах проводились общественные мероприятия, выступления и лекции известных персон. В павильоне правительства Соединенных Штатов свои экспозиции представили разные федеральные министерства: обороны, финансов, юстиции, почты, а также Смитсоновский институт.
Здания Выставки столетия были расположены вокруг небольшого искусственного пруда Ватауга – его специально вырыли в ходе ландшафтных работ при подготовке экспозиции. По водоему плавали гондолы и лодки, которые доставляли посетителей к нужным им павильонам.
Часть территории была отведена под развлечения. Здесь были организованы различные аттракционы и представления, среди которых наибольший интерес вызывали «Улицы Каира», «Китайская деревня», «Мавританский дворец». Из аттракционов внимание привлекали циклорама и гигантские качели, на которых всего за 10 центов можно было взлететь на высоту более 25 м, а потом стремительно опуститься к водной поверхности Ватауга. Томас Эдисон представил на выставке в Нашвилле модель электрического театра, названную «Миражи Эдисона», которая была прообразом будущего кино.
Огромный интерес, особенно среди ветеранов Гражданской войны, вызывала панорама битвы при Геттисберге, расположенная в большом круглом здании. Посетители оказывались как бы в центре сражения с полным круговым обзором картины.
Одним из ярких событий выставки стал парад цветов на 85 повозках, организованный Советом американских женщин.
Выставка столетия в Теннесси, как и все другие американские экспозиции того времени, имела главной целью продемонстрировать технологический, социальный, экономический и культурный прогресс, в данном случае – в южных штатах, в частности в Теннесси. Экспозиция была построена таким образом, чтобы посетители имели возможность увидеть то, что было раньше, и сравнить с тем, что стало теперь. Это касалось образа жизни, качества жилья, технического уровня используемых машин, применения в производстве и повседневной жизни электричества, замены ручного труда механизмами.
Выставка проходила с 1 мая по 31 октября 1897 г. Ее, находясь в Белом доме, открыл президент Соединенных Штатов Уильям МакКинли. Он нажал электрическую кнопку, после чего заработали все механизмы в павильоне машиностроения. Саму экспозицию президент посетил спустя полтора месяца. Его визит подчеркнул значимость выставки и стал очередным символом примирения Севера и Юга Америки. Президента сопровождали ветераны Гражданской войны, которые принимали участие в публичных мероприятиях, подчеркивавших единство страны.
Выставка столетия в Теннесси имела большой успех. Ее посетили 1,8 млн человек, из которых 1,2 млн заплатили за билеты. Однако с финансовой точки зрения прибыли она не принесла. В течение двух лет после закрытия экспозиция была полностью демонтирована, легкие деревянные строения разобраны, а территория преобразована в Парк столетия, теперь это главный парк города. Из зданий до наших дней дошел только Парфенон, ставший историческим символом выставки и величия города.
Борис ПАВЛОВ
Выставку в Нашвилле посетили 1,8 млн человек, это существенно уступало Колумбовой выставке в Чикаго (20 млн), хотя и было успехом для Теннесси
Самым большим зданием выставки был павильон торговли. Его длина составляла почти 180 м, ширина – около 80 м
Выставка столетия в Нашвилле открылась с годичным опозданием. Она работала с 1 мая по 31 октября 1897 г.
Визит на выставку президента У. МакКинли подчеркнул ее значимость и стал очередным символом примирения Севера и Юга
Штат Теннесси расположен на востоке США. Вошел в их состав в 1796 г. Население – 6,6 млн чел. Столица – Нашвилл, крупнейший город – Мемфис. В годы Гражданской войны выступал за сохранение рабства и в 1861 г. присоединился к Конфедерации Юга. Рабство было запрещено в штате в 1865 г.
В 1920-е гг. возведенное для Выставки столетия здание, копирующее Парфенон, было реконструировано и приспособлено для дальнейшего использования. В настоящее время в нем располагается художественный музей.
Битва при Геттисберге, ставшая сюжетом круговой панорамы на Выставке столетия, считается самым кровопролитным сражением Гражданской войны в США. Она длилась три дня, с 1 по 3 июля 1863 г., и стала переломной точкой в конфликте американских Севера и Юга.