Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Россия продолжает оставаться для иностранцев страной неожиданностей. В том числе и приятных. Во всяком случае, так сейчас считают владельцы торговых сетей, которые, обосновываясь у нас, не ожидали, что их бизнес будет развиваться настолько успешно.
Цена вопроса – 200 миллиардов
Родиной сетевой торговли считают Соединенные Штаты. В Европе, особенно в ее северной части, ритейлеры по-настоящему развернулись лишь во второй половине ХХ столетия, захватив к началу 70-х гг. до 50% торгового бизнеса. По старинке продолжали торговать лишь Финляндия и Швеция, где мелкие частные магазины были прочно защищены броней протекционистских законов.
В России первоначальная стадия сетевого бизнеса пришлась на 1994–1998 гг., когда оптовики, почувствовав вкус к розничной торговле, стали создавать новые торговые империи. Финансовый кризис 1998 г. несколько поубавил их аппетиты – от дорогих супермаркетов пришлось перейти к дискаунтерам. Однако на здоровье фирм это не отразилось, и к концу десятилетия сетевые компании контролировали уже значительный сектор всей розничной торговли в стране. Но 70% отрасли все еще оставалось за «стихией» – рынками, развалами, киосками и лавками.
Между тем цена вопроса была достаточно высока. Только за продовольственные товары россияне ежегодно выкладывали 200 млрд долл. За такие деньги имело смысл побороться. И не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции. Основным итогом второго этапа (1998–2000 гг.) можно считать начало сетевой торговли продуктами питания в регионах. Развитие шло как за счет региональной экспансии столичных сетей, так и за счет появления местных торговых компаний. Параллельно с этим стала активно развиваться отечественная пищевая промышленность, поскольку импорт продовольственных товаров после кризиса резко сократился. Появились новые формы торговли, российские компании искали наиболее оптимальные форматы работы.
Третий этап ознаменовался приходом на российский рынок иностранных компаний, которые до этого были представлены лишь сетью «Рамстор», принадлежащей турецкой «Рамэнка». Благодаря зарубежным коллегам, предпочитавшим такие формы, как гипермаркет и cash & carry, российские компании познакомились с новыми бизнес-моделями. Выход зарубежных сетей на российский рынок подстегнул и региональную экспансию федеральных сетей, увеличилось число сделок по слияниям и поглощениям в регионах. К примеру, торговая сеть «Пятерочка» к концу 2004 г. владела в 19 субъектах РФ 234 магазинами, доведя годовой розничный товарооборот до 1,2 млрд долл.
Не с меньшей прытью следовали за «Пятерочкой» и остальные сетевики, накачивая мускулы новыми магазинами, расширяя торговые площади, совершенствуя систему торговли и доставки товаров. В 2004 г. «Перекресток» уже работал в 13 регионах, «Патэрсон» – в 12, «Метро» – в 8. Прошло еще три года, и к 2007-му доля сетевых супер- и гипермаркетов в крупных городах достигла 50%.
Торговое Эльдорадо
В рейтинге «Топ-50 российских ритейлеров», составленном в 2007 г. газетой «Коммерсант», первую строчку заняла компания X5 Retail Group. Ее выручка достигла 5 284 млн долл. Второе место досталось Metro Group (сети Metro Cash & Carry, Real, Media Markt). Выручка ритейлера составила 4 801 млн долл. Третье место заняла крупнейшая российская сеть по продаже бытовой техники и электроники «Эльдорадо» с объемом выручки в 4 568 млн долл. В первую десятку вошли также сеть супермаркетов «Магнит», сети салонов сотовой связи «Евросеть» и «Связной», группа Auchan (супер- и гипермаркеты), «М.Видео», гипермаркеты «Лента», а также супермаркеты-дискаунтеры «Копейка» – все с очень недурными доходами.
Выходило, что легендарная страна Эльдорадо – наша Россия. Это поняли многие мировые сетевые торговцы. Сеть гипермаркетов Carrefour, второй по величине глобальный ритейлер, заявила о намерении выйти на российский рынок. Примеру французов захотели последовать американская Wall-Mart и британская Tesco – более чем серьезные игроки с колоссальными возможностями. Россиян это не напугало ни в коей мере.
«Когда приходит «внешний» оператор, всегда происходит взаимный обмен ноу-хау, будь то западный игрок на отечественном рынке или федеральная сеть на неосвоенной территории. В этом смысле конкуренция с ведущими мировыми розничными компаниями может стать полезной для наших ритейлеров. Объемы продаж российских операторов увеличиваются, ежегодный рост составляет от 30 до 60%, что способствует получению более выгодных цен на товары от поставщиков», – спокойно констатировала во время онлайн-конференции генеральный директор компании «Седьмой континент» Галина Ильяшенко.
«Россия входит в число самых привлекательных стран для инвестиций в розничную торговлю. Наш рынок ритейла развивается всего 10 лет, поэтому его возможности еще не исчерпаны. Места хватит всем. Крупные западные сети развивают одновременно несколько форматов (магазин у дома, эконом-, супер- и гипермаркет): это позволяет привлечь и обслужить больше покупателей, а также сократить расходы на закупку товаров. Для отечественных игроков приход западных коллег – хороший стимул для роста», – поддержал ее директор департамента по работе с партнерами ЗАО «Джи Мани Банк» Эльман Мехтиев.
Итог подвела начальник отдела фундаментального анализа ФК «Открытие» Наталья Мильчакова: «Пока доля торговых сетей в общем объеме розничного рынка не превысила 50%, можно говорить о том, что сетям есть куда расти. В том числе и в крупных городах».
Другими словами, общее мнение сводилось к приветствию: «Добро пожаловать, иностранные гости!»
Но было ли наступление «сетевой эры» таким ли уж безусловным благом для России? Торговые сети, проводя жесткую ассортиментную политику в отношении поставщиков, старались методом отбора ограничить их перечень. Это неизбежно приводило к «вымыванию» из состава поставщиков предприятий малого и среднего бизнеса. Сети гипермаркетов размещали заказы у все меньшего числа производителей, ограничивая их круг теми предприятиями, с которыми имели наиболее длительные хозяйственные связи. К тому же оккупация рынка сетевыми игроками снижала конкуренцию и позволяла диктовать цены, что, конечно, било по карману потребителей.
Страна прирастает площадями
В 2007 г., по оценке A. T. Kearney, государствами с наиболее привлекательными рынками для входа мировых розничных сетей были названы Вьетнам, Индия и Россия. Причем наша страна уступила второе место Индии не без борьбы, оставляя за собой право занять его на следующий год, с расширением ритейла в регионах.
Росту сетей способствовали многие факторы: стабильность экономической ситуации, рост доходов населения, улучшение положения в регионах, а главное – все еще сохраняющаяся нехватка торговых предприятий. И хотя их строительство шло уже не столь бурными темпами, как в 2000–2005 гг., тем не менее, в 2007-м, по данным компании Cushman & Wakefield, в России было введено в эксплуатацию 1,8 млн кв. м площади торговых центров. Более того, согласно последнему отчету «Европейские торговые центры», Россия возглавила рейтинг из 34 стран Европы по количеству квадратных метров качественных торговых площадей, готовящихся к открытию в 2008-м и 2009 г. Общая площадь строящихся в России новых торговых центров, составляла 3,2 млн кв. м.
В общем, перспективы были весьма неплохими. Темпы прироста оборота составили по сравнению с 2006 г. 53%, что было, конечно, ниже, нежели в предыдущие годы, но зато значительно выше, чем в Европе и США. На территории России действовали несколько сотен сетей (только в Москве и Санкт-Петербурге их насчитывалось более двухсот), в том числе глобальные – Auchan, Metro C&C и национальные – AVA, OBI, Leroy Merlin, Castorama, Stockmann.
Как отмечали аналитики, прирост оборота региональных сетей стал опережать Москву и Санкт-Петербург. Дело представлялось настолько прибыльным, что некоторые региональные сети перекупались, что называется, «на корню». Впрочем, не брезговали участники рынка и столичными сетями. В декабре 2007 г. глобальный розничный оператор Auchan Group приобрел гипермаркеты «Рамстор». Поглощения и слияния стали столь популярным приемом, что в 2007 г. на такие операции было потрачено в 30 раз больше, чем в 2003 г. Инвестиции не представляли проблем, российские и иностранные банки с удовольствием давали кредиты на развитие ритейла.
В конце 2006 г. был даже создан Союз независимых сетей России (СНСР), объединявший 34 торговые сети с 866 магазинами общей площадью 350 тыс. кв. м. Они обслуживали миллион покупателей в день, а их суммарный торговый оборот составлял 1 600 млн долл.
Кто переживет «ледниковый период»?
Однако в начале 2008 г. были получены первые тревожные сигналы. Из США пахнуло холодком надвигающегося финансового кризиса. Для продолжения экспансии в регионах уже не хватало ни кредитных, ни оборотных средств. Росли расходы на логистику, ребрендинг и реструктуризацию. Кое-где строительство новых ТЦ было приостановлено. Даже в богатой Москве было открыто всего 11 новых качественных торговых центров. И хотя покупатели по-прежнему с охотой несли деньги в магазины и, не задумываясь, оформляли потребительские кредиты, темпы роста сетей замедлились. Но все еще была жива вера в то, что Россия останется «тихой гаванью» в бушующем море мирового катаклизма.
К сожалению, это приятное заблуждение продержалось недолго. Кризис ликвидности заметно сузил возможность внешних заимствований с использованием кредитов и других финансовых инструментов. В то же время сравнительно невысокая рентабельность компаний, работающих в сфере ритейла, не позволила большинству участников рынка аккумулировать собственные средства в объеме, необходимом для ускоренного освоения перспективных региональных рынков.
Уже в ноябре 2008 г. в прессе появились сообщения о финансовых трудностях, которые испытывали некоторые сетевые компании, а кое-где даже начались увольнения сотрудников. Компания «Альфа-групп» заложила почти 50% акций X5 Retail Group, которая управляет сетями магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Американская компания Developers Diversified Realty заморозила свою инвестпрограмму в России. «Все затраты на девелопмент проектов в России отложены до 2009 г., а возможно, и на большие сроки… до тех пор, пока кредиты не станут доступны на приемлемых условиях», – говорилось в сообщении. Девелопер региональной торговой недвижимости – «Торговый квартал» – остановил строительство ТРЦ в Омске. Еще раньше Midland Development объявила о заморозке программы Strip Mall (около 200 ТЦ в регионах). Гендиректор компании Валентин Виноградов объяснил, что из-за кризиса проект становится нерентабельным: деньги дорожают, спрос падает – торговые сети отказываются от расширения.
Справедливости ради стоит заметить, что кризиса испугались далеко не все. Компания Metro Cash & Carry, мировой объем продаж которой составил в 2007 г. 64,3 млрд евро, открыла новый торговый центр в Твери. Его площадь 7,5 тыс. кв. м, а ассортимент – около 25 тыс. наименований продовольственных и промышленных товаров. Да и компания Stockmann подтвердила свое намерение возвести ТЦ в Санкт-Петербурге, для чего подписала соглашение с западными банками об открытии кредитной линии.
Но это было, скорее, исключение. Положение, судя по всему, сложилось столь серьезное, что на эту проблему обратил внимание премьер-министр Владимир Путин. Незамедлительно последовало распоряжение ВТБ и Сбербанку прокредитовать крупнейшие сети. Возможность получить кредиты была предоставлена девяти ритейлерам: X5 Retail Group, «Магниту», «Дикси», «Седьмому континенту», «Мосмарту», «Виктории», «Ленте», «О'кей» и «Холидей классик».
Дадут ли эти меры эффект, сказать сложно. Для этого, как минимум, необходима не только помощь со стороны финансовых институтов, но и уступки от торговых монополистов, которые должны пойти на снижение потребительских цен и отмену диктата по отношению к производителям. В противном случае торговые сети превратятся в тяжкие путы, которые будут только мешать выходу России из кризиса. В таком случае их ожидает судьба всех мастодонтов. Как известно, к глобальным переменам те приспосабливаются плохо и в отличие от мелких представителей фауны редко переживают мировые катаклизмы.
Андрей ВАСИЛЬЕВ
Выносы:
Оборот международной сети магазинов по продаже товаров для дома и строительства OBI, уже несколько лет действующей в России, в 2007 г. составил 6,5 млрд евро
Оборот Metro Cash & Carry International GmbH, представленной 623 торговыми центрами в 29 странах мира, в 2007 г. составил 31,7 млрд евро