Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Для жителей современных мегаполисов поход в ресторан давно стал обыденностью, и рестораторы ищут новые способы привлечь клиента. Для этого они придумывают самые необычные способы.
Владельцы ресторанов борются за клиента: кто-то обращается к новым технологиям, предлагая сэкономить время и получить еду прямо к двери «из рук» робота-доставщика, кто-то, напротив, превращает еду в шоу вкуса и цвета, а поход в ресторан в незабываемое приключение.
Удиви меня
Идея совместить еду с приятным развлечением не нова – в знаменитых парижских кабаре начала прошлого века можно было отменно поужинать, но джентльмены ходили туда не только за этим. Современные рестораны, делающие ставку на «необычное», выбирают не менее захватывающие концепции, причем подобные необычные проекты совсем не обязательно обходятся гостям баснословно дорого.
«Ужин в небесах» – так называется бельгийский ресторанный проект. В 2006 г. его запустили в небо в прямом смысле этого слова, ради чего объединились более двух десятков поваров. Специальная площадка, оборудованная ограждениями и страховкой, а также всем необходимым для приготовления блюд, поднимает гостей на высоту около 45 м, где, собственно, и разворачивается гастрономическое шоу. На сегодняшний день география проекта расширилась и поужинать в небесах можно уже в более чем 40 странах, среди которых Австралия, Япония, Бразилия, США, Мексика, Канада и Китай.
Ужин под водой предлагает ресторан Ithaa (это слово можно перевести как «мать жемчуга»), принадлежащий пятизвездному отелю Conrad на Мальдивах. Это первый в своем роде ресторан со стеклянным куполом, расположенный на морском дне. Зал ресторана, если так можно его назвать, рассчитан всего на четырнадцать персон. Синяя прозрачная вода над головой, миллионы тропических рыб вокруг: такой ужин безусловно запомнится на всю жизнь.
Поужинать в сугробе, точнее в замке из снега, можно в финском городке Кеми в Лапландии. Туризм здесь является главным источником дохода всего региона. Каждую зиму из морского льда и снега в центре Кеми возводят Снежный замок, в котором организуют ресторан. Ставка сделана на местную кухню, так что в меню много рыбы и морепродуктов, прохладительные напитки гостям подают в ледяных чашках. Стандартный ужин обойдется всего в 51 евро.
В нью-йоркском ресторане Trinity Place предлагают поужинать за семью замками. И тоже в прямом, а не в переносном смысле слова, так как ресторан расположен внутри бывшего банковского хранилища. Главная достопримечательность ресторана - оригинальная дверь хранилища, сохранившаяся с 1904 г.
Идея использовать природные красоты в качестве антуража и дополнения к изысканной еде не нова, и все же не теряет своей популярности. Ужин в гроте – распространенная концепция приморских ресторанов в разных странах. В качестве наиболее яркого примера можно привести ресторан Grotta Palazzese в городке Полиньяно-а-Маре на юго-востоке Италии. Удивительной красоты скалы и Адриатическое море обещают виды, от которых захватывает дух. Впрочем, у простого смертного дух захватит еще и от цен, в меню нет ничего дешевле 40 евро.
Еще одна ресторанная идея, охватившая многие страны, - это ужин в темноте. Подобный ресторан можно найти в Берлине, Лондоне, Барселоне, Санкт-Петербурге и Москве. Суть концепции такова: отключить главный для большинства людей орган чувств – зрение, и попытаться насладиться вкусовыми ощущениями по-новому. Работают все рестораны похожим образом: вы заказываете не конкретные блюда, а меню-сюрприз одного из цветов. Например, «красное меню» включает мясное блюдо, «синее» - рыбное, а «зеленое» подойдет для вегетарианцев.
Еще один популярный ныне, в том числе и в России, формат – котокафе. Как известно, без кота жизнь не та. Первое подобное заведение открылось в 1998 г. на Тайване. Полноправными хозяевами заведения были кошки, а люди заходили выпить кофе и отдать дань уважения пушистым друзьям. В 2005-м первое подобное кафе открылось в Японии, и с этого момента началось триумфальное шествие концепции по миру. Сейчас практически в любом мегаполисе мира можно найти заведение, где за чашечкой чая или кофе любой желающий может почесать котика за ушком. Есть такие заведения и в российской столице. Кафе «Котики и люди», например, не просто предлагает расслабиться за чашечкой кофе, но и ищет хозяев для своих любимцев.
Что я ем?
Без экстравагантных развлечений ресторан еще может обойтись, но без оригинальной кухни, увы, нет. Постоянно меняющаяся мода и в ресторанном бизнесе диктует свои правила.
Кухни стран Средиземноморья, в первую очередь Франции, Италии и Испании, удерживающие популярность по всему миру, похоже начинают приедаться. И на первый план в этом году внезапно выходит португальская кухня, долгие годы остававшаяся в тени. Так что рестораторам стоит задуматься о наплыве желающих отведать сушеной трески бакальяу или слоеных пирожков с заварным кремом паштел-де-ната.
Один из основных трендов последних лет, все еще не исчерпавший себя, – азиатская кухня. И если японские суши кажутся уже банальными, то блюда соседних стран – китайские пельмени, дим-самы или вьетнамский суп фо-бо – сейчас на пике популярности.
Ресторанные эксперты, однако, предсказывают и здесь очередные открытия, например, филиппинскую кухню. Рис, морепродукты и всевозможные соусы также являются основной составляющей филлипинских блюд, однако, в отличие от соседей здесь не любят чрезмерно острую еду.
Еще одна азиатская новинка на европейском и американском рынке – чай комбуча. У россиян он вызовет лишь ностальгическую улыбку. Дело в том, что комбучей называется «чайный гриб», который раньше жил в трехлитровых банках на окнах почти каждой советской квартиры.
Азиатские кухни в Европе и Америке сделали популярными так называемые ферментированные продукты. Кимчхи, чука и другие маринованные овощные блюда не только вкусны, но и полезны, содержащиеся в них вещества помогают пищеварению и сжиганию жиров. Польза и гастрономическая сдержанность в пику «бургерному» сибаритству – еще один ведущий тренд ближайшего будущего. Веганские и вегетарианские блюда выбираются из «гетто» последних страниц меню.
Мясоеды все еще по привычке подшучивают над «несчастными», вынужденными делать выбор из одного вегетарианского салата в меню, но похоже, что эти времена подходят к концу. Способствует переменам и наука: очередное открытие ученых-биологов гласит, что низкокалорийная диета (а это в первую очередь уменьшение потребления животных белков) продляет жизнь и укрепляет здоровье в пожилом возрасте.
Просто для людей
Городское население по всему миру продолжает расти, и главной проблемой жителя любого мегаполиса становится нехватка времени. В том числе и на приготовление еды. Еще в прошлом году рынок доставки начал расти, как на дрожжах. Сервисы доставки еды, такие как UberEats, Delivery Heros, Deliveroo или Foodora на наших глазах превращаются в интернациональные корпорации, предлагающие услуги по всему миру.
Для подобных сервисов скорость доставки решает все. Уже сейчас ряд компаний тестирует воздушные и наземные дроны-доставщики и предлагает приложения, с помощью которых можно заказать еду, заранее рассчитать время доставки и сразу же оплатить заказ. Некоторые сервисы заранее подсказывают время ожидания, прежде чем клиент оформит заказ.
Но это не значит, что рестораны постепенно превращаются в кухню без ресторанного зала. Отнюдь. Просто поход в кафе или ресторан совмещается с другими делами. Многие кафе становятся рабочим местом для фрилансеров, кто-то предпочитает организовывать деловые встречи не в офисе, а на нейтральной территории. На этой тенденции решил сыграть Starbucks (в США) и вместе с Microsoft Outlook запустил тестовый плагин, позволяющий в корпоративной почте в качестве места совещания добавлять ближайшее кафе. Удобство клиентов становится краеугольным камнем в современном ресторанном маркетинге, а на помощь приходят соцсети и Big Data, позволяющие анализировать поведение клиентов и угадывать их желания.
Наталья ПОПОВА
Сервисы доставки еды на наших глазах превращаются в интернациональные корпорации, предлагающие услуги по всему мир.
В последнее время все более популярными становятся блюда португальской и филиппинской кухни
Поход в ресторан можно превратить в незабываемое приключение