тел. (495) 223-42-15

Планета городов

В эпоху великих географических открытий создавалась новая для тех времен карта мира. Сегодня пришло время рисовать новую карту планеты – глобальную карту конкурентоспособности городов. Вперед вырываются новые агрессивные лидеры, а города, не улавливающие дух перемен, безнадежно отстают.

Несмотря на глобальный финансовый кризис и проблемы национальных экономик, города растут и развиваются, задавая темпы экономического, культурного и социального роста в современном мире.

Некоторые города, будь то в развитых или в развивающихся странах, добиваются удивительных успехов. Другие же по каким-то причинам уступают в этой гонке, стареют и замирают.

Еще недавно мало кто слышал о городах Далянь или Куритиба. А сегодня это новые чемпионы роста, которые бросают вызов глобальным мегаполисам.

Город Далянь был основан русскими в 1898 г. под названием Дальний на месте рыбацкого поселка на арендованной у Китая территории. Город перешел под юрисдикцию Китая в 1950 г. и никакими особыми успехами не выделялся. Сегодня он является частью формирующейся экономической зоны Бохайского кольца и стал одним из крупнейших в мире портов. По грузоперевозкам он опередил все порты Америки и Японии.

В Латинской Америке удивительные результаты показывает город Куритиба, главный экономический центр южной Бразилии и наиболее благополучный город страны. Куритиба претендует на звание самого экологичного города планеты.

Старые, покрытые пылью истории города тоже иногда удивляют молодой прытью. Кто не знает, что бельгийский Антверпен – это центр алмазной торговли на протяжении последних 500 лет? Но сегодня он вырвался вперед в качестве одного из крупнейших центров креативной экономики и мировой моды.

Каким образом те или иные города вырываются вперед?  В чем секрет их успеха?  Очевидно, что в мире городов происходят некие кардинальные изменения, которые еще только предстоит осознать. Понятно, однако, что эти изменения связаны с размахом новой промышленной революции.

Эта новая промышленная революция создает новые профессии и спрос на новое поколение профессиональных услуг, требует трансформации городской инфраструктуры и возвращения в города производства, но не старых промышленных предприятий, а производств, основанных на новых технологиях и знаниях. Используя эти возможности, быстрорастущие города привлекают и развивают талант, приобретая тем самым конкурентные преимущества.

В новых условиях лидеры городов должны принимать нестандартные решения. Компетентные управленцы становятся важным фактором успеха городов в конкурентной борьбе.

Весь спектр этих проблем обсуждался на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне нынешнего года.

К 2025 г. 600 крупнейших городов мира будут обеспечивать более 60% роста глобального ВВП. При этом различие между городами увеличивается. Одни вырываются вперед, другим не удается реализовать свои амбиции. Чарльз Эванс, исполнительный вице-президент Совета по конкурентоспособности США, полагает, что сейчас, когда города растут невиданными прежде темпами, мир переживает пик урбанизации. Каждый год население городов увеличивается на 65 млн человек. Сегодня в мире существуют 28 мегаполисов с населением более 10 млн человек. К 2030 г. их будет 41, в них будут жить 720 млн человек.

Наряду с ростом городов происходит отток населения из сельской местности. На это обращает внимание Чарльз Эванс, предупреждая, что фермеров будет меньше, но кормить нужно будет больше людей. Им нужно будет предоставлять электроэнергию, воду, транспорт, нужно будет забирать и перерабатывать возрастающее количество отходов. Все эти проблемы и вызовы несет с собой ускоряющаяся урбанизация.

Вместе с тем новая промышленная революция предлагает решения для многих из этих проблем. Архитекторы и строители с помощью новых материалов смогут создавать новые структуры и системы, которые до этого казались невозможными. Новые технологии предоставляют людям новые возможности, о которых раньше они не помышляли. Например, могут появиться мосты, машины или дома, которые будут сами себя ремонтировать. Сейчас появляются интеллектуальные электрические сети, которые позволяют получить доступ к электроэнергии в самых отдаленных местах. Использование возобновляемых источников энергии, интернет вещей, «умные» дома – все это уже сейчас перестало быть сенсацией. Появляются беспилотные автомобили, которые изменят облик транспортной отрасли. Все эти инновации изменят облик и функционирование городов.

По мнению Брайана Марка Эванса, директора Градостроительной лаборатории Глазго (Великобритания, Шотландия), проводившего исследования для ООН, мы являемся свидетелями смены парадигмы, которая стала особенно очевидной в последние 10 лет. Если раньше города были очагами индустриализации, то теперь это города знаний, особенно в развитых странах. Городам уже не нужны природные, трудовые ресурсы и грузовой транспорт для того, чтобы что-либо производить. Сегодня средства производства – знания. Эти кардинальные перемены произошли благодаря цифровой революции. Города знаний требуют опытных управленцев. Инфраструктура, мобильность, качество жизни становятся для городской экономики не второстепенными характеристиками, а главными приоритетами.

Еще одна тенденция, на которую обращает внимание Эванс, – это концентрация городов. Интернет сделал людей более мобильными с той точки зрения, что можно жить где угодно и работать откуда угодно, хоть с острова. Однако, отмечает Брайан Эванс, люди не хотят жить в одиночестве, они хотят жить вместе. Несмотря на цифровую революцию и возможность не сходя с места попасть куда угодно, люди все равно стремятся в города.

Мегагородов не так много, подчеркивает Эванс. Это Лондон, Лос-Анджелес, Стамбул, Москва, несколько других. Однако существуют так называемые мегарегионы, кластеры городов, или суперрегионы. В США это, например, кластер Бостон–Вашингтон, т.е. все восточное побережье, где из одного города в другой можно добраться не более чем за час на самолете. В Великобритании ирландские города – это тоже один макрорегион с населением 20–50 млн человек. Те города, которые входят в такой суперрегион, имеют преимущества; города, в него не входящие, имеют проблемы, которые со временем только усугубляются.

Но что делает (либо не делает) тот или иной город конкурентоспособным? На этот вопрос на ПМЭФ попытался ответить Роберто дос Рейс Альварес, исполнительный директор Всемирной федерации советов по конкурентоспособности.

Новые технологии, новые предприятия и новые отрасли промышленности создают новые бизнес-возможности. Современный темп развития технологий гораздо выше, чем темп изменения институтов или развития инфраструктуры. И тем не менее изменения происходят, и конкурентоспособными становятся те города, которые улавливают этот дух перемен. В XIX в. наиважнейшим ресурсом была земля. Если была земля, то на ней можно было построить завод. Сейчас земля не важна, важны знания. Только обладая знаниями, можно победить конкурентов.

Глава Всемирной федерации советов по конкурентоспособности, в которую входят 35 государств, полагает, что конкурентоспособны города, которые обладают технологией «бесшовности». Это означает использование энергии таким образом, чтобы не потерялось ни одного киловатта. Второе – это эволюция и динамика. Конкурентоспособный город должен быть адаптивным, уметь приспосабливаться к постоянным изменениям. Города должны быть готовы к возможным катастрофам и к возможному изменению климата. Третье условие конкурентоспособности – благосостояние городов и отдельных граждан и здравоохранение.

В качестве примера создания такого конкурентоспособного города Р. Альварес привел бразильский город Куритиба с населением в 3,5 млн человек. Куритиба стал одним из первых городов Бразилии, где задумались о том, как достигнуть «бесшовности», как без препятствий провести преобразование города. В целом это удалось, Куритиба занял свое место на глобальной карте конкурентоспособных городов.

Благодаря целенаправленной политике мэра Жайме Лернера, который суммарно провел на этом посту 12 лет, в Куритибе очень высокий уровень качества жизни. Сейчас Куритиба, известный как небольшое поселение португальцев с XVII в., является главным экономическим центром южной Бразилии, обладая мощной, диверсифицированной экономикой. Город неоднократно занимал верхние строчки в различных рейтингах как латиноамериканских, так и мировых городов по привлекательности для инвестирования и легкости открытия и ведения бизнеса.

БиВ

Кремниевая долина в США дает представление о современной концепции свободных городов. 37% населения долины родились за ее пределами. 70% инженеров, которые работают там, родились за пределами Соединенных Штатов.

В США и Канаде более 82% населения живут в городах. При этом 75% проживают в 9 крупнейших мегаполисах, являющихся самыми конкурентоспособным городами.

В настоящее время к среднему классу можно отнести 1,8 млрд человек. К 2030 г. это число может превысить 5 млрд. Люди, входящие в эту категорию, предъявляют высокие требования к городской среде, им требуется самая разнообразная, современная и развитая инфраструктура.

В развитых странах мира индустриальные города уступают место городам знаний

К 2030 г. в мире будет 41 мегаполис, где будут жить 720 млн человек

В 2025 г. 600 крупнейших городов будут обеспечивать более 60% роста мирового ВВП

Куритиба претендует на звание самого экологичного города планеты