Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Успех редко бывает случайным. Но и общего для всех рецепта успеха тоже не существует. Однако отдельные его ингредиенты назвать можно: настойчивость, готовность к риску, предпринимательский азарт, понимание нужд потребителя. Если прибавить к этому инженерный талант и коммерческую хватку, станет понятно, почему компания Black & Decker перевернула мир электроинструмента и, перешагнув 100-летний юбилей, продолжает процветать.
Трудно себе представить, но всего 100 лет назад, чтобы проделать дырку в каком-нибудь изделии, его нужно было нести в мастерскую или на фабрику — электродрель представляла собой сложное, громоздкое стационарное сооружение, управляться с которым могли только профессионалы. Привычной всем дрели, будь то для профессиональных строительных работ или для домашних поделок, просто не существовало. Так было до тех пор, пока за дело не взялись Алонсо Гэллоуэй Деккер и Сэмюэл Дункан Блэк. Они буквально вложили инструменты в руки людям.
Два детства, одна судьба
Оба будущих предпринимателя родились в сельской местности, неподалеку от г. Балтимор, шт. Мэриленд. Но детство у них было разным. Отец Алонсо Деккера умер, когда мальчику было 7 лет. После второго класса он был вынужден оставить школу и искать случайные заработки, чтобы поддержать бедствовавшую семью. Его первым постоянным местом работы была литейная мастерская, где подростку поручили разливать ковшом расплавленную медь. Работа была опасная и физически тяжелая, болела спина. Он нашел другую работу — устроился в компанию по производству тормозных устройств Boyden Air Brake. Со временем руководство, оценив способности молодого человека, перевело его в свое инженерное подразделение — компанию National Cosmotype, в группу по производству автоматов для изготовления литых печатных форм. Вскоре общительный и приветливый Деккер по заданию фирмы разъезжал по всей стране, демонстрировал и устанавливал эти машины. Его даже послали в Англию, где он провел переговоры с лордом Нортклифом и сумел сторговать сделку на 1 млн долл. Окрыленный успехом, он вернулся в Америку и женился на своей старой подружке.
К сожалению, National Cosmotype не отнесся к заказу лорда Нортклифа с должным рвением и аккуратностью, сроки поставок срывались, и английский лорд потерял интерес к сотрудничеству с американцами. Срыв сделки так подействовал на Деккера, что он решил покинуть компанию и согласился на не очень выгодное предложение — всего 18 долл. в неделю — от компании Rowland Telegraph Co. Здесь ему, впрочем, предложили место инженера, и здесь же в 1906 г. он познакомился и подружился со своим будущим компаньоном — Сэмюэлем Дунканом Блэком.
У Блэка было более счастливое детство. Он родился в семье представителей среднего класса, ходил в хорошую школу, после окончания которой был нанят на работу в Rowland. Поначалу переводил на бумагу инженерные чертежи, потом занялся продажами. Этот опыт пригодился позже, когда они c Деккером решили основать собственную компанию.
В свободном плавании
Исполнительные молодые люди были на хорошем счету в компании, но возможностей для продвижения по служебной лестнице практически не было. Когда другая фирма предложила Деккеру 25 долл., а Rowland отказалась повысить его еженедельную ставку до этого уровня, он понял, что надо уходить. Перспектив здесь не было. Один из доброжелательно настроенных клиентов посоветовал молодому человеку открыть собственное дело и дал несколько ценных советов. Ободренный такой поддержкой, Деккер решил открыть собственную мастерскую и стал уговаривать Блэка присоединиться. У того на иждивении были жена и трое детей — сможет ли он прокормить их, уйдя с работы, которая давала хоть и небольшой, но гарантированный заработок? Он колебался. Однако после того, как Rowland урезала его комиссию с продаж, Сэмюэл понял, что настало время и для него покинуть насиженное место.
Осенью 1910 г. было принято судьбоносное решение — основать собственную компанию. Дело было за малым: у друзей не было денег. Чтобы собрать необходимую сумму, Блэк продал тестю Деккера свою любимую машину, Maxwell-Briscoe, которая завоевала несколько призов, а сам Деккер заложил свой дом. Вдвоем удалось собрать 1200 долл., еще 3 тыс. вложили поверившие в предприятие инвесторы. Партнеры зарегистрировали компанию под громким названием Black & Decker Manufacturing Co., хотя на самом деле это была всего лишь небольшая мастерская. Первая настоящая фабрика открылась в 1917 г. в Таусоне, округ Балтимор, шт. Мэриленд. В этом городе и по сей день находится штаб-квартира компании.
Поначалу друзья брались за любую работу под заказ, включая машинку для надевания крышек на молочные бутылки, аппарата для дозирования карамели или частей оборудования для Монетного двора. Заказов хватало, но им хотелось другого. Они мечтали о собственном изделии, совершенно новом, в названии которого были бы их имена. Через 7 лет после основания компании, в 1917 г., им это, наконец, удалось – они выпустили первый инструмент от Black & Decker. Это был портативный воздушный компрессор под названием Lectroflater. Он продавался, но недостаточно хорошо, чтобы держать компанию на плаву.
Однако уже второе изделие стало революционной новинкой, которая запустила процесс обновления для всей отрасли силовых инструментов и превратилось в визитную карточку компании на годы и десятилетия вперед. Это была ручная полудюймовая дрель с пистолетным захватом и курковым пуском вместо обычного выключателя. Сейчас оригинал этой дрели находится в экспозиции Смитсоновского музея в Вашингтоне.
Пришел успех — открывай кошелек
Это был успех, так успех. Инженерный талант Деккера в сочетании с коммерческой хваткой Блэка дали горючую смесь, на которой компания взлетела, как ракета. Уже в 1918 г. у них был завод в Вашингтоне и офисы продаж в Бостоне и Нью-Йорке. К концу десятилетия первоначальные вложения в 1200 долл. окупились тысячекратно — в 1919 г. продажи Black & Decker преодолели рубеж в 1 млн долл.
В 1921 г. появляется первый иллюстрированный цветной каталог изделий Black & Decker — это было началом большой маркетинговой кампании. Партнеры быстро поняли, что реклама в прессе позволяла добраться до потребителя где угодно.
Спрос на удобные электродрели и другой электроинструмент, появившийся к тому времени, рос постоянно. В 1922 г. компания выходит за пределы США и открывает свое подразделение в Канаде, в 1928 г. — в Великобритании, в 1929 г. — в Австралии, далее — везде. Логотип и название Black & Decker становятся всемирным брэндом. Сам логотип в виде шестиугольника, означающего гайку, появился еще в 1912 г. и с тех пор видоизменялся пять раз. Однако сама шестиугольная гайка как символ компании остается неизменной и узнаваемой по всему миру.
Успех компании, безусловно, был связан с оригинальными, не имевшими тогда на рынке аналогов, разработками. Но не только. Успех подкрепила и новая по тем временам маркетинговая стратегия друзей. Они первыми поняли, какую выгоду может принести ориентация на клиента, именно его они поставили в центр своих усилий.
В начале 1920-х гг. два школьных автобуса были преобразованы в демонстрационные мастерские. Коммерческие представители Black & Decker разъезжали на этих автобусах по стране, показывая потенциальным заказчикам, как работает их инструмент.
В годы Великой депрессии продажи, естественно, стали падать. Тогда компания купила шестиместный самолет и уже в нем оборудовала летающий демонстрационный зал. Охват аудитории увеличился многократно.
В годы войны Black & Decker, как и другие промышленные предприятия, выполняла военные заказы. В 1943 г. она получила за свою продукцию престижную награду от Министерства обороны США — всего одна из четырех компаний, удостоившихся такой награды.
Начало космической эры не обошлось без Black & Decker. Они выпускают суперкомпактный, с минимальной отдачей, электроинструмент, предназначенный для использования в условиях невесомости. Когда в 1971 г. американские астронавты Дэвид Скотт, командир экипажа, и Джеймс Ирвин, пилот лунного модуля, собирали образцы лунного грунта, они делали это с помощью инструмента Black & Decker.
Вообще вся история корпорации Black & Decker — это история постоянного развития и расширения. В 1928 г. в состав Black & Decker вошла компания по производству профессионального электроинструмента Van Dorn Electric Tool Company. Это укрепило позиции Black & Decker, позволило расширить ассортимент электроинструментов. Компания старалась продвигать свою продукцию на все мыслимые рынки, а для этого присоединяла все новые компании. В ее состав со временем вошли Master Pneumatic Tool Company (1959 г.), DeWalt, Inc. (1960 г.), Baldwin Hardware Corporation (2003 г.) и многие другие.
С Деккером и без Деккера
С первого дня существования компании и до своей смерти в 1951 г. ее президентом был С. Дункан Блэк. После смерти друга этот пост занял Алонсо Дж. Деккер, а затем и его сын, Алонсо Деккер-младший. О нем стоит сказать особо.
Младший Деккер родился в 1908 г., в 1929 г. окончил Корнуэльский университет по специальности инженера-электрика и сразу же присоединился к отцовской компании. Однако в годы депрессии дела у Black & Decker, как, впрочем, и у остальных, шли неважно. Надо было увольнять персонал. Одним из первых работы лишился сын основателя компании, Алонсо Деккер-младший. Он вернулся в отцовский бизнес только в 1933 г. и сыграл важную роль в жизни компании.
В годы войны Black & Decker продавала свои инструменты оборонным предприятиям. Алонсо-младший обратил внимание на непропорционально большой процент повторных заказов от одних и тех же заводов. Он пытался разобраться и понять, в чем дело. Может быть, дрели часто ломаются? Ответ оказался на удивление прост — рабочие уносили дрели с завода домой для мелкой домашней работы.
Младшего Деккера осенило — перед ними лежал практически нетронутый, богатейший сегмент рынка. Он убедил отца в необходимости начать выпуск инструментов для использования дома. Отец дал добро, и в 1946 г. на рынок поступила небольшая, компактная электродрель для домашних нужд. Это был настоящий взрыв рынка. Black & Decker стала первым в мире крупным производителем силового инструмента, обратившим внимание на рядового потребителя. Компания по сути начала всемирную революцию под названием «Сделай сам» и преобразовала рынок инструментов. В 1961 г. появилась первая электродрель на батарейках. Теперь не надо было думать о длинном шнуре. За ней последовал беспроводной триммер для живой изгороди — первый подобный продукт для использования вне дома.
Алонсо Дж. Деккер-младший проработал в компании, основанной его отцом, 60 лет. Он покинул пост председателя Совета директоров в 1979 г., а окончательно отошел от дел в 2001 г., накануне своего 93-летия. Как писали тогда газеты, впервые за 100 лет в этой компании не осталось ни одного Деккера.
Ирина СКИБИНСКАЯ
Чтобы собрать деньги на мастерскую, Блэк продал любимую машину Maxwell-Briscoe, а Деккер заложил дом
Изобретение в 1917 г. дрели с пистолетным захватом и курковым пуском преобразовало мир строительной техники — стационарный до тех пор инструмент стал портативным
В 1949 г. Black & Decker официально зарегистрировала свою торговую марку. А в 1950 г. с конвейера Black & Decker сошла миллионная дрель
Когда в 1971 г. командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин собирали образцы лунного грунта, они делали это с помощью инструмента Black & Decker.
В 2009 г. произошло слияние компаний Black & Decker и Stanley, в результате которого на свет появилась корпорация Stanley Black & Decker. У компании Stanley — не менее давняя и яркая история. Ее образовал в 1843 г. Фредерик Стэнли, открыв небольшую мастерскую по производству болтов, гаек, крюков и дверных засовов. В 1914 г. Stanley произвела свой первый степлер, в 1930 г. — автоматическую дверь и первую измерительную рулетку. Позднее появляются другие известные на весь мир инструменты. В портфеле компании — более 150 патентов.
Штаб-квартира Black & Decker уже более 100 лет находится в г. Таусон (шт. Мэриленд). В 1985 г. в честь 75-летия компании ее сотрудники заложили капсулу с историческими реликвиями в реконструированное фабричное здание в Таусоне, где всё начиналось. Капсула будет распечатана только в 2085 г.
Свой первый миллион Black & Decker заработала в 1919 г. В 1974 г. продажи достигли 500 млн долл. Сегодня ежегодные продажи превышают 4 млрд долл., компания имеет производственные мощности в 14 странах, а ее продукция продается в более чем 100 государствах мира.