Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В пленарной дискуссии «Россия и мир: выбор приоритетов», которая состоялась в рамках Гайдаровского форума–2017, выступил Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий МЕДВЕДЕВ. Публикуем текст выступления с небольшими сокращениями.
Традиционно здесь, в Москве, встречаются ведущие российские и мировые эксперты, чтобы обсудить вызовы, риски, с которыми сталкивается глобальная экономика, отдельные регионы, отдельные страны. Хочу коротко поделиться своими соображениями.
У каждой страны свои проблемы, свои особенности, и на них нужно искать собственные ответы, избегая тирании тех экспертов, которые пытаются подстроить экономическую политику в отдельных, часто очень разных, странах под свои универсальные рецепты. Но, с другой стороны, при всей разнице в экономическом положении России и других стран нельзя не замечать общности многих стоящих перед нами проблем.
В постоянно меняющихся условиях экономика и экономисты ищут новые возможности для стабильного развития, новые приоритеты, новые решения, и в этом смысле все, что мы делаем, глобально связано с экономической повесткой, даже несмотря на специфику нынешней ситуации, которая сложилась для России.
Очевидно, что есть одна общая проблема – это риск долгосрочной стагнации. Уже понятно, что восстановить нормальные темпы роста только за счет денежной, бюджетной политики уже не получится. Требуются серьезные структурные реформы, хотя мы об этом говорим последние лет пятнадцать. Тем не менее, при всех страновых особенностях эти приоритетные направления практически идентичны и связаны с развитием человеческого капитала, прежде всего за счет сфер образования, здравоохранения, улучшения делового климата, ну и, конечно, развития инфраструктуры. То, что Россия прошла через кризис гораздо лучше многих прогнозов, не означает, что все наши проблемы решены. Ведь нормальное состояние для любой экономики – это рост на уровне потенциальных возможностей. Большинство экспертов в данном случае сходятся в том, что потенциал роста для нашей экономики сейчас – порядка 3,5–4%. Вопрос в том, как этот потенциал активировать.
Правительство, как известно, готовит сейчас план действий по ускорению экономического роста для того, чтобы в обозримой перспективе выйти на темпы развития выше среднемировых. Но, кстати, среднемировые темпы могут быть весьма невысокими, поэтому наша цель вполне достижима.
Нам в России, конечно, нужно реформировать экономику, в которой доминирует сырьевой сектор, и делать это в период относительно низких цен на сырье, когда она и так находится в уязвимом состоянии. Поэтому все связанные со структурными преобразованиями решения мы принимали и будем принимать предельно взвешенно и аккуратно, сопровождая их необходимыми стабилизирующими, поддерживающими мерами. И вообще действовать нужно максимально аккуратно.
Мы довольно давно договорились не трогать налоговую систему. В конце года президент сказал, что вопрос прогресса по налогу на доходы физических лиц сейчас в повестке дня не стоит. Но все равно кто-то из коллег по правительству обязательно скажет, что этот вопрос обсуждается. Не обсуждается. Обсуждается другое.
Мы выделили 11 приоритетных направлений на ближайшие годы. Проектный подход, на который мы все активнее переводим наше государственное управление, позволяет более эффективно распределять ресурсы и двигаться по этим направлениям. Напомню, что эти приоритетные проекты включают в себя проекты для жизни, которые направлены на развитие здравоохранения, образования, на улучшение жилищно-коммунальной сферы, городской среды и на решение экологических проблем. Но есть проекты для роста: это жилищное строительство, поддержка экспорта, рост производительности труда, развитие малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы, совершенствование контрольно-надзорной деятельности, развитие дорожной инфраструктуры, реформа моногородов. Они должны стимулировать деловую активность и развитие экономики. И эта повестка по целому ряду позиций близка к приоритетам большинства развитых стран.
Конечно, есть целый ряд ограничений, с которыми необходимо справиться для того, чтобы достигнуть нормальных, приемлемых темпов роста. И они, кстати, хорошо знакомы большинству развитых и развивающихся стран. Прежде всего, это дефицит инвестиций и затянувшийся паралич кредитов. Необходимо постоянно производить апгрейд технологий и профессиональных квалификаций.
Я считаю, что риск нарастания технологического отставания в нашей стране является одним из наиболее серьезных вызовов, может быть, самым серьезным вызовом, который стоит перед нашей экономикой. Я думаю, что это нам тоже нужно обязательно обсуждать и принимать решения по этому поводу.
Также необходимо развивать конкуренцию, снижать избыточное присутствие государства в экономике, повышать инвестиционную привлекательность самих регионов и, конечно, серьезно перестраивать систему государственного управления.
Важная особенность современной экономики, которая касается всех, – это резкая политизация международных экономических отношений, использование силового подхода и санкций, которые всегда идут вразрез с экономическими соображениями. Я говорю даже не про политические мотивы, а про то, что они всегда вредят экономике. Политически мотивированные барьеры для взаимовыгодных проектов сегодня постоянно генерируют напряженность в мире. Я не имею в виду только нашу страну, я имею в виду общемировую ситуацию.
Но в глобальной экономике существует и другой тренд. Считаю, что именно он остается фундаментальным и долговременным. Все более интегрированными и взаимозависимыми становятся товарные рынки, целые отрасли, так что они объединяют мировую экономику и те возможности, которые несет с собой следующая технологическая волна.
Глобальный характер экономики только усиливается. Понятно, что это одновременно означает и усиление конкуренции. Поэтому глобализацию не надо спасать, и если политики не будут ей активно мешать, то она вполне в состоянии вытащить себя сама, в том числе за счет новых механизмов глобального управления.
Россия не хочет и не будет закрываться, мы не собираемся игнорировать глобальные тренды. Наша задача – максимально их использовать для решения своих задач. Я напомню, что когда-то Ли Куан Ю вполне справедливо говорил, что страна, которая проводит реформы, должна искать собственную нишу в мировой экономике. Поэтому мы настроены и на развитие мировой торговли, и на создание собственных цепочек добавленной стоимости, и на более активное участие во внешнеэкономических союзах и соглашениях.
И еще одну тему хочу отметить особо. Не только потому, что мы находимся в стенах Академии народного хозяйства и государственной службы, а именно потому, что многие эксперты, да почти все эксперты, считают, что переход к цифровой экономике, который сейчас происходит, в том числе приведет к пересмотру роли государства в управлении экономикой. Вся система государственного управления, как минимум, должна адаптироваться к объекту воздействия, прежде всего – по быстроте, по качеству принимаемых решений. Все мы знаем, что скорости в современном бизнесе просто космические.
Компании типа Viber и WhatsApp заработали свой первый миллиард примерно за два года, хотя раньше на это уходили десятилетия. Правда, никто, конечно, не знает, насколько светлым будет их будущее. Но то, что это совершенно другие скорости, нам абсолютно понятно. Поэтому нужно оценить масштаб этих изменений, и такие качественные изменения должны обязательно учитываться при реформировании государственного аппарата. Другими словами, в цифровой экономике государственные структуры, для того чтобы работать эффективно, должны быть тоже компактными, современными, максимально гибкими. Но, конечно, это не означает, что мы должны автоматически переносить сюда все бизнес-практики, мы понимаем, что это далеко не всегда возможно. Но, тем не менее, стремиться к оптимизации необходимо.
Двигаться в направлении ускоренной «цифровизации» государственного сектора также необходимо. При этом – учиться у лидеров в этой области. У нас такие планы были, и они остаются. На мой взгляд, некоторые скромные, но успехи в этой сфере у нас есть. Речь идет о развитии онлайн сервисов в сфере государственных услуг, электронных закупок, онлайн образования и онлайн медицины.
БиВ
Риск нарастания технологического отставания является, может быть, самым серьезным вызовом, который стоит перед нашей экономикой
Россия не хочет и не будет закрываться, мы не собираемся игнорировать глобальные тренды
Мы настроены на развитие мировой торговли, на создание собственных цепочек добавленной стоимости и на более активное участие во внешнеэкономических союзах и соглашениях
В цифровой экономике государственные структуры, чтобы работать эффективно, должны быть компактными, современными, максимально гибкими