тел. (495) 223-42-15

Терминал у каждого свой

Инфраструктура аэропортов, их безопасность, условия работы, объем предлагаемых услуг в последнее время стали волновать не только специалистов и профессионалов, но и простую публику. Люди стали значительно больше летать, а значит и сравнивать аэропорты мира с отечественными. Да и череда аварий в аэропортах подогрела общественный интерес.

Инженеры, занимающиеся проектированием аэропортов, сталкиваются с множеством сложностей: нужно найти идеально подходящее место, территории должно быть достаточно, видимость должна быть отличная, ветра должно быть минимум и т. д. Но в реальном мире редко встречаются идеальные места, даже для аэропортов. Инженеры вынуждены работать с тем, что имеется. Аэропорт должен быть безопасной структурой для всех, кто им пользуется и обслуживает его. Как развивается инфраструктура аэропортов, аэродромов, вертолетных площадок, да и гражданской авиации России и стран СНГ в целом, какие реформы она претерпела, в каких ещё нуждается? Эти и многие другие вопросы будут обсуждаться 4–6 марта 2014 г. на специализированной выставке инфраструктуры аэропортов и гражданской авиации National Airport Infrastructure Show & Civil Aviation–2014 (NAIS & CA).

Выставка призвана стать важным местом встречи представителей министерств и ведомств, российских и международных ассоциаций, руководителей аэропортов и авиакомпаний, инвесторов, то есть всех заинтересованных сторон на активно развивающемся рынке индустрии аэропортов России и стран СНГ.

Экспоненты выставки NAIS & CA – компании  из многих стран, представляющие самые последние достижения и новинки отрасли: от новейших разработок приема-погрузки багажа и проверки безопасности до архитектурно-строительных решений, услуг и технологий для развития аэропорта. В свою очередь целевая аудитория выставки – это принимающие ключевые решения руководители аэропортов, авиакомпаний, банков, финансовых и инвестиционных структур, компаний недвижимости, региональных органов власти и многие другие.

В рамках выставки в МВЦ «Крокус Экспо» в павильоне 1 в залах 1, 2 и 3 состоится форум, посвященный проблемам развития инфраструктуры аэропортов и гражданской авиации. Программа включает в себя проведение пленарных и секционных заседаний, дискуссионных столов по наиболее актуальным вопросам развития отрасли. На форуме предполагается рассмотреть вопросы модернизации и развития аэропортовой инфраструктуры России, в повестке дня будут стоять такие темы, как тенденции и ключевые проблемы развития аэропортового сектора, совершенствование аэропортовой инфраструктуры как залог реализации транспортной стратегии, авиационный транспорт в Стратегии–2020, государственно-частное партнерство: риски и возможности и т.д. Будут также обсуждены проблемы авиационной безопасности, развития Московского авиационного узла, кадрового потенциала гражданской авиации, перспектив ключевых региональных проектов аэропортовой инфраструктуры и т.п. На площадке форума будет функционировать Центр деловых переговоров.

Выставка организуется компанией Reed Exhibitions при официальной поддержке Федерального агентства воздушного транспорта России (Росавиации).

Московский узел

Исторически так сложилось, что особое место в авиационном сообщении России занимает московская воздушная зона, являющаяся важнейшим элементом авиационного комплекса страны. Она имеет сложную структуру и высокую плотность воздушного движения. Три крупнейших аэропорта, Домодедово, Шереметьево и Внуково, образуют Московский авиационный узел (МАУ), функционирование которого дополнительно определяется наличием 7 запретных зон и 42 зон ограничения полетов.

В последние 10 лет МАУ демонстрирует стремительную динамику роста перевозок. В период с 2000 по 2010 г. количество обслуженных авиапассажиров возросло с 17 до 51 млн, что составляет более 50% от общего числа авиапассажиров, обслуженных всеми аэропортами Российской Федерации. Из общего числа перевозок на Домодедово приходится 22,3 млн, Шереметьево – 19,3 млн, Внуково – 9,5 млн. Все аэропорты узла вместе обслуживают более 150 авиакомпаний, из которых 65% – зарубежные перевозчики и 35% – российские. В обеспечении работы Московского авиационного узла занято около 55 тыс. чел. Текущая предельная пропускная способность Московской воздушной зоны составляет 600 тыс. взлетно-посадочных операций в год.

В период с 2006 по 2011 г. на развитие аэропортов направлены значительные государственные и частные инвестиции. Их суммарный объем составляет свыше 170 млрд рублей. Из них около 23% – средства федерального бюджета, остальная сумма – привлеченные инвестиции. В целом за 6 лет на 1 руб. федеральных бюджетных средств привлечено 3,3 руб. дополнительных инвестиций.

Пассажиропоток в Московском авиаузле растет в среднем на 12% в год. В настоящее время пропускная способность трех аэропортов в целом справляется с пассажиропотоком. Дефицит пропускной способности начнет ощущаться, по прогнозам, к 2026 г., а ее предел может быть достигнут, как ожидается, к 2030 г., когда пассажиропоток увеличится до 180 млн человек.

Московскому авиаузлу не хватает 320–520 млрд руб. инвестиций и четвертого аэро­порта (который позволит разгрузить три уже существующих).

Ирина КОНДРАШОВА

Протяженность маршрутов в московской воздушной зоне составляет свыше 4 тыс. км. Московский авиаузел обслуживает более 50% всего пассажиропотока страны.

В 2012 г. российские авиакомпании перевезли на 15,5% пассажиров больше, чем в 2011 г. По данным Минтранса, за последние 6 лет (с 2007 г.) количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями увеличилось более чем на 95%. Темпы роста пассажирских авиаперевозок в России опережают европейские. По прогнозам, рост продолжится и в ближайшие 2–3 года.

Александр НЕРАДЬКО, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта:

– Последние годы гражданская авиация России демонстрирует последовательное наращивание производственного потенциала и рост экономических показателей своей деятельности. Идет большая работа по постоянному развитию авиационной инфраструктуры, которая позволит реализовать огромный потенциал авиационной отрасли на благо экономики Российской Федерации, ее граждан. Уверен, что выставка NAIS & CA станет значимым событием в отрасли, позволит приобрести новые знания о рынке, даст возможность участникам продемонстрировать уникальные проекты и технологии, которые будут использоваться для модернизации и развития воздушного транспорта.

В начале славных дел

Первым маршрутом, по которому в нашей стране смогли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва – Нижний Новгород» протяженностью 420 км, открытая в 1923 г. Появление пассажирского флота вызвало к жизни еще несколько структур. В том же 1923 г. было создано общество добровольного воздушного флота «Добролет». А технический надзор за гражданской авиацией возложили на Главное управление воздушного флота. В 1932 г. в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала. В этом же году новая отрасль получила имя, известное и по сей день, – «Аэрофлот».

У кого больше?

У авиаторов, похоже, больше профессиональных праздников, чем у представителей какой бы то ни было другой профессии. Выставка NAIS & CA пройдет вскоре после того, как в нашей стране впервые отметят День работника гражданской авиации. Указ Президента РФ от 09.02.2013 № 98 гласит: «Установить профессиональный праздник – День работника гражданской авиации и отмечать его 9 февраля». Эта дата выбрана потому, что 9 февраля 1923 г. в СССР был учрежден Совет по гражданской авиации. Существует также Международный день гражданской авиации, который отмечается с 1994 г. 7 декабря, в этот день была учреждена Международная организация гражданской авиации (ICAO). Кроме того, все воздухоплаватели страны могут поднять бокал и в День Воздушного флота России, в третье воскресенье августа. Впервые его отметили в 1933 г. Грех не выпить и 12 апреля – у нас эта дата отмечается как День космонавтики, а во всем мире – как Всемирный день авиации и космонавтики. Сравнительно молодой праздник – День дальней авиации ВВС России. Он был учрежден в 1999 г. и отмечается 23 декабря. Не забыть бы Международный день авиадиспетчера (20 октября). В этот день в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. При таком количестве профессиональных праздников – странно ли, что самолеты падают?