тел. (495) 223-42-15

Кто что ест

Продовольственный рынок относится к числу наиболее емких и постоянно растущих. В России он является также наиболее проблемным, поскольку отечественное производство продуктов питания не покрывает внутренних потребностей, импорт весьма обременителен для платежного баланса страны, а задача развития собственного производства решается довольно медленно.

Российский продовольственный рынок является одним из самых крупных по объему продаж в Европе, опережая Францию, Германию, Великобританию. В 2012 г. розничные продажи продовольственных товаров в России (по данным Росстата) достигли 9,9 трлн руб. (примерно 310 млрд долл.). Для сравнения: продажи продуктов питания на крупнейшем в Европе продовольственном рынке Франции составляют около 250 млрд долл. Впрочем, до мирового лидера Китая, России ещё очень далеко. Там этот показатель оценивается примерно в 970 млрд долл. За Китаем следуют США – 910 млрд долл. Россию опережают также Япония, Индия и Бразилия.

Вместе с тем эти цифры мало что говорят о том, как питается население в этих странах на самом деле. Более наглядную информацию дают показатели средних расходов на продукты питания на душу населения. Так, в России они составляют примерно 2280 долл. на человека в год, во Франции – 4030 долл., в США – 2940 долл., а в Китае – 730 долл.

В США больше, чем в других странах, едят мясных продуктов – в среднем каждый житель потребляет 113 кг в год, что примерно на 20% больше, чем в Европе. Рекордсменами по потреблению молока и молочных продуктов являются жители Германии – 443 кг, что примерно на 60% больше, чем в США или в других европейских странах. Лидерство по поеданию овощей принадлежит итальянцам, белорусам и украинцам (соответственно 157, 149 и 144 кг в год). Хлеба больше всего едят в Италии, России, Украине и Польше.

Но и эти цифры не дают полной картины рынка, поскольку не учитывают общую структуру потребляемых продуктов питания, цены на продовольствие, уровень потребления продуктов различными слоями населения. Для примера можно сослаться на одно исследование в России, согласно которому в результате дифференциации по уровню доходов существенно отличаются размеры потребления основных продуктов разными группами населения. Если 10% населения с наиболее высокими доходами потребляет в среднем за год 90 кг мяса и мясопродуктов на душу, то с наименьшими доходами – только 26 кг (средний показатель по стране – 65 кг), молочной продукции – соответственно 310 и 113 кг (в среднем – 247).

Производить или закупать

Важной особенностью рынка продовольствия является соотношение внутреннего производства и импорта, что характеризует состояние продовольственной безопасности страны. Так, согласно оценке Всемирной продовольственной организации (FAO), доля импорта продовольствия не должна превышать на рынке 17%. Если она находится на более высоком уровне, то импорт начинает подавлять внутреннее производство, диктовать цены на продукцию, что создает угрозу продовольственной безопасности страны.

Эта проблема весьма актуальна для российского продовольственного рынка, поскольку, как известно, одной из основных его особенностей является значительный удельный вес импорта. По основным категориям, таким как мясо, молочные продукты, рыба, растительное масло, его доля колеблется от 18 до 24%. Наибольшего удельного веса импорт достигает по говядине – 61% и животному маслу – 32%.

Поэтому одной из насущных задач российского продовольственного рынка является развитие собственного производства. В последние годы наблюдаются определенные успехи в этом направлении. Так, в результате увеличения в 3,7 раза внутреннего производства мяса птицы за период с 2000 по 2012 г. доля импорта этой продукции в потреблении снизилась с 52 до 18%. Аналогичная тенденция наблюдается и по свинине, производство которой выросло с 2006 г. более чем в полтора раза, а удельный вес импорта в потреблении снизился с 54 до 33%.

Рост выпуска некоторых видов продовольствия стал возможен в 2000-е годы благодаря созданию новых организационных форм производства. Так, в российском сельском хозяйстве появились вертикально интегрированные частные агрохолдинги. Первые из них выросли из крупных перерабатывающих предприятий советского периода. Кризис 2008 г. и девальвация рубля стимулировали переориентацию потребителей на дешевую отечественную продукцию, что заставило многие перерабатывающие предприятия заняться поиском недорогого сырья и инвестировать средства в собственное сельхозпроизводство.

К отечественным бизнесменам присоединились уверовавшие в стабилизацию российской экономики зарубежные аграрные магнаты и транснациональные компании, которые облюбовали наиболее рентабельные экспортоориентированные производства. Зерном занялся ведущий мировой трейдер Glencore, один из крупнейших производителей сельхозсырья Bunge стал крупнейшим игроком на рынке масличных культур.

Сейчас число крупных агрохолдингов исчисляется десятками, а мелких и средних – сотнями, в сумме на них приходится порядка 15–20% всего производимого в стране продовольствия. Они формируют также основу пищеперерабатывающей отрасли.

Продовольственный рынок России в настоящее время находится на стадии активного развития. Его росту способствует стабильное повышение доходов населения в последние полтора десятилетия. Увеличение доходов, среднедушевой размер которых вырос за период с 2005 г. почти в 3 раза, оказал сильное воздействие на поведение потребителей. При достижении уровня ежемесячного дохода в 400 долл., как показывают исследования, потребление продуктов питания резко возрастает, что способствует развитию полновесного продовольственного рынка. На этом этапе объем продаж продуктов питания увеличивается, как правило, на 40–60%, а в крупных городах рост продаж может составить до 80%.

Современный продовольственный рынок России развивается по модели, близкой к европейской, что дает основание экспертам прогнозировать его дальнейший рост и существенное увеличение объема в ближайшие годы.

Борис ПАВЛОВ

Производство в России основных видов продовольствия (млн т)

 

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2012 г.

Пшеница

34,5

47,6

41,5

48,0

Сахарная свекла

14,1

21,3

22,3

45,1

Подсолнечник

3,9

6,5

5,3

8,0

Картофель

29,5

28,1

21,1

29,5

Овощи

10,8

11,3

12,1

14,6

Говядина

1,9

 1,8

1,7

1,8

Свинина

1,6

1,6

2,3

2,4

Мясо птицы

0,8

1,4

2,8

2,9

Молоко

32,3

31,1

31,8

31,9

Яйца, млрд шт.

34,1

37,1

40,6

42,0

Источник: Россия в цифрах. – М. Росстат, Москва, 2013.

Импорт в Россию некоторых продуктов питания (тыс.т)

Продукты питания

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2012 г.

Продовольственные товары

и с/х сырье, млрд долл.

 

7,4

 

17,4

 

36,4

 

34,5

Мясо

517

1340

1614

1927

Мясо птицы

694

1329

688

527

Рыба

327

787

792

705

Масло сливочное и жиры

70,8

133

134

115

Масло подсолнечное

150

131

114

17,3

Сахар

5014

3518

2371

582

Источник: Россия в цифрах. – М. Росстат, Москва, 2013.

В 2012 г. оборот розничной торговли в России составил 21,3 трлн руб., в том числе продажи продуктов питания – 9,9 трлн. В 2000 г. – соответственно 2,3 трлн и 1,1 трлн руб.

Объём китайского рынка продуктов питания оценивается в настоящее время примерно в 970 млрд долл. За Китаем следуют США – 910 млрд долл. Россию опережают также Япония, Индия и Бразилия.

В России среднедушевые расходы на продукты питания составляют примерно 2280 долл. в год, во Франции – 4030 долл., в США – 2940 долл., а в Китае – 730 долл.

В 2012 г. доля импортной продукции в продажах говядины в России составила 61%, свинины – 33%, молока и молочных продуктов – 19%, рыбы – почти 20%.

Фотограф Питер Менцель в рамках проекта Hungry Planet («Голодная планета») путешествует по миру с целью создания фотографий семей из различных стран и ихпродуктовых покупок на неделю. Изучая эти фотографии, представленные на сайте fruitonews.ru, можно прийти к интересным выводам о характере и привычках в питании в разных регионах мира. Например, американские семьи питаются фастфудом, чипсами, шоколадными батончиками и другими второсортными продуктами. У немцев, как не сложно догадаться, в рацион входит большое количество пива, колбасы, мяса. А вот у жителей Эквадора (скорее всего, по бедности) – на 100% здоровое питание: злаки, фрукты и овощи.

Цена продуктов питания для семьи из четырех человек в Германии составила 500 долл. в неделю. Любимая еда этой немецкой семьи – жареная картошка с луком, беконом и селедкой, пицца, ванильный пудинг. На фотографии представлено большое количество колбасы, пиццы, пива.

Какие продукты едят в Австралии на 376 долл. в неделю? Как видим, мясо, мясо и еще раз мясо. А также магазинные напитки, рафинированные продукты и совсем немного овощей и фруктов.

Эта американская семья потратила на свое пропитание в течение недели почти 342 долл. Предпочтения очевидны – пицца, мясная нарезка, жареная курица, картошка из «МакДоналдса» и масса всякой иной еды из банок и коробок. То есть все то, что сами американцы называют junk food, или «мусорная еда».

Итальянская семья потратила на еду 260 долл. в неделю. На столе преобладают самые разные зерновые изделия, фрукты и овощи. Правда, и тут не обошлось без сладких газированных напитков.

Польская семья, потратившая за неделю на еду 151 долл., выставила на стол сосиски, капусту, картошку, небольшое количество молочных продуктов. А также многочисленные шоколадные батончики.