Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей, сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис ТИТОВ проанализировал действующую в настоящее время налоговую систему с точки зрения стимулирования экономического роста и развития малого и среднего бизнеса. По его мнению, налоговую систему пора менять.
– Нынешняя налоговая система стабильно выполняет только одну функцию – наполнение бюджета, при этом она абсолютно не стимулирует экономический рост и изымает ликвидность у компаний, которым неинтересно и невыгодно работать, не говоря уже о населении.
Налоговая система должна выполнять несколько основных функций: фискальную, стимулирование экономического роста и выравнивание социального неравенства, т.е. перераспределение доходов между группами населения и отраслями. Эта функция у нас сегодня не работает. Эффективно используется только одна функция – фискальная нагрузка для пополнения федерального бюджета.
Основные налоги, которые сегодня наполняют бюджет – это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), природная рента и зарплатные налоги.
Сложившееся мнение, что у нас низкие налоги на труд – это миф. Плоский подоходный налог в 13% – лишь часть зарплатных налогов. На деле у нас сегодня одни из самых высоких – пенсионные налоги. Люди воспринимают социальные страховые платежи как налог.
Цифры показывают, что Россия занимает 182 место в мире из 190 по нагрузке на фонд оплаты труда (ФОТ). В России она превышает среднемировой показатель в 2,2 раза. В то время как в мире в последние годы нагрузка на ФОТ снижалась, в России она росла.
Что касается корпоративных налогов, мы занимаем 136 место в мире из 190 по общей налоговой нагрузке. В России в 2017–2018 гг. налог на прибыль составлял 7,4% от прибыли, налог на ФОТ – 34,6%, прочее (кадастр, «Платон», экология и др.) – 2,5%. В среднем по миру эти показатели составляют, соответственно, 16,3% 16,3% и 7%. В США – 27,9%, 9,8% и 6,2%. В Великобритании – 17,3%, 10,8%, 1,9%.
Еще одна отрицательная черта нашей налоговой системы состоит в том, что она похожа на «бомбардировку» по всему фронту. Она не настроена на то, чтобы изымать налоги там, где есть сверхприбыли, и оставлять их там, где налоговая нагрузка по отношению к прибыли слишком высока. И, главное, она не стимулирует рост в тех отраслях, которые должны быть наиболее перспективными с точки зрения развития экономики в целом. Налоговая нагрузка по отношению к прибыли самая высокая в секторе прочих коммунальных услуг, в добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве (здесь налоговая нагрузка выше, потому что прибыль очень мала), и в обрабатывающих производствах. Зато в таких отраслях, как недвижимое имущество, торговля, финансовая деятельность – самая низкая налоговая нагрузка по отношению к прибыли. То есть общая система налоговой нагрузки у нас очень унифицирована.
Отдельный разговор о НДПИ. Если вычесть НДПИ из общей налоговой нагрузки на сырьевой сектор, то окажется, что сырьевой сектор также относится к отраслям с низкой налоговой нагрузкой по отношению к прибыли. Он попадает в один ряд с финансовым сектором и недвижимостью. НДПИ – это наша природная рента. Понятно, что природные ресурсы принадлежат народу и поэтому компании должны отдавать часть стоимости, которую они получают. Это нормально. Но если вычесть НДПИ, выплачиваемый сектором добычи полезных ископаемых, который в 2016 г. составил 76,4% от всех налогов, уплачиваемых сырьевым сектором, то налоговая нагрузка добывающей промышленности снижается до 30%, что существенно ниже среднеотраслевой налоговой нагрузки, равной 63,6%.
Основную часть налоговой нагрузки в стране несут крупные предприятия. Что касается налогообложения малого или тем более микробизнеса, то, какой бы ни была ставка, в принципе фискального значения для бюджета они не имеют. Но если посмотреть нагрузку по прибыли, то оказывается, что крупные предприятия несут меньшую налоговую нагрузку по отношению к прибыли. А основную (по отношению к прибыли, которую они имеют) – как раз 18–19 тыс. мелких и средних предприятий. То есть их налоговая эффективность меньшая, чем у других компаний.
Можно также сравнить налоговую систему России с другими странами с точки зрения распределения доходов по уровням бюджета. Не может быть капитализма без финансовой самостоятельности, компания не может развиваться, не имея доходов, когда все доходы уходят в центр, а потом возвращаются через различные формы финансовых инструментов в бюджеты более низкого уровня. Поэтому невозможно развивать экономику, не имея бюджетной самостоятельности муниципалитетов или регионов.
В России в федеральный бюджет в 2016 г. уходил 61% налогов, в региональные – 32%, в местные – 6%. В Германии те же показатели составляют 43%, 40% и 17%. В Канаде – 38%, 48% и 13%. Во Франции двухуровневая бюджетная система, в федеральный бюджет в этой стране уходит 69%, в местные бюджеты – 31%. То есть доля федерального бюджета в России гораздо выше, чем в других странах, а доля местных бюджетов – в разы меньше. Структура доходов муниципальных образований формируется в основном за счет трансфертов сверху, а не за счет налоговой базы. Сверхнизкая доля налоговых доходов в муниципальных и региональных бюджетах ставит их в зависимость от межбюджетных трансфертов и лишает мотивации к созданию условий для развития бизнеса.
Необходимо радикально менять сложившуюся к настоящему времени налоговую систему. Налоговая реформа, которая была проведена в 2002 г., имела очень позитивный, положительный результат для условий, в которых оказалась тогда наша экономика. Надо было выходить из «лихих 90-х», приводить все в порядок. Тогда действительно было сокращено количество налогов, заметно упрощена налоговая система. Главной задачей было вернуть обратно деньги из офшоров, чтобы они начали работать в российской системе. Плоская шкала налогов сыграла свою положительную роль. И действительно, сбор налогов не только не уменьшился при снижении ставки, но и возрос.
Как сейчас менять систему, которая в настоящее время является довольно примитивным инструментом по изъятию доходов в пользу федерального бюджета? Налоговая система должна основываться на анализе Big Data, то есть четко понимать, что происходит в экономике, и быть комплексной системой по установлению оптимального баланса распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджета государства, бизнесом и населением.
Ориентируясь на показатель налоги/прибыль, она должна одновременно проводить изъятие сверхнормативной прибыли и налоговое стимулирование отраслей, секторов и регионов, даже кластеров (но не отдельных компаний), оказывающих наибольший мультипликативный эффект на развитие экономики, значение для обеспечения долгосрочного роста и решения социальных задач.
Новые технологии позволяют сделать налоговую систему «умной» (Smart Tag System), то есть делать диверсификацию налогов по изъятию там, где прибыли слишком много, чтобы снижать налоговую нагрузку в тех секторах, в которых надо стимулировать рост, или для решения задач в социальной сфере. При этом новые поступления надо искать не путем повышения ставок, как это делается сегодня, например, с НДС. Повысить НДС на 2% в условиях, когда экономика практически стагнирует – это «уникальное» по своей логике решение.
Налоговую реформу можно было бы провести в два этапа. Первый – это стимулирование роста (2020–2021 гг.). Те компании, которые растут, развиваются, повышают производительность труда, должны быть на льготном положении с точки зрения оплаты налогов. Новая добавленная стоимость, которую они создают, должна облагаться более низкими налогами. Для этого необходимо принять ударный пакет налоговых мер, направленных на поддержку роста и повышения производительности труда в экономике; на перераспределение доходов в пользу незащищенных слоев населения; и на вывод бизнеса из тени. Если, к примеру, взять в качестве приоритетных секторов развития потребительские товары, индустрию гостеприимства, углубление переработки природных ресурсов, цифровую экономику, АПК, жилищное строительство, медицинское оборудование и фармацевтику, транспортное машиностроение и логистику, станко-, приборостроение и энергетическое машиностроение, то по каждому из этих секторов должна быть своя налоговая ситуация, которая позволяла бы им развиваться. Эти девять секторов могут дать вместе прибавку ВВП в 5% и создать к 2025 г. порядка 10 млн новых рабочих мест.
Второй этап (с 2022 г.) – это более серьезная и сложная реструктуризация. На этом этапе нужно переносить налоговую нагрузку с корпоративных налогов на индивидуальные налоги, на высокие доходы частных лиц и на работу по налоговому администрированию, как это делается во всем мире. На этом этапе должны начать работать новые налоги, новые налоговые механизмы.
Главной целью новой налоговой политики должно быть обеспечение роста налоговых доходов за счет роста экономики, увеличения налоговой базы; установление оптимального соотношения между объемами изъятий и доходами компаний, не уменьшив стимулов к развитию; обеспечение справедливого баланса между доходами государства, бизнеса и населения.
БиВ
Сложившееся мнение, что у нас низкие налоги на труд – это миф
Налоговая нагрузка на бизнес в РФ выше среднего по миру уровня, а по нагрузке на ФОТ – превышает среднемировое значение в 2,2 раза
Из-за высокой налоговой нагрузки малые и средние предприятия не могут развиваться
Необходимо радикально менять сложившуюся к настоящему времени налоговую систему
ДЛИННЫЕ
Сверхнизкая доля налоговых доходов в муниципальных и региональных бюджетах ставит их в зависимость от межбюджетных трансфертов и лишает мотивации к созданию условий для развития бизнеса.
Основные принципы новой налоговой политики – это децентрализация налоговой и бюджетной систем; снижение прямых налогов на производство (особенно на ФОТ) за счет увеличения косвенных налогов на потребление и налогов на природную ренту; выравнивание избыточного неравенства доходов граждан.
ЭТО НАДО СДЕЛАТЬ В ВИДЕ ТАБЛИЦ И ГРАФИКОВ В СТАТЬЮ «НАДО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ» (ФАЙЛ TITOV)
ТАБЛИЦА
Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда (% от прибыли)
2008 2017
В мире 16,7 16,3
США 9,6 9,8
Германия 22,0 21,5
Италия 31,8 36,4
ТАБЛИЦА
Налоговая нагрузка на предприятия в 2017-2018 гг. (% от прибыли)
Налог на прибыль |
Налог на ФОТ |
Прочие платежи |
|
В мире |
16,3 |
16,3 |
7,0 |
США |
27,9 |
9,8 |
6,1 |
Испания |
24 |
18,6 |
4,3 |
Германия |
23,2 |
21,5 |
4,3 |
Индия |
21,7 |
20,3 |
10,1 |
Великобритания |
17,3 |
10,8 |
7,0 |
Китай |
11,5 |
45,4 |
8 |
Россия |
7,4 |
36,4 |
2,5 |
Канада |
3,9 |
12,6 |
4 |
Франция |
- |
49,7 |
10,5 |
МОЖНО СДЕЛАТЬ БЛИН
Налоговые поступления в 2016 г. (млрд руб.) - изображено в блине
Крупные предприятия 11 080 (77%)
Малые предприятия 1 410 (10%)
Микропредприятия 1 048 (7%)
Средние предприятия 786 (6%)