Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Вопреки прогнозам многих экспертов, экономика Великобритании не рухнула сразу после референдума по Брекзиту. Вместе с тем, по прошествии некоторого времени после этого в прямом смысле судьбоносного для страны решения можно констатировать, что негативные процессы в экономике нарастают.
В 2017 г. в экономике Великобритании продолжался подъем. Доля занятых возросла, а безработица оставалась на минимальном за последние 42 года уровне. Снизилась угроза дефляции. Продолжалось сокращение дефицита государственного бюджета.
Вместе с тем, происходило постепенное замедление экономического роста. Если в посткризисный период, вплоть до 2015 г., эта страна развивалась быстрее своих основных конкурентов – США, партнеров по ЕС и Японии, то в последние годы ситуация изменилась. В 2017 г. темпы прироста ВВП Великобритании уступали другим странам «большой семерки». По оценкам Управления по бюджетной ответственности, в краткосрочной перспективе замедление экономического роста продолжится.
В основе снижения динамики британской экономики лежат несколько факторов. Прежде всего, это рост экономической и политической неопределенности из-за референдума 2016 г. и медленный прогресс в переговорах Лондона с Брюсселем. Вплоть до конца 2017 г. открытыми оставались важнейшие сущностные вопросы «развода» с ЕС. Неопределенность еще более усилилась в связи с неудачным для правящей партии исходом досрочных парламентских выборов в июне 2017 г. Консервативная партия во главе с премьером Терезой Мэй потеряла большинство в парламенте. Вследствие этого доверие бизнеса и населения к правительству оказалось подорванным. Компании откладывают инвестиции до тех пор, пока будущее отношений с ЕС не прояснится.Eon finances"
Обесценение фунта после референдума и, соответственно, повышение цен на импорт также сыграли свою роль в ослаблении экономической активности. Если прежде в Великобритании, как и в других развитых странах, преобладали дефляционные тенденции, то в 2017 г. стала нарастать инфляция. Впервые за несколько лет рост цен превысил целевой показатель Банка Англии в 2%. Казалось бы, ситуация на рынке труда в 2017 г. – рост занятости и снижение безработицы – должна была способствовать тому, что население станет больше потреблять – это был основной драйвер экономики в предыдущие годы. Однако этого не произошло. Повышение номинальной заработной платы не поспевало за ростом цен. То есть реальные располагаемые доходы населения снизились (а не повысились, как могло бы показаться), это ослабило покупательную способность домохозяйств и замедлило рост потребительских расходов.
Инфляционное давление на экономику затрудняло решение фундаментальных проблем, с которыми столкнулась британская экономика в посткризисный период. Речь, в первую очередь, идет об инвестициях в экономику и о производительности труда. В последние годы частные капиталовложения в производство сокращаются. Почасовая выработка не растет с 2010 г., а в самое последнее время даже стала сокращаться. И это в условиях, когда по норме накопления и уровню производительности труда Великобритания уступает большинству конкурентов.
Уменьшение налоговых поступлений, снижение курса фунта, рост инфляции, уменьшение притока иностранных инвестиций и дохода от экспорта побудили правительство внести изменения в бюджетную политику. Оно отказалось от политики «жесткой экономии» и плана сбалансировать бюджет к 2020 г. Теперь эту задачу намерены решить лишь тогда, «когда появятся соответствующие условия». Чтобы покрыть недостающие доходы, придется серьезно увеличить заимствования.
Произошла смена акцентов и в денежно-кредитной политике. В предыдущие годы Банк Англии отдавал приоритет стимулированию спроса, проводил политику дешевых денег. Теперь же, сочтя главной угрозой развитию экономики нарастание инфляции, он ужесточил монетарную политику. Чтобы вернуть инфляцию к ее целевому уровню, в начале ноября 2017 г. британский ЦБ поднял процентную ставку на 0,25 процентного пункта – до 0,5% годовых.
Одновременно глава финансового ведомства Ф. Хэммонд подчеркнул, что хочет сделать Великобританию «лучшим местом в мире для начала и развития бизнеса». Чтобы страна оставалась привлекательной для бизнеса и после ее выхода из ЕС, он подтвердил обещание предыдущего правительства снизить ставку налога на прибыль компаний с нынешних 19% до 17% к 2020 г. При этой ставке у Великобритании будет самый низкий налог на прибыль среди стран «большой двадцатки». Правительство объявило о создании нового Национального инвестиционного фонда производительности в 23 млрд фунтов. В предвыборном манифесте консервативной партии, опубликованном в апреле 2017 г., в числе приоритетов экономической политики названо развитие экономической инфраструктуры. На решение этой задачи, прежде всего на модернизацию транспорта и связи, и повышение профессиональных навыков трудящихся, в ближайшие несколько лет будет израсходована рекордная сумма в 500 млрд фунтов. Более половины инфраструктурных инвестиций к 2020–2021 гг. будут частными. Ежегодно до 2020 г. на НИОКР будет дополнительно выделяться по 2 млрд фунтов.
В 2017 г. начата крупнейшая за последние 20 лет перестройка государственного управления наукой и высшим образованием. Создается новая структура – Национальное агентство по исследованиям и инновациям, которая объединит основные каналы финансирования исследовательских работ. Задачи – выработка национальной научно-инновационной политики, укрепление связей научной сферы с правительством, повышение координации инвестиций в науку по источникам и направлениям, упрощение финансирования междисциплинарных исследований, ускорение инновационного процесса. В сфере образования предусмотрена привязка финансирования к качеству обучения для ликвидации дисбаланса между подготовкой специалистов и запросами рынка труда.
Провал на выборах правящей партии незадолго до старта переговоров с ЕС сузил пространство для маневра у британского премьера и, в конечном итоге, ослабил переговорные позиции Лондона. Чтобы добиться компромисса, Лондон, прибегая к жесткой риторике, фактически пошел на ряд уступок. В течение года британская позиция по Брекзиту эволюционировала в сторону смягчения.
При определении формата переговоров и их этапов, по сути, возобладала точка зрения Брюсселя. Прежде чем приступить к обсуждению торговых отношений Великобритании с Евросоюзом после 2019 г., предлагалось решить вопросы покрытия финансовых обязательств, возложенных на Великобританию в результате членства в ЕС, защиты прав граждан Евросоюза в этой стране, а также урегулирования вопроса о границе Ирландии и Северной Ирландии. Вплоть до декабря сторонам не удавалось достичь существенных компромиссов. Переговоры по Брекзиту находились под угрозой срыва.
Смена британского правительства после референдума о Брекзите в июле 2016 г. не привела к изменению курса на российском направлении. В связи с позицией Лондона в отношении ситуации на Украине и вокруг Крыма, а также по Сирии политический диалог между Россией и Великобританией практически полностью свернут. В то же время наблюдались некоторые положительные тенденции в других сферах сотрудничества, в том числе в двустороннем экономическом взаимодействии. В I полугодии 2017 г. товарооборот вырос более чем на 20%. (Однако его объем существенно – в два раза – уступал максимальному, досанкционному, уровню 2013 г.). В сентябре 2017 г. достигнуто соглашение о том, что международная биофармацевтическая компания «АстраЗенека» инвестирует до 2020 г. 1 млрд руб. в модернизацию своего российского производства. В 2017 г. российские компании стали возвращаться на Лондонскую фондовую биржу.
Ефим ХЕСИН, д.э.н., главный научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова
Экономика Великобритании
2007 | 2014 | 2015 | 2016 | 20171 | |
ВВП2 | 2,6 | 3,1 | 2,3 | 1,8 | 1,5 |
Занятость3 | 72,7 | 72,9 | 73,7 | 74,4 | 75,0 |
Безработица4 | 5,3 | 6,2 | 5,4 | 4,9 | 4,5 |
Инфляция5 | 2,3 | 1,5 | 0,0 | 0,7 | 2,4 |
Дефицит платежного баланса по текущим операциям6 | -2,7 | -5,3 | -5,2 | -5,9 | -4,6 |
Первичный дефицит гос. бюджета6 | -0,8 | -4,2 | -3,5 | -1,9 | -1,7 |
Государственный долг6 | 47,7 | 78,7 | 81,2 | 83,9 | 86,5 |
1. Прогноз. 2. Темпы прироста. 3. В % к экономически активному населению. 4. В % к числу трудоспособных. 5. Темпы прироста потребительских цен в среднем за период. 6. В % к ВВП.
Источники: OECD Economic Surveys. United Kingdom. October 2017. OECD 2017; HM Treasury. Pocket Databank. 30 October 2017; Autumn Budget. 22 November 2017; OBR UK. Economic and fiscal outlook – November 2017.he
В прошлом году темпы прироста ВВП Великобритании уступали другим странам «большой семерки»
В 2017 г. начата крупнейшая за последние 20 лет перестройка государственного управления наукой и высшим образованием
Компании откладывают инвестиции в экономику Великобритании до тех пор, пока будущее отношений с ЕС не прояснится. Однако вплоть до конца 2017 г. открытыми оставались важнейшие сущностные вопросы «развода» с ЕС
На развитие экономической инфраструктуры в ближайшие годы будет израсходована рекордная сумма в 500 млрд фунтов
Политический диалог между Россией и Великобританией практически полностью свернут, однако наблюдаются некоторые положительные сдвиги в других сферах сотрудничества