Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В 2008 г. стоимость бренда Caterpillar составила 5,3 млрд долл., а сама компания уже в шестой раз была включена в список ста «Лучших мировых брендов». Журнал Business Week в связи с этим отмечал, что важнейшим основанием для этого стало стремительное освоение компанией новых рынков.
На деревянных траках
Все определения, которыми обычно описывается деятельность Caterpillar Inc., как правило, берутся в превосходной степени. «Один из крупнейших в мире производителей землеройно-транспортной техники, строительного оборудования, дизельных двигателей и энергетических установок», «промышленный гигант с мировым именем, располагающий дилерской сетью в 200 странах», «ведущий игрок мировой экономики», «стратегический инвестор», «корпорация с высочайшей репутацией».
И по большому счету все это – чистая правда. На протяжении более чем ста лет в компании занимаются делом, нужным и важным, без особого шума и помпы, но зато со всей основательностью, которая всегда была присуща американской инженерной мысли.
Летопись Caterpillar Inc. принято вести с 24 ноября 1904 г., когда изобретатели из Калифорнии Бенджамин Холт и Даниэль Бест представили публике свою новинку – паровой трактор на самодвижущихся деревянных гусеницах. Правда, принципиально новым их изобретение не было. Уже в тридцатые годы XIX века в Англии и во Франции колесные тракторы с паровым двигателем широко использовались на транспорте и в армии. Собственно они были предтечей автомобиля. Да и первый гусеничный трактор был построен отнюдь не в Североамериканских Штатах, а в России в 1888 г. русским изобретателем Ф.А. Блиновым, который получил патент на гусеничный ход еще раньше, в 1879-м. А сама идея гусеницы была разработана русским ученым Д.А. Загряжским в 1837 г.
Но, как показывает история, между опытной моделью и производственным конвейером – огромная дистанция, преодолеть которую не каждому под силу. Для этого нужна не только вера в свое детище, но и практическая сметка, позволяющая увидеть будущее изобретения. В России еще пятьдесят лет после демонстрации гусеничного трактора Блинова основную ставку делали на лошадь, а вот в США изобретению сразу же нашли широкое применение. Как писал современник Холта американский писатель Кин Хаббард: «Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил; но вот чтобы решить, что именно надо сделать, нужна действительно огромная сила». Бенджамин Холт и Даниэль Бест, судя по всему, располагали и силами, и программой их применения.
Преимущества новой машины были очевидны: несмотря на большой вес, она не буксовала даже на рыхлой почве, легко шла в распутицу, преодолевая без особого труда небольшие препятствия. Поэтому и фермеры, и производители сельхозтехники внимательно следили за работой Холта (именно он в связке Холт–Бест выступал «ведущим»). И изобретатель не обманул ожидания: в 1906 г. он показал трактор на гусеничном ходу с бензиновым мотором. Первенцы Холта получили имена Caterpillar 30 и Caterpillar 60.
Уверовав в перспективность своей разработки, Бенджамин Холт в 1909 г. купил у разорившегося фабриканта завод по производству тракторов. Он был оборудован вполне современными станками, что позволило сравнительно быстро наладить выпуск машин конструкции Холта. Дело пошло настолько успешно, что уже в 1911 г. на заводе работали 625 человек. По тем временам это было очень крупное предприятие. Причем модель получилась настолько удачной, что чуть ли не сразу Холт стал торговать своими тракторами не только по всем штатам, но и экспортировал их в Аргентину, Мексику и Канаду.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война придала предприятиям Холта и Беста – Holt Manufacturing Company и Best Tractor Company – новое ускорение. Идея боевых бронированных машин на гусеничном ходу имела в английской армии двух горячих сторонников – полковника Свинтона и первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля. Их стараниями на фронте появились танки. А Холт и Бест поставляли к ним моторы. Впрочем, и их тракторам нашлось применение на полях сражений. Они стали выпускать тракторы-тягачи для артиллерии. В рамках сотрудничества с командованием союзников компания Холта также разработала первую в мире самоходную артиллерийскую установку, которая передвигалась с неслыханной тогда скоростью – 28 миль в час. Идея, однако, была слишком радикальная и не нашла широкого воплощения до начала Второй мировой войны.
Взлеты и падения
Военные прибыли, однако, не вскружили голову ни Холту, ни Бесту. Как и раньше, они в основном ориентировались на американский рынок сельхозтехники, хотя с годами конкуренция на нем становилась все ожесточеннее. Это во многом повлияло на решение объединить силы. В 1925 г. возникла компания под общим брендом Caterpillar. Главой ее стал Кларенс Лео Бест.
Спустя шесть лет, в октябре 1931 г., было запущено в эксплуатацию единое сборочное производство на новом заводе в городе Пеория, штат Иллинойс. С конвейера сошел первый дизельный трактор Diesel Sixty, оснащенный новым мощным двигателем, разработанным для гусеничных тракторов.
Следует сказать, что место для нового завода было выбрано самое удачное. Иллинойс тогда считался промышленным центром аграрных районов США и Канады, что обеспечивало хороший сбыт продукции Caterpillar. К тому же не было проблем с высококвалифицированной и к тому же дисциплинированной рабочей силой. Ведь штат в основном населяли переселенцы из Старого Света, как правило, из Германии. Третьим слагаемым успеха стали новые технологии, активно внедряемые компанией.
К концу 1930-х руководству фирмы удалось значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции. Помимо традиционных тракторов с бензиновыми и дизельными двигателями компания наладила выпуск грейдеров, а также энергетических установок. Марка Caterpillar ценилась высоко у фермеров и строителей, фирму считали крепким и надежным партнером. Ну а дальше получилось прямо по формуле немецкого писателя Карла Цукмайера: «Успех – это неожиданное соединение таланта, счастья и труда, а иногда и недоразумения». В случае с Caterpillar роль «недоразумения» сыграла начавшаяся Вторая мировая война.
Сугубо гражданская компания, в планах которой никогда не было получения заказов министерства обороны, была опять мобилизована. Помня ее успешный опыт работы на союзников в предыдущую войну, ей поручили снабжение американской армии двигателями для танка М4. Впоследствии список военных поставок был расширен за счет гусеничных тракторов, автогрейдеров и генераторных установок, что принесло, в конечном счете, очень неплохие доходы.
Значительно окрепшей компании Caterpillar стало уже тесно на американском рынке. А главное – созрели условия для выхода на международный простор. В 1950 г. в Великобритании было основано первое иностранное подразделение Caterpillar Tractor Co.
Экономически это было очень выгодно. Пережившие войну европейские страны ревностно заботились о развитии собственного машиностроения, поэтому на ввоз импортной техники были установлены повышенные тарифы. Проникновению американской продукции также препятствовал серьезный диспаритет в курсах валют: цены в американских долларах оказывались неподъемными для европейских клиентов. С открытием отделения все эти проблемы решались.
Опыт оказался настолько удачным, что спустя десятилетие его решили повторить в Японии. В 1963 г. компании Caterpillar и Mitsubishi Heavy Industries Ltd. образовали одно из первых совместных предприятий, в котором американский партнер имел частичные права владения. Позже фирма была переименована в Shin Caterpillar Mitsubishi Ltd. В настоящее время она занимает второе место в Японии по производству строительного и горного оборудования.
Но в начале 80-х планы дальнейшей экспансии пришлось отложить. Энергетический кризис, спровоцировавший повышение цен на топливо, основательно поколебал положение лидера рынка строительной и сельскохозяйственной техники. Ситуацию усугубил высокий курс доллара, из-за чего продукция Caterpillar стала менее привлекательной, чем техника основного конкурента – компании Komatsu. В 1982-м продажи Caterpillar снизились почти на 30%, компания закончила год с убытками, составившими 180 млн долл.
Лидер отрасли
Руководителям Caterpillar не удалось найти нестандартных путей выхода из кризиса. Поэтому они прибегли к старым методам – масштабному сокращениию работников и урезанию заработной платы. На улицу отправили почти четверть всех сотрудников, а оставшимся уменьшили зарплату на 10%. Результат получился даже не нулевой, а отрицательный. В 1982-м долг компании вырос по сравнению с предыдущим годом с 1,8 млрд долл. до 2,6 млрд. Но что еще неприятнее, обострились отношения с могущественным профсоюзом United Auto Workers, который не преминул объявить забастовку. Она продолжалась восемь месяцев и закончилась победой бастующих.
Неправильная социальная политика топ-менеджмента была не единственной ошибкой. Аналитики компании дали неверный прогноз сроков окончания рецессии. В итоге вложения в модернизацию и расширение производства не дали ожидаемого эффекта.
Однако Георг Шеффер, возглавивший в это сложное время компанию, отнюдь не считал положение безнадежным. Он верил в жизнеспособность реальной экономики и поэтому прежде всего расширил ассортимент выпускаемой продукции, в том числе за счет малых агрегатов. Кроме того, вместо свертывания зарубежных филиалов, он активно занялся переносом сборочных центров к основным. На это было потрачено 1,8 млрд долл. К 1987 г. продуктовая линейка выросла до 300 наименований, а цены на технику Caterpillar стали опять конкурентоспособными. Одновременно компания занималась скупкой родственных предприятий. Были приобретены фирмы по выпуску автопогрузчиков, газовых турбин, производству дорожного покрытия. И все же говорить о решении всех проблем было рано.
В 1990 г. в Caterpillar пришел Дональд Файтс, объявивший о новой стратегии компании, которая, на его взгляд, должна базироваться на трех принципах: децентрализации, бюджетировании, отказе от массовых сокращений. Файтс любил повторять: «Если вы проигрываете в чем-то, то вы проигрываете во всем».
Он начал с децентрализации. Caterpillar была разделена на 13 независимых центров и 4 сервисных дивизиона. Позднее число подразделений выросло до 17 центров и 5 сервисов. Перед реструктурированной компанией была поставлена общая задача – обеспечить доходность не ниже 15%. Результат нововведений оказался весьма обнадеживающим. В течение четырех лет время выхода нового продукта на рынок сократилось наполовину.
Другим важным фактором, обеспечившим стабильность предприятия, стала огромная сеть дилеров, каждый из которых располагал собственными запасами продукции. Совокупный оборот дилеров по всему миру оказался вдвое больше оборота самой Caterpillar. Кроме того, партнерские отношения с дилерами обеспечивали Caterpillar и основное конкурентное преимущество – возможность замены любой детали в любой точке земного шара в течение 24 часов. Помимо этого, дилеры знали о нуждах потребителей больше, чем Caterpillar, а значит компания имела возможность получать столь важную для нее информацию из первых рук. Уже в тот период дилерская сеть включала 197 компаний, 132 из которых действовали за пределами США. Средний годовой доход дилеров компании равнялся 150 млн долл., а общее количество занятых превышало 80 тыс. человек.
В XXI век Caterpillar Inc. вошла признанным лидером отрасли. Ее активы оцениваются в 30 млрд долл., 480 подразделений корпорации работают в 50 странах мира на пяти континентах. Объем продукции, реализуемой ежегодно компанией, превышает 40 млрд долл., а она сама входит в сотню наиболее крупных предприятий США. Арсенал Catеrpillar насчитывает более 25 категорий: это производство двигателей, генераторов, грузовых машин, экскаваторов, тракторов, бульдозеров, погрузчиков, тягачей, самосвалов, дорожной техники, трубоукладчиков, тоннельно-строительной, ремонтной и сельскохозяйственной техники. Но любимым детищем всех сотрудников Catеrpillar остается гусеничный трактор, с которого началась история компания и который вписал ее имя в историю.
Андрей ВАСИЛЬЕВ
«Гусеничный трактор оказал влияние на развитие событий практически на всем земном шаре. Эта машина помогала строить и реконструировать мир, улучшая жизнь миллионов людей».
Председатель Совета директоров и Президент компании Caterpillar Джим Оуэнс
В России гусеничный трактор Холта появился в 1913 г. Он был награжден золотой медалью на соревнованиях по вспашке. В 1919 г. другая модель трактора Холта, мощностью 75 л.с. с передними колесами в дополнение к гусеницам, начала выпускаться в Петрограде на Обуховском заводе. В начале 1920-х компания поставляла дизельные двигатели. А модель Cat 60 стала прототипом для трактора «Сталинец 60». В 2001 г. в Тосно был пущен завод по производству комплектующих для бульдозеров, экскаваторов и грейдеров. В его строительство и оснащение Caterpillar вложила 50 млн долл.