тел. (495) 223-42-15

Мобильное будущее

Мы живем в быстро меняющемся мире. Но если есть область, где изменения происходят с особенно высокой скоростью, то это сфера телекоммуникаций. Едва ли не каждый день нам предлагают всё новые и всё более изощренные способы распространения и потребления информации.  Тем не менее телекоммуникационные компании бьют тревогу.

Сегодня уже трудно представить «до-мобильную» жизнь. Забавно смотреть старые фильмы, где герой ищет телефонную будку, чтобы сообщить нечто срочное. Простенький мобильник освоили даже самые темные бабули, более продвинутые пользователи всё чаще переходят на коммуникаторы, смартфоны  Blackberry, iPhone, iPad и другие чудеса техники.

Как в шутку заметил на одной из конференций, посвященных будущему телекоммуникационной отрасли, Карло д’Азаро Бьондо из Google, сегодня мобильные устройства уже используют пять из шести человеческих чувств. Они имеют «уши» и могут слышать – телефону можно давать голосовые команды и вести поиск. У них есть «кожа» – к ним можно прикоснуться, и они отреагируют на это. У них есть «глаза» – можно фотографировать и проводить видеоконференции, и, наконец, у них есть «язык» – они могут разговаривать. Единственное, чего мобильные телефоны пока не умеют, – это различать запахи, но, по-видимому, и это не за горами. Потребитель, особенно молодой, в восторге от вновь открывающихся возможностей. А вот операторам сотовой связи такое технологическое «цунами» добавило головной боли.  

Массовая «мобилизация» населения (Россия тут – в передовиках, степень проникновения беспроводной связи достигла 150%) привела к взрывообразному росту доходов компаний сотовой связи. Они думали, что этот рост будет продолжаться всегда. Постепенно, однако, всё большую популярность стали приобретать не голосовые способы обмена информацией – все чаще вместо длинных разговоров по телефону мы стали пользоваться электронной почтой, общаться в социальных сетях, передавать короткие сообщения.  Появление Интернет-телефонии и, в частности, Skype, вообще поставило вопрос ребром: а есть ли будущее у традиционных телекоммуникационных компаний, то есть операторов сотовой связи? Останутся ли они столь сильными и могущественными, как сейчас или от их услуг скоро откажутся в пользу приложений, активно внедряемых на рынок высокотехнологичными компаниями типа Apple и Google?

Для таких вопросов есть основания. Взять, например, Google, который, по сути, предлагает человеку создать своего виртуального двойника – т. е. держать внутри различных его сервисов всё свое содержание – всю личную информацию, свои фотографии, свои фильмы, свою музыку. Здесь же и почта, здесь и телефон, и навигация, и масса других сервисов, и можно быть уверенными, что вскоре появятся сотни новых. И всё это – бесплатно. Потому что Google не зарабатывает на пользователях, он зарабатывает на рекламодателях. Через несколько лет обычные мобильные телефоны окончательно уступят место смартфонам с постоянным подключением к Интернету. Встает вопрос: а где в этом виртуальном мире место для операторов связи?

После нескольких десятилетий стабильного роста доходы операторов связи начали падать, и многие инвесторы теряют к ним интерес или же вовсе готовы поставить на них крест. Другие считают, что инновации в мобильной телефонии, конвергенция носителей информации, а также рост развивающихся рынков позволяют надеяться, что компании смогут преодолеть кризис.

Такой точки зрения придерживается Пол Эрик Шотиль, управляющий партнер компании McKinsey (Восточная Европа и СНГ). На упоминавшейся конференции он, в частности, сказал: «Часто, заглядывая в будущее, бывает полезно сначала обратиться к прошлому. Пять лет назад экономисты с первых полос изданий предрекали смерть телефонии; они писали, что возникновение Skype и других услуг Интернет-телефонии означает смерть отрасли традиционной телефонии. Но мы знаем, что с тех пор телекоммуникационная отрасль продолжила рост». В подтверждение он привел следующие цифры.

С 2005 по 2010 г. глобальные доходы телекоммуникационной отрасли выросли на 5%, причем рост наблюдался даже в Западной Европе, которая является самой медленно растущей экономикой в мире. В 2010 г., по его оценке, оборот отрасли телекоммуникаций составил 300 млрд долл.

В России в 2005 г. доход от телекоммуникаций составил около 600 млрд руб., а в 2009 г., даже после кризиса, – 1,1 трлн руб., т. е. ежегодный рост доходов составил 18%.

Таким образом, предсказания экономистов, предрекавших смерть телекоммуникационной отрасли, оказались ошибочными. Телекоммуникационная сфера нашла новых клиентов на развивающихся рынках, вырос спрос на мобильную голосовую связь и в еще большей степени – на передачу данных.

На развитых рынках в 2008–2009 гг. передача данных по фиксированным линиям выросла на 50%, а по мобильным сетям – на 200%. Но передача данных, особенно в широкополосном формате, – это прерогатива не сотовых операторов, а высокотехнологичных компаний.

«Если мы посмотрим на рынки капитала, – продолжает Шотиль, – то они уже не так оптимистичны по отношению к отрасли. Сегодняшние оценки финансовых параметров телекоммуникационных операторов предполагают в перспективе небольшое снижение. Обороты телекоммуникационных операторов значительно ниже оборотов высокотехнологичных компаний, таких как Apple, Research In Motion, Google и так далее».

Вместе с тем очевидно, что в целом спрос на новые услуги телекоммуникационной отрасли – социальные сети, скачиваемые из Интернет-магазинов приложения, корпоративные услуги, программное обеспечение и тому подобное – будет устойчиво расти. Вопрос в том, получат ли операторы мобильной связи свою долю этого пирога. Это зависит в прямом смысле слова от их мобильности, т. е. способности перестраиваться и осваивать новые бизнесы, например предоставление контента, продаваемого через мобильные телефоны, мобильные платежи и прочие услуги.

В США в сегментах с высоким уровнем использования социальных сетей уже сейчас средний пользователь тратит только один час на разговоры по телефону. При этом в сумме он тратит четыре часа на общение в чатах с помощью служб мгновенных сообщений (Интернет-мессенджеров), на переписку по электронной почте или в социальных сетях с помощью своего мобильного устройства, например iPad, iPhone и пр. В течение следующих пяти лет в США ожидается совокупный рост спроса на передачу данных более чем в 50 раз. Некоторые эксперты полагают, что именно сотовые операторы могут построить инфраструктуру, способную обслужить такой скачок спроса.

Михаил Шамолин, президент российской компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы» полагает, что в сравнении с другими игроками рынка, телекоммуникационные операторы не очень сильны в создании и продвижении новых конкурентоспособных продуктов и услуг. Тем не менее они имеют серьезное преимущество с точки зрения биллинга – выставления счетов абонентам. Когда у компании уже налажены финансово-договорные отношения с клиентом, намного легче продать ему дополнительные продукты или услуги по сравнению с внешним поставщиком. Поэтому, считает он, экономическое положение телекоммуникационных операторов будет оставаться в будущем вполне достойным.

Джим Балсилье, главный исполнительный директор канадской компании Research In Motion, вообще считает принципиально неправильным противопоставлять телекоммуникационные и высокотехнологичные компании: «Мы выпустили смартфон Blackberry 12 лет назад и за это время достигли роста на 200 тыс. процентов во многом благодаря тому, что относились к операторам связи как к стратегическим платформам предоставления услуг, и мы думаем, что эта модель гарантирует достаточную устойчивость в нынешних нестабильных условиях. Большое внимание мы уделили платформам взаимодействия, таким как обмен мгновенными сообщениями, SMS, электронная почта, социальные сети и Blackberry messenger, хотя мы многое сделали также и в сфере приложений, игр, браузеров и прочего».

Для выживания операторам связи, считает он, нужно будет пересмотреть свои стратегии, развивать внутренние инновации, предлагать новые услуги. «Если операторы связи будут пассивными и попытаются сохранить статус-кво, они будут устранены из общей цепочки как ненужные посредники», – высказал свое мнение Дж. Балсилье.

Несколько иной взгляд на перспективы развития отрасли у Александра Изосимова, президента и главного исполнительного директора компании VimpelCom. Он считает, что телекоммуникационным операторам нужно конкурировать на своем узком поле, а не идти в разработку программных приложений. «Если мы говорим об экономической стороне вопроса и темпах роста, попробуйте назвать другую такую отрасль, которая бы продемонстрировала рост спроса в 60, я повторюсь, в 60 (!) раз в течение 5 лет. Я не знаю другой такой отрасли», – сказал он. По его словам, сейчас в телекоммуникационной отрасли происходит тектонический сдвиг. На протяжении 150 лет, начиная с Александра Белла, ценообразование в отрасли строилось на том, что чем дольше человек говорит, чем на большее расстояние совершается звонок, тем большие ресурсы вовлекаются и тем, соответственно, дороже звонок. Это было понятно и общепринято. А затем пришел Skype, и внезапно вся существующая экономика отрасли изменилась».

С другой стороны, на ранней стадии телекоммуникационные операторы с тяжеловесными телефонами и тому подобным инструментарием рассматривали передачу данных как своего рода побочный продукт, имея в виду, что немного новизны и разнообразия не повредит. Все было построено на экономике передачи голоса. Передача данных была вторична. «Сейчас мы сталкиваемся с кардинальной сменой парадигмы, – утверждает Изосимов, – когда передача данных будет занимать 90% трафика. Я не знаю, произойдет ли это через пять, десять или пятнадцать лет, но, без сомнений, мы придем к миру, построенному вокруг передачи данных. И у нас пока нет ответа на вопрос, как на этом зарабатывать».

«Отрасль слишком долго тормозилась ощущением, что мы велики и могущественны, и что мы практически владеем своими клиентами, – продолжает он. Я не думаю, что Google и Apple украли наши доходы. Они выросли внезапно. Это было ключевой проблемой. Поэтому все наши ожидания относительно того, куда мы будем развиваться и как расти, также в одно мгновение исчезли. Потому что они наглядно показали: “Вы ничем не владеете. Клиенты владеют сами собой. И абоненты ваших услуг также владеют сами собой”. Теперь все будут конкурировать за доступ к этим абонентам». А. Изосимов призвал своих коллег проанализировать свои сильные стороны и конкурировать с опорой на них, вместо того, чтобы идти в неизведанную область и пытаться произвести нечто, способное превзойти  iPad или Google.

«Я думаю, всем ясно, что отрасль сейчас переживает серьезные тектонические сдвиги, – говорит A. Изосимов. – Нам нужно определиться с тем, что мы должны делать, и делать это хорошо. Что должна делать отрасль? Может быть, ответ зависит от рынка, может быть, нам нужно еще немного времени, и когда весь ужас цунами спроса на передачу данных накроет нас, может быть, отрасль достаточно легко найдет новые решения, новое финансовое равновесие и быстро приведет в порядок свою экономику. Я думаю, что сейчас на все эти вопросы нет однозначного ответа. Я уверен, что нам нужно продолжать поиски решений. Но я также уверен в том, что отрасль, безусловно, не умирает и не собирается умирать в ближайшем будущем, так как ей, напротив, предстоит справиться с огромным ростом».

Ирина МУРАВЬЕВА

В России услугами сотовой связи пользуются около 103 млн человек. Крупнейшими операторами связи являются МТС и «Билайн», идущие вровень, следом за ним стоит «Мегафон». Количество пользователей МТС составляет 35,7 млн, «Билайна» – 35,3 млн, «Мегафона» – 19,1 млн.

В мире сейчас используется около 2 млрд мобильных телефонов. Из них больше двух третей подключены к стандарту GSM. Вторым по популярности идёт CDMA, остальные представляют специфические стандарты, применяемые в основном в Азии.

В развитых странах сложилась ситуация «пресыщения» мобильной связью, когда спрос перестаёт расти. Поэтому свои основные надежды производители связывают с развивающимися странами - Индией, Китаем, странами Африки и бывшего СССР.

Скачать статью (.doc)