Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Рынок потребительских товаров в России - один из самых импортозависимых. Развитие отечественного производства в этом секторе идет с большим трудом и сталкивается с острой конкуренцией со стороны импорта. Одним из ярких примеров является рынок обуви. О ситуации в этом секторе рассказывает генеральный директор Национального обувного союза Наталья ДЕМИДОВА.
Как многие помнят, импортная обувь была одним из самых дефицитных товаров в советское время. Приличную пару купить было достаточно трудно. Отечественная обувь свободно лежала на прилавках магазинов, но ее качество оставляло желать лучшего. В 1990 г. в СССР было произведено 385 млн пар обуви – это немало, но отрасль никогда не была ориентирована на экспорт.
Открытие российского рынка привело к резкому росту импорта и сокращению внутреннего обувного производства, которое не выдержало конкуренции со стороны иностранной продукции ни по ценам, ни тем более по качеству. Потребители единодушно высказались в пользу импортной обуви. К сожалению, отечественное производство так и не сумело приспособиться к новым условиям и перестроиться, и к 1995 г. выпуск обуви в России упал до 51,6 млн пар.
В 1996 г. в целях поддержки отечественного производителя в России установили повышенную пошлину на импортную обувь в размере 20% плюс 2 евро с каждой ввозимой пары. Практически это был запретительный тариф, который вместе с НДС составил суммарный таможенный платеж на пару обуви в 50–60% от ввозной цены. Эта пошлина просуществовала почти 10 лет, до 2005 г. Однако никаких коренных изменений в отечественном обувном производстве за этот период не произошло. Объемы выпуска продукции не увеличились, предприятия не смогли модернизировать производство, повысить качество продукции, расширить ассортимент. В 2005 г. в России было произведено всего 47,1 млн пар, из которых на обувь с верхом из натуральной кожи приходилось меньше половины. Тем временем продажи обуви росли в России ежегодно на 10–15%, в то время как внутреннее производство оставалось на одном уровне, снизившись до 10% общих продаж. Остальные 90% потребления удовлетворялись за счет импорта, который продолжал доминировать на внутреннем рынке.
Завышенная импортная пошлина привела к дезорганизации внутреннего рынка обуви, к уходу значительной части импорта в «серую» сферу. После 1996 г., согласно таможенным данным, официально регистрируемый импорт обуви снизился почти в 4,5 раза. Между тем количество продаваемой обуви на рынке не сократилось, потребность в ней не уменьшилась. Законы рынка имеют объективный характер: если есть спрос, то будет и предложение.
В 2006 г. пошлины для кожаной обуви были снижены до 10%, но не менее 1,8 евро за пару для обуви стоимостью выше 15 евро, а для обуви дешевле 15 евро была установлена пошлина в размере 2 евро за пару. Это привело к позитивным изменениям на рынке, к легализации значительной части оборота. За три последующих года официальный импорт обуви увеличился в десять раз, в результате чего общие поступления в бюджет выросли дополнительно на 800 млн долл. Импортерам стало выгоднее работать легально и производить все платежи в полном объеме.
Доля нелегального импорта в потреблении сократилась с 75% в 2005 г. до 45%, а размер ввоза, согласно таможенной статистике, вернулся к показателю 1996 г. – 130 млн пар. Таким образом из-за повышения пошлины в 1996 г. бюджет за 10 лет потерял несколько миллиардов долларов. При этом производство кожаной обуви в 2008 г. осталось на уровне 1996 г. и составило всего 23 млн пар, т. е. около 5% от потребления.
Вместе с тем, ныне действующий уровень пошлин на обувь нельзя назвать низким. Суммарный платеж при импорте обуви с НДС достигает, по данным Национального обувного союза, 35–90% от стоимости пары, детской обуви – 44%. Средневзвешенная пошлина на обувь составляет в настоящее время 20,3%, что почти вдвое превышает средний уровень пошлины по всем товарам (11,5%, по данным ФТС). Действующие ввозные таможенные пошлины на обувь значительно выше обязательств России, принятых на переговорах о присоединении к ВТО.
Мировой опыт показывает, что превышение 10% барьера ввозной пошлины приводит к недостоверному декларированию импортерами. В качестве примера можно сослаться на опыт Европы, в которой два года назад повысили пошлину на импорт кожаной обуви из Китая до 16%. В результате ввоз из Китая снизился на 25%, но одновременно более чем на 1000% выросли поставки из Макао, Бангладеш и Малайзии.
Никто не подвергает сомнению необходимость поддержки отечественного конкурентоспособного производителя и содействия расширению производства товаров в России. Однако в сложившихся условиях добиться увеличения отечественного производства обуви путем повышения пошлины на импорт не удастся. Как показала практика предыдущих пятнадцати лет, высокие таможенные пошлины не выполняют функцию защиты внутреннего производителя и катализатора расширения производства. Они только усиливают стагнацию рынка, ведут к потерям бюджета, способствуют коррупции и контрабанде, оказывающим основное конкурентное давление на отечественного производителя.
Проблемы обувной отрасли заключены в ней самой, в ее техническом оснащении и организации производства. Значительная часть мощностей в отрасли морально и физически устарели, не хватает финансовых средств для замены выбывающих в связи с изношенностью машин, высока загруженность производственных мощностей, составляющая, по данным Росстата, около 80%. Все это приводит к низкой производительности труда, высоким издержкам производства, неудовлетворительному качеству продукции.
Решать проблему развития внутреннего производства обуви необходимо в рамках комплексной программы. Она должна предусмотреть источники финансирования для модернизации мощностей, возможно, особые налоговые условия, развитие специальной инфраструктуры, вовлечение производства обуви в особые экономические зоны, привлечение иностранного капитала и технологий. Только такой путь позволил бы создать конкурентоспособное производство качественной обуви и повысить удельный вес отечественных производителей на российском рынке.
Рынок обуви в России
2005 |
2006 | 2007 | 2008 оценка | |
Потребление
млн пар (1) млрд руб.(2) |
400 187,8 | 446 232,9 | 520 289,6 | 560 320 |
Легальное производство, млн пар | 47,1 | 57,3 | 54,2 | 54 |
Доля отечественного товара в потреблении (3) |
10 | 11,2 | 9,0 | 10 |
Фактические продажи импортной обуви, млн пар |
67,5 | 106,6 | 199,3 | 225,0 |
Импорт (4) млн пар
млн долл.
|
18,4 223,5 | 57,2 772,2 | 116,6 1563,1 | 117,3 1576,9 |
Доля легального импорта в потреблении, % |
16,9 | 23,9 | 38,3 | 45 |
Экспорт (5)
млн пар
млн долл.
|
7,1 109,8 | 7,1 156,9 | 7,4 ... | ... |
Доля экспорта в производстве, % | 15 | 12,3 | 13 | ... |
«Серый» импорт и нелегальное производство млн пар | 285,4 | 282,2 | 268,3 | ... |
Доля «серого» импорта и нелегального производства в потреблении, % |
71,4 | 63,2 | 51,6 | ... |
(1) По данным ОАО «Рослегпром»
(2) По данным Росстата
(3)Исключая экспорт
(4) По данным ФТС
(5) С учетом поставок в Белоруссию