тел. (495) 223-42-15

Карнеты АТА: 10 лет без права передвижки

В этом году исполняется 10 лет как Россия начала применять карнеты АТА для оформления выставочных грузов. Однако и по сей день карнеты остаются здесь диковинкой, а выставочники продолжают уговаривать таможню разрешить им пользоваться этим удобнейшим инструментом перемещения выставочных экспонатов.

Ввоз и вывоз выставочных экспонатов имеет ярко выраженную специфику и отличается от экспорта-импорта любых других товаров: грузы ввозятся на короткий срок, как правило, на несколько дней, редко – месяцев; не предназначены для коммерческого использования, т. е. для продажи; вывозятся обратно в том же виде, что и поступают на выставку. При этом критичным является фактор времени: экспонаты должны поступить на стенды ровно в срок и столь же оперативно его покинуть. Именно исходя их этих общих черт международным сообществом уже давно выработан механизм передвижения выставочных грузов через границы государств – это карнеты АТА, которые облегчают, ускоряют и удешевляют оформление ряда специфических грузов (помимо выставочных к ним относится спортивное снаряжение на время соревнований, теле- фото-радиооборудование журналистов, медицинское оборудование и ряд других).

Россия уже давно присоединилась к соответствующим международным конвенциям, однако, с привычной неторопливостью, применять карнеты на практике начала только в 2000 г., да и то скорее как некую диковинку. Прошло 10 лет, использование карнетов в выставочной практике до сих пор является экзотикой, а выставочники и таможенники продолжают уговаривать друг друга: первые – в необходимости массового использования карнетов, вторые – в существовании непреодолимых трудностей и необходимости для их преодоления писать всё новые и новые документы.

Эта тема регулярно поднимается на заседаниях Общественно-консультативного совета ФТС России, однако, судя по выступлениям заинтересованных лиц, процесс движется с неоправданно малой скоростью. Свидетельством тому является последнее место России в мире по количеству выданных карнетов АТА. Если всего их выдается каждый год более 300 тыс., то ТПП РФ выписывает едва ли несколько десятков.

Причина состоит в том, что предприниматели (как российские, так и иностранные) не видят в применении карнетов АТА на территории России никакой выгоды и никакого облегчения процедуры таможенного оформления. Суть проблемы на очередном ее обсуждении в ФТС России выразил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко: «Страны–члены международной системы, уже более 40 лет осуществляя временный вывоз продукции по карнетам АТА, заполняют только один документ – это карнет. У нас же до сего времени параллельно с карнетами АТА приходится заполнять грузовую таможенную декларацию». Зачем тогда, спрашивается, нужны карнеты? Именно этот вопрос часто задают иностранные участники выставок – ведь существующее положение сводит на нет все его преимущества.

Как деликатно напомнил таможенникам В.Страшко – проблема эта отнюдь не новая: еще в 2005 г. по инициативе ТПП Федеральная таможенная служба организовала эксперимент в Шереметьевской, Московской северной, Санкт-Петербургской и Пулковской таможнях, где отрабатывалась процедура ввоза по карнетам АТА. К сожалению, эксперимент не просто закончился, а как-то «увял» – не было издано итогового документа, ситуация не изменилась к лучшему. Таможенники продолжали делать вид, что выставочные грузы ничем не отличаются от всех прочих. И по сей день всем выставочникам приходится заполнять две декларации – на ввоз и на вывоз продукции, что, естественно, намного осложняет и удлиняет всю процедуру.

Справедливости ради надо сказать, что за прошедшие 5 лет расширился перечень таможенных органов, которым по крайней мере разрешено осуществлять таможенное оформление с применением карнета АТА, – сначала их было четыре, потом список возрос до 40, а приказом, изданным в декабре 2009 г., ФТС РФ разрешила принимать карнеты уже 170 таможенным постам (всего их в России около 700). И тем не менее этого мало. Имеются случаи, когда зарубежные держатели карнетов лишены возможности доехать до намеченного пункта назначения, если действующий там таможенный пост не имеет права работать с карнетами. А те, что имеют, зачастую их просто не принимают, ссылаясь на те или иные причины, чаще всего на то, что иностранцы якобы неправильно их заполняют (как всегда: весь мир едет по встречной полосе, только мы – по правильной).

То, что это не пустые жалобы вредных иностранцев, косвенно подтверждают и сами таможенники. Так, на упомянутом заседании Общественно-консультативного совета при обсуждении проблемы оформления выставочных грузов Дмитрий Некрасов, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, в частности, сказал: «Нет смысла закрывать глаза на то, что либо сохраняются, либо появляются новые проблемы, которые раньше, при более мягком или более поверхностном подходе к ситуации, не выявлялись и не требовали пристального внимания и разрешения со стороны Федеральной таможенной службы. В первую очередь, мы должны отметить, что в последнее время обостряется проблема идентификации. Точность и качество соблюдения таможенных режимов, контроль за этими специфическими таможенными режимами, подразумевающими освобождение от уплаты таможенных платежей, усиливался все последние годы и, наверное, в дальнейшем будет усиливаться. Наверное, здесь есть перегибы. Те сведения, которые мы получаем с мест, безусловно говорят о том, что мы здесь чрезмерно зарегулировали ситуацию или, наоборот, отсутствие регулирования позволяет фантазировать на местах. Это сложный вопрос, он требует глубокой и тщательной проработки».

Не стоит очередной раз напоминать о важности выставочной деятельности для развития экономики страны и об ее роли в реализации задач, стоящих перед нашим государством во внешнеэкономической сфере. А вот напомнить о том, что в самые ближайшие годы России предстоит провести несколько крупнейших международных мероприятий, в том числе Олимпиаду, наверное, стоит – поток грузов, которые пойдут сюда по временной схеме, несопоставим с нынешним. По некоторым данным, в ходе проведения Пекинской Олимпиады больше половина грузов было завезено с применением карнетов АТА. Так что времени на то, чтобы научиться работать по-новому, осталось не так уж много.

Ирина СКИБИНСКАЯ

10 лет назад, 15 мая 2000 г., таможней были оформлены первые в России карнеты АТА. Постановлением Правительства РФ функции гарантирующей и выдающей карнеты ассоциации были возложены на Торгово-промышленную палату РФ.

Карнет АТА – международный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий быстро, просто, без залога и уплаты пошлин оформить товары, временно ввозимые в страну в связи с проведением выставок, конгрессов, спортивных мероприятий и пр. Его название – АТА – это комбинированная аббревиатура, составленная из французских и английских слов (аdmission temporaire/ temporary admission), что означает «временный ввоз».

Карнеты передаются предприятиям через торговые палаты или подобные организации, аффилированные с гарантийной сетью АТА. Система карнетов АТА уже более 40 лет действует в 66 странах мира, ежегодно выписывается более 300 тыс. карнетов на общую сумму, превышающую 12 млрд долл.

Карнет АТА существенно облегчает выставочную деятельность, сокращая время таможенного оформления и удешевляя пересечение границы. Вся система финансовых гарантий направлена на 100 %-ное обеспечение уплаты таможенных пошлин.

Система карнетов АТА регламентируется двумя базовыми конвенциями: Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенцией о временном ввозе от 26 июня 1990 г. Россия является участницей данных конвенций с 1995 г. Она присоединилась к четырем из 13 приложений конвенций, в частности к Приложению В.1: «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»