Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Розничная торговля стала одним из первых секторов экономики, ощутивших на себе дыхание кризиса. Падение доходов населения, неуверенность в завтрашнем дне – все это заставило покупателей сократить свои расходы, более тщательно относиться к соотношению цены и качества товаров, отказаться от покупок дорогостоящих предметов не первой необходимости.
Неожиданный, как снег зимой
О том, как ритейлерам действовать в условиях кризиса, шла речь на конференции «Реакция ритейлеров на усиление конкуренции и мировой финансовый кризис», организованной газетой «Ведомости». Эксперты и практики пытались обозначить проблемы и найти способы их решения.
Как было сказано в одном из докладов, все знали, что где-то далеко идет финансовый кризис. Большинство понимало: рано или поздно кризис придет в Россию, но были уверены, что он коснется нас лишь отчасти. Кризиса ждали, но все равно он пришел неожиданно. В одночасье свернуто финансирование ритейла. И если в Москве последствия пока не видны – в крупных магазинах ассортимент товаров практически не изменился, то в регионах, особенно там, где в розничной торговле участвуют небольшие компании, результатом стали пустые полки.
Добавим, что еще два года назад видные экономисты предупреждали об опасности чрезмерного заимствования средств и о нарастании коммерческой задолженности иностранным финансовым институтам. Их предупреждения оказались гласом вопиющего в пустыне. Кризис разразился так же неожиданно, как обычно в России выпадает снег зимой.
Тревога и возможности
Но сложившаяся ситуация пугает далеко не всех. Стало общим местом говорить о том, что в китайском языке понятие «кризис» выражается двумя иероглифами: тревога и возможности.
Наиболее дальновидные владельцы магазинов и сетей считают, что кризис – это наиболее благоприятное время для развития бизнеса. Рынок очищается от слабых, недобросовестных, живущих не по средствам компаний, возникает много интересных бизнес-предложений, дешевле становятся программы экспансии.
Согласно опросу, проведенному в 2008 г. компанией PriceWaterhouseCoopers и некоммерческим партнерством «Русбренд», производители товаров широкого потребления ожидают, что наиболее тяжелые последствия наступят в I и II кварталах 2009 г. Более 80% опрошенных считают, что влияние кризиса на их компании достигнет пика в ближайшие 3–5 месяцев. Менее 2% полагают, что это произойдет в середине или конце 2009 г. Более 70% респондентов ожидают средних изменений в прибыльности своих компаний, более 20% ждут сильных изменений и менее 10% не ожидают никаких изменений вообще.
Вместе с тем оценка перспективы развития неодинакова у компаний разных секторов торговли, например занимающихся преимущественно реализацией продуктов питания или бытовой и электронной техники. Понятно, что продовольствие нужно людям всегда, это стратегически важный сектор экономики. Поэтому продовольственные компании не ожидают резкого падения продаж. Что касается электроники, то с ее покупкой можно и повременить. Отсюда и разница в оценках ситуации.
В 2008 г. оборот рынка продовольственной розницы, по предварительным оценкам, достиг 200 млрд долл. Как прогнозируют аналитики, к 2012 г. этот показатель должен составить почти 400 млрд долл.
Доля продуктов в общей корзине потребления составляет сегодня 32% против 40% в 2003 г. В случае замедления темпов экономического роста этот показатель может снова вырасти.
По данным, предоставленным компанией «Дикси», на территории России расположено 252 тыс. точек продаж, большая часть из них – ларьки и рынки. Только 7750 из общего количества составляют сетевые объекты.
В 2007 г. 37% всех продуктов питания были проданы через магазины форматов «дискаунтер» и «магазин у дома» против 22% в 2003 г.
Доля 10 крупнейших сетей в совокупном обороте рынка составляет всего 13%. Доля трех крупнейших сетей на европейском рынке – Tesco, Carrefour, Metro – составляет 46%.
Все эти цифры свидетельствуют о том, что потенциал российского рынка розничной торговли далеко не исчерпан и предоставляет огромные возможности для развития.
Компания «Дикси», которая считает себя лидером среди продовольственных ритейлеров России по показателю продаж в расчете на 1 кв. м торговой площади (в среднем 13 тыс. долл.), представила свой анализ ситуации и прогноз дальнейшего развития. Компания отмечает быстрый рост рынка в последние годы благодаря росту благосостояния населения. При этом если в Москве и Санкт-Петербурге началась реальная конкуренция между торговыми предприятиями, то в целом по России заметной конкуренции пока не наблюдается. Это также означает, что в регионах России существуют немалые возможности для развития. В частности, к региональным рынкам проявляют интерес иностранные игроки, но пока их присутствие невелико.
Аналитики ожидают удвоения рынка продуктовой розницы через 5 лет, ежегодный рост рынка в 2007–2012 гг. составит 16%.
Вывод очевиден: те компании, которые смогут использовать нынешний кризис для того, чтобы укрепить свои позиции, получить большую долю на рынке, в полной мере воспользуются открывающимися возможностями.
Компании, работающие на рынке бытовой и электронной техники, менее оптимистично оценивают ситуацию.
Так, Игорь Немченко, генеральный директор компании «Эльдорадо», прогнозирует, что в 2009 г. рынок потребительской электроники сократится на 10–20, а возможно, и на 30%. С сегодняшних 35 млрд долл. он упадет до 25 млрд долл. (с учетом продаж компьютеров и мобильных телефонов).
Основные проблемы, с которыми сталкиваются ритейлеры электроники, – те же, что и у большинства экономических агентов: нехватка кредитных ресурсов и возможностей рефинансирования предыдущих заимствований; дефицит оборотных средств; рост задолженности перед поставщиками и сроков ее погашения в масштабах отрасли. Для торговцев бытовой техникой важным негативным фактором явилось и сокращение потребительского кредитования.
И. Немченко сообщил, что летом 2008 г. в «Эльдорадо» поступление новых товаров сократилось на 20%, упущена возможность реализации товара на 1 млрд долл. Компания, однако, не собирается сидеть сложа руки: там разработана стратегия адаптации к новым условиям.
Среди основных инициатив – привлечение долгосрочного финансирования, контроль собственной ликвидности, сокращение расходов, повышение доступности товаров от поставщиков, усовершенствование системы мотивации. Первоочередная задача – мониторинг оборотных средств на еженедельной основе. Необходимо также сокращение товарных запасов и уменьшение товарного цикла со 135 дней до менее 60 дней (при среднем показателе по рынку в 75–80 дней).
В августе–сентябре 2008 г. «Эльдорадо» оптимизировала структуру персонала. Соотношение управленец/продавец скорректировано с 1 к 9 до 1 к 18. Сокращено около 1200 офисных сотрудников. Эти и ряд других мер дали свои результаты: к концу 2008-го – началу 2009 г. расходы удалось сократить почти на четверть.
Прогнозировать непрогнозируемое
Мартин Питерс, директор, руководитель отдела стратегии компании PriceWaterhouseCoopers, считает, что под воздействием кредитного кризиса предприятия розничной торговли будут вынуждены уделять повышенное внимание вопросам прибыльности и эффективности. Это будет означать поворот в их стратегии, поскольку на протяжении последних лет они делали упор на активном развитии розничных сетей с привлечением заемных средств.
Результатом кризиса ликвидности в сфере розничной торговли и дистрибуции является сокращение продаж из-за отсутствия товаров и банкротства. Финансирование оборотного капитала стало дорогим и труднодоступным. Аналитик компании обратил внимание на то, что в предыдущий период финансирование расширения сетей розничной торговли осуществлялось в основном за счет краткосрочных займов. Проблемы, связанные с погашением кредиторской задолженности, привели к отсутствию поставок и, как результат, – к существенному снижению ассортимента, а то и к пустым полкам. В этих условиях потребители вынуждены обращаться к более сильным конкурентам, усугубляя этим проблемы предприятий розничной торговли с высокой долей заемных средств.
Как считает Мартин Питерс, с большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее время произойдет дальнейшая консолидация компаний розничной торговли и дистрибьюторов при существенном замедлении темпов открытия новых магазинов.
Дальнейшее развитие сектора розничной торговли в большой степени будет зависеть от общего положения в экономике страны.
По базовому варианту сценария дальнейшего развития событий предполагается, что цена на нефть останется на нынешнем уровне. Можно ожидать, что в этом случае государство предоставит финансирование ключевым предприятиям розничной торговли. Могут последовать финансовые вложения co стороны фондов прямых инвестиций. Такое развитие событий повлечет за собой дефолты средних предприятий розничной торговли. Скорее всего, начнется более активная консолидация розничного сектора и приобретение проблемных активов за счет государственного финансирования. Учитывая низкую конкурентную среду в целом на российском розничном рынке и его недоиспользованный потенциал, можно предположить, что крупные иностранные компании начнут более энергично проникать на него путем приобретения предприятий. При этом снижение арендных ставок и цен на недвижимость обеспечивают возможности для расширения бизнеса.
Пессимистический сценарий рисует картину дальнейшего снижения цены на нефть. Это означает: ограниченное финансирование со стороны государства, значительную девальвацию рубля, высокую инфляцию, отсутствие роста ВВП, усиление протекционизма со стороны государства. Все эти факторы окажут самое негативное влияние на компании розничной торговли. В частности, при таком развитии событий можно ожидать массовых банкротств среди розничных предприятий среднего размера, а также нескольких более крупных игроков. В стране произойдут массовые увольнения, что приведет к кризису потребления. Убыточные магазины будут в массовом порядке закрываться, а вся эта ситуация в целом будет оказывать негативное давление на прибыльность международных производителей. Пока нет никаких признаков, указывающих на то, по какому сценарию будут развиваться события, хотя большинство аналитиков считают первый вариант более правдоподобным.
Ответные действия
Как бы ни развивались события, розничная торговля будет существовать всегда, а значит, ее предприятия должны думать о том, как перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях.
Понятно, что рост выручки за счет открытия новых магазинов временно приостановится – необходимо будет искать возможности увеличивать выручку на существующих торговых площадях. Также очевидно, что покупатели будут отдавать предпочтение более дешевым продуктам, поэтому необходимо сформировать базовый ассортимент продукции по конкурентным ценам. Содержание запасов становится все более дорогим удовольствием, в связи с чем предприятиям надо думать о сокращении запасов без уменьшения объема продаж.
Руководитель отдела стратегии компании Price Waterhouse Coopers полагает, что существуют реальные возможности улучшения деятельности российских розничных компаний, и те предприятия, которые смогут ими воспользоваться, в будущем могут рассчитывать на успех. Он заметил, что по сравнению с компаниями развитых стран, российские компании розничной торговли отличаются сравнительно низкой эффективностью. Большое число мелких и средних розничных предприятий оставались прибыльными в основном за счет того, что объекты недвижимости находились у них в собственности. Причиной же большинства недостатков является сложность структуры и отсутствие контроля.
Иностранные участники рынка отмечают также такие недостатки российской розничной сети, как плохое взаимодействие и сотрудничество между магазинами и поставщиками, неумение работать с такими маркетинговыми инструментами, как система бонусов и скидок, непрозрачность операций, отсутствие обмена данными и несовершенство информационных систем. Один из выводов, к которым стоило бы прислушаться тем, кто хочет выжить в непростой ситуации, звучит так: «Российские компании розничной торговли инвестировали большие средства в обеспечение роста, не думая об эффективности». Отчасти такое положение можно объяснить тем, что российская розничная торговля пока находится на ранней стадии развития, и у руководства отсутствует опыт эффективного управления бизнесом. Кризис – самое лучшее время для приобретения такого опыта.
Ирина СКИБИНСКАЯ
ВЫНОСЫ
Доля продуктов питания в общей корзине потребления составляет сегодня в России 32% против 40% в 2003 г. В случае замедления темпов экономического роста этот показатель может снова вырасти
На территории России расположено 252 тыс. точек продаж, большая часть из них – ларьки и рынки. Только 7750 из общего количества составляют сетевые объекты
В ближайшее время произойдет дальнейшая консолидация компаний розничной торговли и дистрибьюторов при существенном замедлении темпов открытия новых магазинов