Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Форум выставочной индустрии 5pEXPO, который состоялся в середине января в ЦВК «Экспоцентр», дал возможность профессионалам выставочного сообщества поделиться мнениями о том, как выживать в кризисных условиях. Это и стало повесткой дня организованной в его рамках научно-практической конференции «Международный и российский выставочный бизнес в период мирового финансового кризиса: проблемы, тенденции, перспективы развития».
Право открыть форум было предоставлено президенту Торгово-промышленной палаты РФ Евгению Примакову, который подчеркнул, что в сложившихся условиях выставка 5pEXPO имеет особое значение. Однако патриарх отечественной политики и экономики не стал останавливаться на описании текущей непростой ситуации: он призвал выставочников подняться над сегодняшним днем и взглянуть дальше, на посткризисное развитие России. Его мысль состояла в том, что было бы непростительным выйти из кризиса с той же обветшалой и неэффективной структурой экономики, с которой она вошла в него. Он, в частности, сказал: «Волны кризиса достигли России, и мы работаем в новых условиях, которые налагают определенные обязательства и на выставочную деятельность. Выход из кризиса и посткризисный период тесно связаны с переходом на новый технико-технологический уровень. В этих условиях особое значение приобретают инновационные технологии, производство новых товаров и услуг». Он напомнил, что именно в годы Великой депрессии компания «Дюпон» создала свой знаменитый «найлон», именно тогда появился «Полароид» и много других изобретений и новшеств. И сегодня многие западные компании стараются внедрять принципиально новые товары и услуги. «Так же должна действовать и Россия. Именно это должны показывать наши выставки», – сказал Е. Примаков и призвал обратить самое пристальное внимание на развитие инновационных выставок. Показ инновационных достижений должен стать приоритетным в выставочно-ярмарочной деятельности (ВЯД).
Потерь не избежать
На научно-практическую конференцию наряду с представителями выставочных организаций были приглашены и компании-производители, что позволило обсудить перспективы развития выставочной индустрии с учетом интересов экспонентов.
Открывая конференцию, генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» Владислав Малькевич признал, что бизнес идет очень сложно и потерь не избежать. Он, однако, выразил надежду, что благодаря успешной деятельности в предшествующий период, их удастся свести к минимуму и сохранить человеческий и материальный потенциал отрасли. «Кризис – это очень жестокий, но справедливый инструмент, позволяющий определить, какая выставка действительно нужна экспонентам, полезна им», – сказал он. В. Малькевич призвал собравшихся откровенно обсудить вопрос о том, как выжить, как не загубить выставочное дело. «Экспоцентр», со своей стороны, уже сделал некоторые шаги навстречу экспонентам – он перепрофилировал 18 тыс. кв. м подиумных площадей под выставочные, цены на них будут в 2–3 раза ниже, чем на основные площади. «В кризисной ситуации выставочное сообщество должно умерить пыл и не гнаться за сверхприбылями, чтобы не погубить бизнес вообще», – высказал он свое мнение.
Академик РАН Иван Иванов подчеркнул непреходящую роль выставок в продвижении товаров на рынок, сказав, что в кризисный период эта роль еще более возрастает. Ведь выставки, по его словам, это первый рубеж соприкосновения с конкурентами, получения информации о том, какие товары и услуги они предлагают. Но это и самый эффективный способ заявить о себе, это возможность «обратной связи» с рынком и потенциальными потребителями, что существенно снижает риски и издержки бизнес-процессов.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Страшко сделал краткий анализ состояния выставочной отрасли России в 2008 г., отметил ее динамичное развитие в целом, повышение уровня выставок, совершенствование материально-технической базы. Хотя «перетягивание выставок», «нагромождение на график» и повторы мероприятий все еще имеют место, общий вектор развития направлен к цивилизованному выставочному рынку.
«Сегодня спад деловой активности налицо, и именно поэтому выставочному бизнесу нужно консолидироваться, тем более что величина государственной поддержки в 2009 г. останется неизменной. Нужно сохранить положительно зарекомендовавшие себя выставки, поддерживать высокий уровень диалога с государством, не теряя при этом важнейших экспонентов», – подчеркнул В. Страшко. Он призвал собравшихся не только избегать недобросовестной конкуренции, но и действовать консолидированно всем, даже конкурентам. Владельцам выставочных комплексов, операторам и экспонентам он предложил образовать своего рода «Тройственный союз», чтобы сохранить бизнес.
Террариум единомышленников
С обстоятельным анализом ситуации и конкретными рекомендациями выступил председатель Европейского отделения Всемирного союза выставочной индустрии (UFI), президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), генеральный директор ОАО «Ленэкспо» Сергей Алексеев. Согласно приведенному им прогнозу, кризис продлится не менее трех лет. Его отличительная особенность – глобальный характер. В качестве факторов, непосредственно влияющих на состояние выставочной индустрии, он назвал снижение темпов роста в промышленности и строительстве, сокращение оборотов розничной торговли, падение доходов населения. Неизбежны в ближайшем будущем и девальвация рубля, и сокращение объемов инвестиций, и рост процентных ставок по кредитам, считает он.
«Однако компании даже в кризисный период рассматривают выставки как эффективный инструмент поддержки имиджа, продвижения и стимулирования продаж. Мой лозунг «Нет на выставке – нет на рынке» сегодня актуален как никогда. Возможно, нам подойдут западные модели easy fairs («легкие выставки»), а может быть, у нас найдется достаточное количество своих разработок для адаптации к ситуации», – сказал С. Алексеев. Он предложил искать новые способы и модели привлечения экспонентов. Главное, считает он, дать им понять, что участие в выставке выгодно, что вложенные компанией средства приносят прямую прибыль. Это краеугольный камень работы с клиентами.
По его наблюдениям, российский рынок, несмотря ни на что, остается интересным для иностранных компаний, во всяком случае, в «Ленэкспо» в последнее время заметно растет участие иностранных экспонентов.
С. Алексеев четко сформулировал те угрозы, которые в настоящее время стоят перед ВЯД: это состояние экономики, сокращение рекламных программ у компаний, внутренние проблемы отрасли. На них Алексеев остановился отдельно, назвав взаимоотношения участников выставочной деятельности «террариумом единомышленников». Постоянные раздоры внутри отрасли делают ее слабее. Сейчас не время ссориться, пришло время договариваться, считает он.
Что противопоставить спаду всех значимых выставочных показателей? Рецепт главного представителя российской выставочной индустрии таков: усиление консолидации, структурные изменения внутри компаний, интернационализация выставочной сферы, причем в направлении Китая и Индии, нежели США и Европы, где, по всем расчетам, дойдет до рецессии.
Что касается сугубо российских проблем, то это катастрофический недостаток площадей международного уровня и недостаточная административная поддержка выставочной деятельности.
По мнению Алексеева, необходимо безотлагательно подготовить Мастер-план развития всей выставочной индустрии, который, в той или иной модификации, могли бы применять все компании. Основными элементами таких антикризисных планов должны стать: оптимизация расходов и режим жесткой экономии (например, полный переход на электронные носители при документообороте), реструктуризация компаний, повышение квалификации сотрудников, разработка программ лояльности клиентов, расширение спектра оказываемых услуг и повышение их качества, сокращение числа выставок и отказ от нерентабельных проектов или их приостановка.
Выставочному бизнесу в целом надо усиливать свой имидж, расширять деловую программу выставок, проводя семинары и конгрессы, расширять спектр предоставляемых услуг, вводить бюджетные формы участия компаний в выставках, вести пропаганду выставочной деятельности в СМИ», – заключил С. Алексеев.
Профессиональное обсуждение проблем отрасли показало: впереди всех ждет год испытаний. Выставочное сообщество готово встретить его с четким пониманием того, как действовать в сложной ситуации, чтобы выйти из кризиса не ослабевшими, а окрепшими.
Ирина СКИБИНСКАЯ
ВРЕЗ:
Джон ШОУ, президент Всемирного союза выставочной индустрии (UFI):
На протяжении многих лет мы с большим интересом наблюдаем за развитием выставочного бизнеса в России. Отраслевые выставки являются стимулом развития промышленности. По данным UFI, в мире ежегодно проводится 30 тыс. выставок, где встречаются 350 млн. посетителей и 3,2 млн экспонентов. Маркетинговые возможности, которые при этом открываются, действительно уникальны. (Из приветствия форуму 5pEXPO)
ФОТО: http://www.5p-expo.com/ru/greeting/
ВРЕЗ:
Выставка 5pEXPO – это проект всего российского выставочного сообщества, способствующий расширению стратегических связей между профессионалами-выставочниками и потребителями выставочных услуг. Название форума – 5pEXPO подчеркивает единство пяти главных компонентов, задействованных в современном выставочном бизнесе: place, product, price, promotion, partnership (выставочные и конгрессные центры, предложения выставочных услуг, стоимость участия, продвижение выставочных проектов, партнерство).