тел. (495) 223-42-15

Золотые ворота на остров Сокровищ

Международная выставка «Золотые ворота», которая прошла в Сан-Франциско в 1939-1940 гг., стала первым событием, где тихоокеанские нации продемонстрировали свое единство, и последним перед тем, как на Тихом океане разразилась страшная война.

Конец 1930-х гг. в США был недолгим промежутком времени, когда казалось, что жизнь начинает налаживаться и совсем скоро вернутся прежние веселые времена. США выходили из Великой депрессии, а до Перл-Харбора оставалось еще целых два года… Разгоравшаяся в Европе война пока не сильно беспокоила американцев – ведь это происходило где-то очень далеко, за океаном.

Великая депрессия сильно ударила по Западному побережью США и особенно по Сан-Франциско. Для того чтобы оживить экономику и дать рабочие места, здесь были затеяны два гигантских инфраструктурных проекта – строительство мостов, соединяющих два берега залива: мост между Сан-Франциско и Оклендом, открытый в 1936 г., и мост «Золотые ворота» (1937 г.). Чтобы отметить успешное завершение этих грандиозных сооружений, существенно повлиявших на жизнь всего региона, городские власти задумали устроить всемирную выставку и провести ее в 1939 г.

До этого город уже принимал две всемирные выставки – в 1894 г. и в 1915 г. (БиВ № 3, 2013 г.). Обе оказались успешными, оживили деловую жизнь города, привлекли туристов с их деньгами, создали немало новых рабочих мест. Проблема состояла в том, что в 1939 г. свою всемирную выставку затеял также Нью-Йорк. Там тоже ощущалось дуновение новой жизни и выход из депрессии. Нью-Йорк, который тогда был вторым по величине городом планеты и уступал только Лондону, хотел заявить о себе всему миру – ведь там не проводилось крупных всемирных выставок с середины XIX в.

Лоббисты нью-йоркского мероприятия в федеральных структурах пытались вынудить Сан-Франциско отложить свое мероприятие. Ведь очевидно, что они мешали бы друг другу, а это было не в интересах ни одного из претендентов на государственное финансирование. Президент Франклин Д. Рузвельт, впрочем, исходя из геополитических соображений, благосклонно относился к идее выставки на Западном побережье. Городские власти Сан-Франциско рассчитывали, что выставку посетят как минимум 20 млн человек, строительство даст работу 3 тыс. человек, а в обслуживании выставки будут заняты еще 10 тыс. человек. Это стоило того, чтобы побороться за выставку.

По правилам Международного бюро выставок в течение года могла происходить только одна Всемирная универсальная выставка ЭКСПО. И эту привилегию получил Нью-Йорк (БиВ № 2, 2010 г.). Мероприятие в Сан-Франциско, который не отказался от идеи собственной выставки, получило статус международного регионального события.

К концу 1930-х гг. в Сан-Франциско уже не оставалось свободного пространства, где можно было бы разместить крупную международную выставку. По площади этот город невелик. Решение, которое по тем временам было революционно-новым, не уступало по размаху двум проектам, в честь которых и готовили событие. Было предложено создать в заливе Сан-Франциско, на мелководье близ острова Йерба-Буэна, искусственный насыпной остров и проложить туда от Йерба-Буэна (через него проходил новый мост между Сан-Франциско и Оклендом) насыпную автомобильную дорогу.

Название для нового клочка суши в водах океанского залива споров не вызвало – конечно, «Остров сокровищ» (Трежер-айленд), в честь знаменитой книги Роберта Стивенсона, который жил в Сан-Франциско.

Для строительства острова площадью 233 га и ведущей к нему дороги было перемещено 260 тыс. т породы, туда было завезено 38 тыс. куб. м плодородной земли и посажено 4 тыс. деревьев, 70 тыс. кустарников и 700 тыс. цветов. Для того чтобы поддерживать жизнь этих растений, на Йерба-Буэна в скале был выдолблен огромный резервуар для пресной воды объемом 12 млн л, откуда по специально проложенному трубопроводу вода поступала на Трежер-айленд.

Если устроителям двух предыдущих выставок не приходилось думать о том, где их посетители оставят свои машины, то теперь эта проблема встала во весь рост. Поэтому была предусмотрена парковка на 12 тыс. мест. На остров также можно было добраться по воде на паромах из Сан-Франциско и городков по обеим сторонам залива.

Первые посетители попали на Остров сокровищ в день открытия выставки – 18 февраля 1939 г.

Весь остров по периметру был обнесен стеной, чтобы гостям не мешал морской бриз (выставочный городок поэтому получил неофициальное название «Город за стеной»). Главный вход – Тихоокеанский портал представлял собой проход между двумя огромными башнями, сочетавшими в себе восточный стиль и архитектуру майя (когда президент Рузвельт посетил выставку, он назвал их «Слоновьими воротами», и это прозвище закрепилось). Сразу за воротами располагался Двор почета с 120-метровой Башней солнца в стиле ар-деко. Башню окружали четыре скульптуры, символизировавшие Науку, Сельское хозяйство, Промышленность и Искусство. Колокола установленного на башне карильона отбивали часы и часто использовались для концертов.

Сам выставочный городок состоял из нескольких площадей, или дворов – Двор почета, Двор Востока, Двор семи морей, который вел дальше, к Тихоокеанскому двору. Здесь стены украшали гигантские носы морских кораблей, напоминавшие о славе первооткрывателей. От Двора Востока дорога вела к озеру Всех наций, на берегу которого располагался павильон правительства Соединенных Штатов. Следуя по авеню Семи морей, посетитель попадал в порт Торговых ветров, здесь стояли на приколе различные морские суда.

В центре круглого Тихоокеанского двора находился фонтан Западных вод. Его украшали скульптуры, представлявшие различные культуры стран Тихоокеанского бассейна. А в северной части красовалась 25-метровая скульптура «Пасифики», богини Тихого океана, она символизировала миролюбие и единство тихоокеанских наций.

Два ангара из бетона и стали размером 100х24 м, в котором также разместились некоторые экспозиции, впоследствии, после закрытия выставки, планировали использовать для нужд аэропорта, который хотели разместить на острове.  

Тема выставки – «Карнавал Тихого океана» – была призвана продемонстрировать единство и разнообразие народов тихоокеанского бассейна. Эту мысль выразил в своем радиообращении во время церемонии открытия президент США Франклин Д. Рузвельт. Он сказал о том, что границы человеческих контактов благодаря торговле и путешествиям безмерно расширились. Единство тихоокеанских стран является заботой и ответственностью Америки. Прогресс этих стран заслуживает признания, которое будет стимулом для их дальнейшего развития.  «Вашингтон находится очень далеко от Тихого океана, – сказал президент. – Сан-Франциско стоит на брегах вод, которые бьются о берега всех этих стран, поэтому я с радостью возлагаю на Международную выставку “Золотые ворота” эту торжественную обязанность. Пусть же Американская всемирная тихоокеанская выставка 1939 года истинно послужит всем этим странам, символизируя их судьбу, всем вместе и каждой в отдельности, в грядущие годы». Всего лишь через два с небольшим года прекраснодушие президента Рузвельта было уничтожено бомбами, которые сбросила на Перл-Харбор Япония.

Но пока люди радовались, что трудным временам приходит конец, и им хотелось зрелищ, которые организаторы выставки не поскупились предоставить.

Сверкающий всеми огнями и цветами остров по ночам производил поистине волшебное впечатление, а отблеск его огней был виден за 150 км. Освещение и иллюминация острова получили высочайшую оценку не только с точки зрения зрелищности и художественного воплощения, но и в качестве технологического прорыва, учитывая географическую изолированность места. Электрификация острова была осуществлена с помощью трех подводных кабелей, которые обеспечили 40 млн квт/ч электроэнергии в период работы выставки.

Многие островные государства Тихого океана сделали свои павильоны и показали самобытный характер своей культуры. В то же время объединение их в рамках этой выставки создавало дух некоего тихоокеанского единства наций. Это единство подчеркивалось как архитектурным, так и ландшафтным решением выставки. В ее обустройстве дизайнеры и архитекторы создали некий новый стиль, получивший название «пасифик».  Они попытались сплавить воедино архитектурные и декоративные концепции как восточного, так и западного побережий Тихого океана. В облике выставочных сооружений, скульптур, декоративных элементов явно просматривались мотивы, характерные для Камбоджи, Малайзии, Таиланда, стран Восточной Азии с одной стороны, и наследия майя, инков и других коренных народов Латинской Америки, с другой. Пирамиды майя соседствовали здесь с изображениями слонов.

В международном павильоне свои экспозиции представили более 40 тихоокеанских народов.

По всему периметру острова шел живописный бульвар, вдоль которого также располагались красочные экспонаты: «Китайская деревня», «Улицы мира», «Голливудский бульвар». Здесь можно было внимательно разглядеть огромную рельефную карту Запада США, и не только посмотреть, но и пройтись по ней.  

Продукция и технологии американских корпораций были разбросаны по разным павильонам, таким как «Еда и напитки», «Дом и сад», «Электричество и связь», «Металлы», «Машиностроение», «Горнодобывающая промышленность», «Наука», «Отдых» и др. Внимание посетителей привлекала «Гора минералов», где вживую демонстрировался процесс добычи золота.

Советский Союз также получил приглашение участвовать в выставке. В письме народного комиссара иностранных дел СССР М.М. Литвинова Сталину говорилось о том, что устроители готовы бесплатно предоставить СССР выставочное помещение и соглашаются допустить показ дубликатов экспонатов, который Советский Союз готовил для выставки в Нью-Йорке, которая должна была открыться двумя месяцами позже. «Интерес к СССР в Сан-Франциско и вообще в западных штатах США возрос в связи с перелетами т[оварищей] Чкалова и Громова и ввиду той опасности для американских интересов, которая создается японской агрессией на Дальнем Востоке», – писал Литвинов. Было, однако, принято решение воздержаться от участия в выставке в Сан-Франциско и сосредоточить усилия и средства на подготовке советского павильона в Нью-Йорке.

Международная выставка «Золотые ворота», работавшая с перерывом целых 12 месяцев, окончательно закрылась 29 сентября 1940 г. Она оставила незабываемое впечатление своим великолепием. Впервые в одном месте собралось так много тихоокеанских наций, чтобы показать свое разнообразие и свое единство. Очень скоро, однако, волшебство «Острова сокровищ» было разрушено. После того как США вступили во Вторую мировую войну, остров был передан ВМФ США. Большая часть скульптурных и архитектурных произведений была уничтожена, а на их месте построены бараки для военнослужащих.

«Пасифику», богиню мира и спокойствия на Тихом океане, обмотали цепями у основания и опрокинули. Она разбилась вдребезги.

Ирина СКИБИНСКАЯ

Международная выставка «Золотые ворота» работала с 18 февраля по 29 октября 1939 г. и с 25 мая по 29 сентября 1940 г.

Выставку «Золотые ворота» посетили 17,5 млн человек, немного не дотянув до ожидавшихся 20 млн гостей

После окончания выставки долги организаторов составляли 0,5 млн долл.

Президент Рузвельт одобрил выделение 3 млн долл. (53,5 млн в нынешних ценах) на строительство искусственного острова.

Планы устроить на острове аэропорт Сан-Франциско не осуществились, здесь разместилась военно-морская база США

Советский Союз получил приглашение участвовать в выставке «Золотые ворота». Было, однако, принято решение воздержаться от участия в выставке в Сан-Франциско и сосредоточить усилия и средства на подготовке советского павильона в Нью-Йорке.

В 1939 г. в Зале изобразительного и декоративно-прикладного искусства размещались художественные коллекции Европы и островов Тихого океана. В сезоне 1940 г. в зал пригласили художников, скульпторов, ткачей, гончаров, резчиков и других. Они творили на глазах у зрителей, и любой мог наблюдать за творческим процессом.

Ассоциация делового центра Сан-Франциско профинансировала создание 70-километровой живописной дороги – маршрута, который начинался у мэрии города, петлял по крутым и извилистым улицам города, проходил по двум новым мостам и заканчивался на Трежер-айленд. Владельцы бизнесов в деловом центре рассчитывали, что такой маршрут позволит оживить деловую жизнь города.