Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В Музеях московского Кремля до 13 января 2019 г. будет работать выставка изделий ювелирного дома Bulgari «Вдохновение женственности. Великолепие римских драгоценностей».
До середины XX в. ювелирные дома не задумывались над хранением и систематизацией своих старых коллекций. Первыми начали собирать и анализировать свое наследие компании Cartier и Chaumet. В 1990-х гг. их примеру последовала и компания Bulgari, которая учредила департамент наследия Bulgari Heritage. Его руководительница, Лючия Боскаини, говорит, что для ювелирного дома выставка в Кремле – это самое крупное и важное событие года. Организация таких исторических выставок нужна Bulgari не только для рекламы. Московская выставка помогает взглянуть на проблемы эмансипации, отношения к красоте и женственности через призму выбора украшений. Не случайно выставка называется «Вдохновение женственности». Украшения – это не только атрибут женственности, это своеобразный манифест, который помогает их владелице подчеркнуть свою индивидуальность, это способ взаимодействия с миром, позиционирования себя, возможность донести до окружающих свой образ мысли.
Экспозиция разбита на две части. В первой представлены знаковые для ювелирного дома работы из коллекций, которые были созданы на протяжении всего XX в., вплоть до 1990-х гг. Во второй собраны украшения с историей, принадлежавшие знаменитостям: Элизабет Тейлор, Анне Маньяни, Аните Экберг, Джине Лоллобриджиде, Одри Хепберн, Софи Лорен и другим кинодивам, которые стали страстными поклонницами ювелирного дома. Некоторые даже появлялись в кадре в собственных драгоценностях, чтобы подчеркнуть образ своей героини.
Основатель ювелирного дома Сотирио Булгари родился в 1857 г. в Греции. Он происходил из рода серебряных дел мастеров селения Парамития в регионе Эпира. В 1884 г. Булгари переехал в Рим и открыл небольшую ювелирную мастерскую в центре города. Слава семьи Булгари началась с создания серебряных украшений – аксессуаров к национальным греческим костюмам. Жители Рима и его гости сразу оценили эти оригинальные работы. Магазин переехал на улицу Кондотти, где и находится до сих пор.
Начало XX в. мода встретила настоящей революцией. Строгие платья и перчатки стали уходить в прошлое, на запястьях дамы начали носить часы и браслеты. Этим и воспользовались ювелирные дома, которые ввели моду на повседневные украшения, сделав их частью формирующейся эпохи потребления.
Стиль ювелирного дома Bulgari 20–30-х гг. ХХ в. во многом сформирован под влиянием французской школы ювелирного искусства: широкое использование платины, геометрические и линейные мотивы арт-деко. Колье и браслеты имели фестончатые контуры в виде гирлянд, в которые включались бриллианты традиционной огранки.
Однако, начиная с 1950-х гг. ювелирный дом стал целенаправленно экспериментировать со способами компоновки и огранки камней. Раньше традиционную для ювелирного дела форму огранки кабошон придавали только полудрагоценным камням. Ювелиры Bulgari стали применять эту технику везде. Они довели ее до совершенства, что позволило придавать цвету любого камня глубину и объем. Ювелирный дом также экспериментировал с желтым золотом, которое выглядело менее формально, чем белое золото и платина. Используя новые техники, ювелиры Bulgari смогли добиться нетрадиционных цветовых и фактурных сочетаний камней и металла. По словам Лючии Боскаини, «это было своеобразным взрослением бренда, он явил свою независимость. Потому что до этого, несмотря на все мастерство итальянских ювелиров, их произведения следовали линии Франции, где и родилась мода на украшения для светских раутов. Но в середине ХХ в. именно дом Bulgari сформировал тот самый, ныне узнаваемый, итальянский стиль в украшениях».
В 1970-х гг. на смену ювелирным изделиям с нежными цветами пришли сотуары (длинная цепь с геометрическими звеньями и крупная подвеска). Для дома настала эпоха увлечения экзотикой и восточными мотивами. В дизайне сотуаров использовалось много изумрудов в стилистике Великих Моголов, а также полудрагоценные камни: кораллы, лазуриты, сердолики и оникс. Мода на длинные платья, брюки-палаццо, шали и платки помогала оттенить индивидуальность и естественную красоту хозяйки украшений.
Тогда же внук основателя ювелирного дома Никола Булгари придумал идею для одной из самых знаменитых коллекций компании – Monete. Ориентирами для наследников Булгари всегда являлось уважение к традициям и греческим корням семьи. Древнегреческую монету помещали в центр изделия в одинарной или двойной золотой оправе, при этом создавался контраст между фактурой старой монеты и новой блестящей оправой. Поначалу для коллекции использовали личное собрание монет Никола, сегодня их специально ищут и покупают для ювелирного дома арт-дилеры. Монеты отбираются очень строго, поэтому и число украшений остается небольшим.
В 1970-е гг. компания расширила линейку продукции за счет сумочек, портсигаров и других аксессуаров, которые стали модными среди молодежи. Сумочка Melone, выполненная из металла, напоминала кабошон – излюбленный для ювелирного дома способ огранки камней.
В следующем десятилетии на смену строгим формам пришли гибкие колье из звеньев лучей, которые можно было трансформировать, регулировать длину, носить в виде броши и превращать колье в браслет. Эта коллекция получила название Parentesi. Модульные украшения, выполненные из золота, состояли из элементов-скобок, которые чередовались со звеньями, инкрустированными бриллиантами.
В 1990-е гг. Bulgari продолжил дизайнерские поиски. Коллекция Naturalia, вдохновленная формами природы, ее красотой и богатством, была создана в 1991 г., в поддержку программы сохранения мирового биологического разнообразия WWF (Всемирного фонда дикой природы). Особенной популярностью пользовались украшения, в форме рыб. Сложные хроматические аранжировки, броские, но в то же время элегантные, стали визитной карточкой ювелирного дома.
Наибольшее внимание на выставке привлекла коллекция драгоценностей Элизабет Тейлор. На покупку этих украшений на аукционе Christie’s в декабре 2011 г. ювелирный дом потратил 30 млн евро. Глава департамента Bulgari Heritage Лючия Боскаини считает, что это того стоило, так как «коллекция Элизабет Тейлор – целая история, где каждое украшение – страница из биографии великой актрисы, и жизни Тейлор и Bulgari идут вместе».
Актриса действительно была самой преданной клиенткой ювелирного дома на протяжении всей жизни. Она приехала в Рим в 1961 г. для съемок в фильме «Клеопатра» и познакомилась там со своим будущем мужем Ричардом Бёртоном. Чтобы спрятаться от папарацци, они часто проводили время в магазине Bulgari. Позже актриса признавалась, что одним из преимуществ съемок в Риме было наличие там прекрасного бутика Bulgari.
Первой покупкой актрисы были часы в виде змеи из коллекции Serpenti, а к 30-летию съемочная группа подарила ей зеркало в золотой раме с бирюзой в египетском стиле. Самый известный ансамбль актрисы - кольцо с изумрудом и бриллиантом, брошь-подвеска и изумрудное колье. Последнее Ричард Бёртон подарил актрисе в 1964 г. по случаю свадьбы. Позже супруг неоднократно дарил Элизабет драгоценности от Bulgari, в том числе сотуар с 65 каратным сапфиром в подвеске в 1972 г.
История дома Bulgari началась с единственного магазина в Риме. Сегодня имя компании известно всему миру.
Надежда КАЛМЫЧКОВА
На покупку коллекции украшений Элизабет Тейлор на аукционе Christie’s в декабре 2011 г. ювелирный дом Bulgari потратил 30 млн евро
Слава семьи Булгари началась с создания серебряных украшений – аксессуаров к национальным греческим костюмам
За 130 лет существования ювелирного дома Bulgari оформился его исключительный стиль, который можно проследить на примере более 500 экспонатов московской выставки – шедевров ювелирного искусства.
Всемирную славу ювелирному дому принесли звезды кино. Многие известные фильмы снимались в Риме. Грейс Келли, Одри Хепберн, Ингрид Бергман, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида были признанными иконами стиля. Все, что они носили, становилось трендом. Это принесло Bulgari славу в Европе и Америке.