Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Наряду с революциями и войнами ХХ век принес миру новое направление в искусстве под стать бешеному темпу времени – модернизм.
Период 1920-х гг. был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощущал необходимость перемен. Художественной мир тогда находился под влиянием голландской группы «Стиль» (De Stijl), основателем и духовным вдохновителем которой был Пит Мондриан. Вслед за Казимиром Малевичем и его супрематистскими идеями превосходства цвета и геометрических форм Мондриан провозгласил новый порядок в искусстве. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство и скульптура должны были объединиться путем отторжения всех фигуративных элементов в пользу «чистой пластики» – прямых линий, голых плоскостей и прямоугольников базовых цветов (красный, желтый, синий) на нейтральном фоне (белый, серый, черный).
Власти Веймарской республики решили открыть новую художественную школу на основе мюнхенской Высшей школы изобразительных искусств и Веймарской школы прикладного искусства. Возглавил новую школу молодой архитектор Вальтер Гропиус. Именно он придумал ей название «Баухаус» (bau — «строить», haus — «дом») и написал манифест для нового учебного заведения, где предлагал объединить усилия художников и ремесленников, чтобы построить «новое здание искусства», которое охватит собой все проявления жизни и будет диктовать логику и эстетику частных и общественных пространств.
Преподавательский состав в этом учебном заведении был талантливый, но эксцентричный. Гропиус пригласил в Веймар швейцарского художника Йоханнеса Иттена, который практиковал на занятиях медитацию для телесного раскрепощения, зато единственный из первого состава преподавателей школы обладал педагогическим опытом. Метод обучения в «Баухаусе» тоже был новаторским. Обучение начиналось с вводного курса, позволяющего познакомиться с теорией цвета, фактурами и материалами, а потом ученики распределялись по мастерским, в которых учились ткать, работать с металлом, деревом и другими материалами под присмотром кураторов. Так, американский художник Лионель Фейнингер вел класс обрезной гравюры по дереву, скульптор Герхард Маркс – класс керамики, художник Пауль Клее – искусство витража, а Василий Кандинский – курс настенной живописи.
После этого учащиеся, испробовав себя в разных областях, могли выбрать специализацию. Девизом преподавательского метода в «Баухаусе» было следующее высказывание: «Искусству научить нельзя, можно научить лишь ремеслу». Производственный процесс являлся важной частью преподавания, так как студентов ориентировали не на создание единичных произведений искусства, а на массовое производство и на запросы обычных потребителей. Считалось, что красиво только то, что является полезным, удобным и функциональным, потому форма предметов должна была отличаться простотой и лаконичностью.
В 1923 г. школе пришлось переехать из Веймара в г. Дессау, где руководитель Вальтер Гропиус сам спроектировал и построил для школы новое здание, которое до сих пор воплощает в себе все основные принципы школы «Баухаус». Современники называли его «храмом функциональности».
В 1928 г. Гропиуса сменил швейцарский архитектор Ханнес Мейер, а затем архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ, которые сделали школу коммерчески более успешной. Венгерский архитектор Марсель Брёйер ввел новый класс мебельного дизайна, художник и график Йозеф Альберс – мастерскую художественного стекла, а австрийский рисовальщик Герберт Байер – класс типографии и рекламы.
В 1933 г., после прихода к власти национал-социалистов, школа была переведена в Берлин и перерегистрирована как частное учебное заведение. Вскоре нацисты потребовали увольнения неугодных учителей, которых считали коммунистами, и в 1933 г. школа была закрыта.
Художники «Баухауса» совершили настоящий прорыв не только в архитектуре, полностью порвав с классическими традициями, но также встали у истоков современного промышленного дизайна. Металлическая мебель из гнутых трубок, мебель из простых деревянных поверхностей стала новым словом в оформлении интерьеров. Своеобразной визитной карточкой школы стал стул «Василий» Марселя Брёйера, сделанный из хромированных труб (источником вдохновения послужил руль велосипеда) и названный в честь Василия Кандинского. Пользовался популярностью чайный сервиз Марианны Брандт, полностью состоящий из простейших геометрических фигур, а также настольные лампы немецкого дизайнера Кристиана Делла. Некоторая мебель и бытовые предметы, созданные студентами «Баухауса», до сих пор находятся в производстве.
Надежда КАЛМЫЧКОВА
Символом модернизма и основной кузницей талантливых кадров стал «Баухаус» – учебное заведение, которому суждено было просуществовать всего 14 лет, но которое потрясло основы искусств
Студентов учили, что красиво только то, что полезно, удобно и функционально, потому форма предметов должна быть простой и лаконичной
На протяжении всего своего недолгого существования «Баухаус» имел тесные связи с советской Россией. В числе единомышленников школы искусств был советский художник Эль Лисицкий, на творчество которого во многом ориентировались ранние мастера «Баухауса». После строительства здания в Дессау в «Баухаус» приезжали несколько делегаций из России, а директор «Баухауса» Ханнес Мейер симпатизировал коммунистам и после закрытия школы несколько лет прожил в СССР.