Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Проведение фармацевтической выставки свидетельствует о высоком уровне развития науки и производственного потенциала страны-организатора. Ведь речь идет о высокотехнологичной индустрии, связанной со сложнейшим производством и жесткими мерами обеспечения качества и безопасности продукции.
Жесткая конкуренция – именно так можно охарактеризовать ситуацию в сегменте международных выставок фармацевтики. В США, Японии и Китае друг другу противостоят два транснациональных выставочных оператора – UBM и Reed Exhibitions. В Европе и на Ближнем Востоке UBM ведет открытое наступление на независимые проекты. И лишь в России наблюдается некоторое спокойствие.
UBM: цель – глобальное господство
Десятилетия упорного труда армии профессионалов UBM не прошли даром: четыре латинские буквы CPhl стали самым надежным и узнаваемым выставочным брендом на рынке фармацевтики.
Сегодня в разных странах проходят 9 выставок CPhl. Особое внимание уделяется деловой программе, в рамках которой проводятся многочисленные конференции и дискуссии с участием руководителей и топ-менеджеров фармацевтических компаний, ученых, экспертов, представителей государственных структур и общественных объединений.
Какую из фармацевтических выставок UBM можно назвать главной? Судя по названию, на эту роль претендует CPhl Worldwide, не имеющая постоянной прописки: каждый год она переезжает из одного европейского города в другой. В октябре 2016 г. выставка прошла в Барселоне, год спустя – во Франкфурте-на-Майне.
Согласно данным пост-релиза, в выставке 2016 г. приняли участие свыше 2,5 тыс. компаний, больше всего было китайцев – 17,6%, за ними следовали индийцы – 11,8%. И лишь потом, на третьем и последующих местах – европейцы. В павильонах побывали 42,9 тыс. посетителей из 150 стран.
Экспозиция включала пять тематических разделов. CPhl, или HI (Health Ingredients) – фармацевтические препараты и вещества, реактивы, наполнители, натуральные экстракты; ICSE (Contract Services) – предложения поставщиков услуг в сфере фармацевтики и биотехнологий: клинические испытания, исследования, контрактное производство, сервис, упаковка, логистика, программное обеспечение; P-MEC – производственное и лабораторное оборудование, инструменты, технологии; InnoPack – все для упаковки фармацевтической продукции; FDF (Finished Dosage Formulation) – системы дозирования препаратов различного назначения.
Итоги последней выставки во Франкфурте-на-Майне пока только подводятся.
В Европе UBM проводит еще одно профильное мероприятие, не имеющее прямого отношения к бренду CPhl. Речь идет о международной выставке Pharmapack Europe в Париже, специализирующейся на тематике упаковки и доставки лекарственных препаратов (в 2016 г. 387 компаний и 3,4 тыс. посетителей).
Второй «звездой» в семействе CPhl стал китайский проект, объединивший выставки CPhI Сhina и P-MEC China. В будущем году они пройдут в Шанхае в конце июня.
В 2017 г. в двух выставках участвовало около 3 тыс. экспонентов, включая 92% китайских фирм. Крупнейшей зарубежной страной–участником стала Индия с 51 компанией, что, конечно, в сравнении с хозяевами – капля в море.
Наряду с традиционными экспозициями CPhl (HI), ICSE, FDF, P-MEC и InnoPack в Шанхае имелись еще два тематических раздела: BioPh China (биотехнологии, клинические испытания, генная инженерия, разработка антител и клеточных культур) и NEX (извлечение натуральных экстрактов из растений и животных).
Важнейшее значение для развития транснационального бизнеса UBM имеет Индия как один из главных мировых поставщиков качественных фармацевтических ингредиентов и готовых лекарств.
Выставка India Pharma Week, она же – CPhI & P-MEC India, проходит в Мумбаи ежегодно в ноябре на двух площадках. Согласно пост-релизу, в 2016 г. в ней участвовали 1423 экспонента и 48,1 тыс. посетителей, включая 120 национальных делегаций. Общая площадь экспозиции достигла 65 тыс. кв. м. Конкурирующая выставка India Pharma в Бангалоре, организованная Индийской федерацией торгово-промышленных палат, почти без боя уступила место India Pharma Week, собрав в прошлом году лишь 147 компаний.
Большие планы руководителей UBM связаны с расширением бизнеса на американском рынке, ведь 40% мировых продаж фармацевтических препаратов приходится на США. В мае 2017 г. в конгресс-центре Pennsylvania Convention Center в Филадельфии состоялась очередная выставка CPhI North America с участием более чем 600 экспонентов и свыше 7,5 тыс. посетителей. Общая площадь – 7,5 тыс. кв. м.
Следующая CPhI North America пройдет с 24 по 26 апреля 2018 г. в том же городе. Выбор Филадельфии обусловлен тем, что в штате Пенсильвания работает свыше 300 крупных поставщиков фармацевтических препаратов и медицинских товаров.
В других странах выставки CPhl хотя и меньше по масштабу, тем не менее также играют ключевую роль в развитии национальной фармацевтической индустрии: CPhI Japan в Токио (в 2016 г. 528 экспонентов, 10,2 тыс. посетителей); CPhl Korea в Сеуле (в 2017 159 компаний, 4,5 тыс. гостей); CPhl East Asia в Джакарте (в 2017 г. 220 участников).
Говоря о выставках CPhl, нужно понимать, что ни одна из них не имеет сертификата независимого аудита выставочной статистики, признаваемого Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (UFI), вся информация предоставлена организатором на сайтах своих проектов.
Reed Exhibitions: заявка на лидерство
Несмотря на глобальный характер бренда CPhl, говорить о его полном господстве не приходится. Главным конкурентом на мировом рынке выступает компания Reed Exhibitions в лице своих национальных подразделений. Основные «боевые действия» развернулись на рынках Китая, Японии и США.
В Китае фирма Reed Sinopharm Exhibitions дважды год проводит масштабную фармацевтическую выставку, формально состоящую из трех частей: API China (сырье, чистые реактивы, компоненты), Sinophex (оборудование) и Pharmpack (упаковка и логистика). Список экспонентов на сайте включает 1469 компаний. Характерный факт, свидетельствующий об уровне конкуренции: устроитель называет свой проект ведущей выставкой Китая для фармацевтической промышленности.
В Японии та же картина. Компания Reed Exhibitions Japan Ltd готовит ежегодный проект Interphex Japan, который назван ведущей мировой выставкой в формате B2B в области фармацевтических исследований, разработок и производства. При этом отдельно выделены две выставки ингредиентов и препаратов in-Pharma Japan и BioPharma Expo. Каталог трех мероприятий 2017 г. включает 824 экспонента, не считая 232 компаний, участвующих в близкой по тематике выставке биотехнологий BIOtech Japan.
В США фирма Reed Exhibitions U.S. ежегодно, начиная с 1980 г., собирает фармацевтов на выставке Interphex. В марте этого года в ней участвовало 725 компаний. По сложившейся традиции, здесь шумно празднуют запуск в производство новых технологий и разработок – примерно так же, как это происходит на презентациях концептуальных моделей автомобилей на автосалонах. Организаторы даже считают количество подобных «стартов», в этом году их было свыше 20. Следующая выставка Interphex состоится в нью-йоркском Джавитц-центре в апреле 2018 г.
Независимые организаторы: борьба продолжается
Понятно, что противостоянием крупных компаний конкуренция не исчерпывается. В Европе «центрами сопротивления» стали Париж, Болонья и дуэт Мадрида с Барселоной.
Выставка Pharmagoraplus во французской столице в последнее время показывает заметный рост. В марте в Париж приехали 330 экспонентов, что на 19% больше в сравнении с предыдущим годом. При этом 80% компаний зарезервировали стенд на следующей выставке. Устроитель – английская фирма CloserStill Media Healthcare.
В итальянской Болонье прописаны сразу два больших фармацевтических проекта. В апреле компания Ipack-Ima приглашает на Pharmintech (в 2016 г. 330 экспонентов). Примерно через месяц, в мае, организатор крупнейших мировых шоу профессиональной косметики Società Gestione Cosmoprof устраивает уникальный по тематике смотр фармацевтической продукции и услуг для индустрии красоты и здорового образа жизни Cosmofarma (в 2017 г. свыше 400 экспонентов). Выставка славится особой дружеской атмосферой и обширной сопутствующей программой, включающей конгрессы, конференции, мастер-классы и практические семинары.
В Испании, поочередно в Мадриде и Барселоне, компания Interalia проводит отраслевую выставку Infarma (в 2017 г. 380 участников и 30,5 тыс. посетителей).
На Ближнем Востоке до недавнего времени спокойно жила и здравствовала международная выставка и конференция Duphat в Дубае, которую готовит местная фирма Index Conferences & Exhibitions Organization Est. (в 2017 г. 600 компаний и 26 тыс. посетителей). Ситуация заметно осложнится через год, когда в ОАЭ придет бренд CPhl.
Что касается России, то мы идем своим путем – у нас нет профильных проектов UBM и Reed Exhibitions. Несмотря на многочисленные попытки высадить в отечественную почву ростки бренда CPhl, он так и не прижился. Крупнейшей в России и Восточной Европе считается выставка PharmTech & Ingredients. Вторая московская выставка с говорящим именем «Аптека» примерно вдвое меньше (в 2016 г. 154 участника).
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ
Несмотря на глобальный характер бренда CPhl, говорить о его полном господстве не приходится
CPhl Worldwide не имеет постоянной прописки: каждый год выставка переезжает из одного европейского города в другой
Главным конкурентом UBM в сфере организации фармацевтических выставок выступает компания Reed Exhibitions
Несмотря на многочисленные попытки высадить в российскую почву ростки бренда CPhl, здесь он так и не прижился
Выставка CPhI Istanbul в турецкой столице в 2017 г. прошла в последний раз. Возможно, из-за небольшого количества участников (157 компаний). В будущем году проект переедет в Абу-Даби, сменив имя на CPhI Middle East & Africa.
Визитной карточкой бренда CPhl стали конференции Women in Pharmа, организованные по гендерному признаку – в них участвуют только женщины. Устроители гордятся тем, например, что в рамках индийской выставки подобное мероприятие привлекло 104 делегатки, состоялись 4 сессии и выступили 9 спикеров.