тел. (495) 223-42-15

Таблетка. XXI век

Фармацевтическая отрасль в мировой экономике занимает особое место. Люди болеют, стареют, и потребность в лекарствах, как старых, проверенных, так и современных, находящихся на острие технологического прогресса, всегда будет велика.

Биология против химии

Фармацевтика всегда была прибыльным бизнесом. В глобальном масштабе большинство развитых стран, и Россия не исключение, находится сейчас в одинаковой ситуации: население стареет, число людей с хроническими заболеваниями увеличивается. К 2025 г., заявляют аналитики ООН, мир прибавит еще один миллиард человек, а доля населения старше 60 лет увеличится до 15% (в 2015 г. пожилое население составляло 12%).

Эти процессы и подталкивают рост рынка фармпрепаратов. В 2016 г. объем мирового фармацевтического рынка достиг 1,2 трлн долл., констатировали аналитики авторитетной британской компании Evaluate Pharma. В сравнении с 2015 г. рост составил более 6%. Не менее авторитетные исследователи из американской Frost & Sullivan спрогнозировали рост рынка к 2025 г. до 1,7 трлн долл., предсказав ему ежегодный прирост на 4,6%.

Такие цифры не стоит считать завышенными. Стоимость исследований, направленных на разработку новых препаратов, продолжает расти, а производительность, напротив, снижается. После 2005 г. регистрировать новые лекарственные препараты стало сложнее, соответствующие органы надзора выдвигают все более строгие требования, и, как следствие, за десятилетие затраты на разработку новых препаратов выросли почти на 80%. Расходы на разработку и производство новых веществ в фармацевтике самые высокие по сравнению с другими наукоемкими отраслями.

Еще одна, относительно новая, тенденция состоит в том, что исключительно дорогостоящая часть фармацевтики биотехнология постепенно занимает все более значительную долю рынка. Сейчас на этот сегмент приходится около 20% продаж, и его рост продолжается. Индивидуализированный подход в лечении пациентов легче реализовывать посредством биопрепаратов, их эффективность на порядок выше химически синтезированных, а число побочных эффектов, напротив, ниже.

Крупнейшие фармацевтические компании мира наращивают число биопрепаратов в своих портфелях. К 2020 г. биоаналогам знакомых нам лекарств обещают 28% мирового рынка лекарств. Причина тут не только в эффективности, но и в доступности. Биоаналоги, как и препараты-дженерики, дешевле, а значит доступнее широкому потребителю.

В настоящее время 60–70% всего объема рынка приходится на так называемые оригинальные препараты, но их патенты заканчиваются в ближайшие годы. По оценке Frost & Sullivan, к 2020 г. патентной защиты лишатся биопрепараты с общим объемом продаж в 70–80 млрд долл. Аналитики предсказывают бум дженериков и биоаналогов, так что монстры фармацевтического рынка спасают в первую очередь себя, заранее увеличивая в своих портфелях объем аналоговых препаратов.

География и медицина

Главными фармацевтическими регионами планеты остаются США, Европа и Япония. Россия по объему рынка находится на 14-й строчке общемирового рейтинга. Результат неплохой, но прорыва в первую десятку в ближайшие годы аналитики не обещают. Еще один показатель активности рынка сравнение крупнейших фармацевтических компаний разных стран по объему выручки. Безусловный лидер здесь США, следом идут Япония, Германия, Швейцария и Ирландия.

В 2015 г. порядка 50% мирового фармацевтического рынка в денежном выражении приходилось на Северную Америку (США и Канада), 22% — на Европу, включая Россию, и 8% на Японию. Из 50-ти крупнейших фармацевтических и биотехнологических компаний мира 70% из Европы и США.

Развивающиеся страны тоже старательно наращивают производство. Индия и Китай стали крупными производителями непатентованных препаратов — дженериков. Аналитическая компания IMS Health, специализирующаяся на фармацевтике, так оценивает будущее рынка с географической точки зрения. К 2020 г. 41% рынка придется на США, около 13% на крупнейшие страны Европы (авторы прогноза включили в данную категорию Германию, Францию, Великобританию, Италию и Испанию), 6% составит доля Японии и столько же будет принадлежать тройке Россия–Бразилия–Индия, а вот Китаю исследователи прочат целых 11% рынка.

Россия и «Фарма 2020»

Российская фармацевтика продолжает вселять осторожный оптимизм в участников рынка и инвесторов. Программа «Фарма 2020», стартовавшая восемь лет назад, в 2009 г., несмотря на все сложности, приносит первые заметные успехи. Впрочем, общий экономический фон съедает большинство из них. Так, в 2016 г. в рублевом выражении рынок вырос на 6,7%, но в реальности, с учетом инфляции, фактически остался на месте. Несмотря на устойчивый рост, его темпы замедляются: в 2013-м годовой прирост составлял 14%.

Итоги 2017 г. подводить еще рано, тем более что прогнозы аналитиков были неоднозначные. Deloitte в своем обзоре рынка на текущий год указывала данные разных аналитических агентств, согласно которым рост рынка прогнозировался в диапазоне от 1 до 10%. Минпромторг РФ прогнозировал рост производства в 2017 г. на 20% в натуральном выражении и на 8% в денежном. Впрочем, и здесь наблюдается та же тенденция: объемы производства в денежном эквиваленте продолжают расти, а вот темпы его значительно снизились.

С учетом сложившейся экономической ситуации положение отрасли действительно неоднозначное. В 2015–2016 гг. рынок, с одной стороны, заметно просел, а с другой, благодаря девальвации и государственному протекционизму, российские компании смогли закрепиться на национальном рынке. На конец 2016 г. доля наименований препаратов российского производства составила 77%.

Вместе с тем инфляция привела к повышению цен на лекарства. В 2016 г. рост составил 5%. Происходило это на фоне снижающейся покупательной способности населения.

Однако не стоит оценивать ситуацию исключительно пессимистично. Как раз наоборот: рынок стойко держит удар. Основные результаты государственной стратегии «Фарма 2020», помимо рыночного превосходства, следующие: увеличилась доля коммерческого сектора, государство уменьшило свое присутствие на рынке на 13%. Вторым крупным достижением стратегии можно считать перенос западными компаниями в Россию части производств. Одной из целей стратегии «Фарма 2020» была релокация производств извне, внутрь страны. Новые заводы появились в Ленинградской, Воронежской и Ярославской областях. Локализация производств внутри страны обещает стать главным драйвером отрасли в ближайшие годы.

По данным консалтинговой группы IPT, в 2017–2018 гг. на российском рынке фармацевтики ожидается не менее 5 крупных сделок слияния и поглощения, в том числе с участием иностранных компаний в рамках переноса бизнеса на территорию России. Пока же, несмотря на увеличение числа российских препаратов, страна еще сильно зависит от импорта, объемы которого в 14 раз выше экспорта. При этом экспортирует Россия главным образом в страны постсоветского пространства, а импорт на 80% приходится на страны Европы, в первую очередь Германию и Францию. Большинство российских компаний импортирует также готовые лекарственные формы или субстанции, около четверти всех компаний-импортеров закупает их в Китае.

Данный факт определяет и структуру российского рынка, 85% которого составляют препараты-дженерики. Стоимость дженериков на российском рынке почти втрое ниже, чем оригинальных препаратов. Можно предположить, что их наступление на российском рынке продолжится. Больше половины рынка (69%) занимают безрецептурные препараты, из которых почти 80% –медикаменты стоимостью до 50 руб.

Одним из главных нововведений в российской фармацевтике в этом году станет работа системы обязательной маркировки лекарственных препаратов и мониторинга их оборота. Цель системы — оградить потребителей от использования контрафактных препаратов и обеспечить прозрачность товарных потоков для государства и бизнеса. Пилотный проект был запущен в феврале 2017 г., а полностью он должен быть реализован к январю 2019-го. Это повлечет за собой кардинальные изменения и определенные риски. Предприятиям необходимо будет закупить соответствующее оборудование, и эта дополнительная нагрузка в итоге выльется в повышение цен на препараты.

Участники рынка, согласно опросам аналитиков Deloitte и IPT, рассматривают текущую ситуацию и тенденции рынка оптимистично. В основном это производители дженериков, для которых сложилась благоприятная конъюнктура, и представители западных компаний, которые открыли здесь новые производства. По оценкам IPT, продолжит расти и объем инвестиций в фармацевтический бизнес, как частных, так и государственных.

Наталья ПОПОВА

Российский фармацевтический рынок в последние годы демонстрирует стабильный рост. Это вселяет здоровый оптимизм в его участников, а государству позволяет надеяться на то, что со временем этот сектор станет одним из драйверов экономики.

В 2016 г. объем мирового фармацевтического рынка составил 1,2 трлн долл., к 2025 г. он достигнет 1,7 трлн долл.

По прогнозу ООН, к 2025 г. доля населения старше 60 лет в мире увеличится до 15% с 12% в 2015 г.

На конец 2016 г. доля наименований препаратов российского производства на отечественном рынке составила 77%

Россия по объему рынка находится на 14-й строчке общемирового рейтинга