Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Реклама в наши дни проникает во все сферы жизни, встречается везде и повсюду. Выставочный бизнес, призванный отражать столь очевидную картину мира, почему-то не делает этого. Ведущие выставки рекламной индустрии в России в разы меньше и скромнее в сравнении с отраслевыми смотрами строительной, мебельной или продовольственной тематики, а в регионах их вообще практически нет.
В Москве проходит несколько специализированных мероприятий, устроители которых позиционируют их как выставки рекламного рынка, две из них даже имеют слово «реклама» в своем названии. Тем не менее они почти не конкурируют друг с другом, поскольку охватывают смежные направления бизнеса. Один проект носит преимущественно производственный характер, представляя печатные прессы и оборудование, другой предлагает бизнес-сувениры, третий пользуется славой биеннале дизайнеров.
Говоря об этих выставках, можно выделить две основные тенденции.
Во-первых, все они достаточно скромны, насчитывают от 60 до 250 экспонентов, эта цифра практически не меняется от года к году. По данным справочника «Выставки Москвы», «ИнформЭКСПО», в 1999 г. в выставке «Реклама» в «Экспоцентре» приняли участие 250 экспонентов, в 2004 г. – 247, в 2012 г. – 222.
Во-вторых, само количество этих выставок со временем сокращается. Согласно данным справочника «Выставки Москвы – 2000», 17 лет назад, наряду с выставками-долгожителями «Реклама» и «Дизайн и реклама», в столице проходили «Дизайн», «Рекламные технологии», «Московский международный фестиваль рекламы». Место IPSA занимал проект «Рекламные сувениры».
Чем это можно объяснить? Судя по всему, специалисты в рекламных агентствах, в сравнении с менеджерами мебельных или обувных компаний, уверены в том, что могут сами справиться с задачами продвижения своего бизнеса, без помощи коллег по цеху, к которым, без сомнения, они относят и устроителей выставок.
«Реклама»: внимание производству
Крупнейшая в России отраслевая выставка с говорящим именем «Реклама» в сентябре отпраздновала серебряный юбилей. Все эти годы «Экспоцентр» проводит ее на своей площадке. За четверть века выставка прочно закрепилась на рынке, отмечена знаками Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), пользуется поддержкой Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), других профессиональных объединений. В 2017 г. на площади 12 тыс. кв. м (брутто) свою продукцию представили свыше 200 компаний из 11 стран.
Тематика проекта охватывает сотни видов продукции, начиная с дисплеев и видеосистем, заканчивая светодиодными украшениями. В то же время основными, якорными, экспонентами, на которых «Реклама» держится столько лет, являются производители и поставщики оборудования и материалов для широкоформатной печати. Каждый год в павильоне можно наблюдать работу десятка крупногабаритных печатных прессов, выдающих на-гора плакаты и баннеры гигантского размера, по которым даже разрешают ходить – столько они занимают места.
«Дизайн и реклама»: взгляд художника
Иной характер носит выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама» в Центральном доме художника на Крымском валу. В 2017 г. она стала частью Первой Московской биеннале дизайна. Организатор – «Экспо-парк Выставочные проекты». Позиционирование с акцентом на высокое искусство оказывает прямое влияние на состав экспонентов и деловую программу. Основные участники выставки – издательства, рекламные и маркетинговые агентства. Согласно данным аудита, в 2016 г. было зарегистрировано 96 экспонентов и 6,4 тыс. посетителей, площадь (нетто) составила 1873 кв. м. Список участников 2017 г. насчитывает 63 компании.
Чтобы понять направление мыслей устроителей, достаточно привести названия сопутствующих мероприятий: «День Британской высшей школы дизайна», «Блок ивент-технологий» и пр. Судя по всему, здесь решили брать не числом, а умением, говоря точнее, новациями, креативом и дизайнерскими идеями.
IPSA powerеd by PSI: шоу продолжается!
Старожилам рекламного цеха эту выставку представлять не надо. В течение многих лет она была и остается главным флагманом отечественного рынка промосувениров, бизнес-подарков, товаров и услуг для продвижения бизнеса.
Здесь представлены не только конкретные изделия, но и множество идей для корпоративного стиля: от авторучки и футболки до 3D-технологий. Устроитель – Reed Exhibitions. Периодичность – дважды в год. Приставка «powered by PSI» к имени проекта означает официальную поддержку и участие в формировании экспозиции дирекции европейской выставки промосувениров PSI в Дюссельдорфе.
В сентябре 2017 г. IPSA собрала свыше 160 экспонентов и 4 тыс. посетителей. Следующая намечена на 20–22 марта 2018 г. Можно не сомневаться, участники вновь предложат самый широкий спектр рекламно-сувенирной продукции, подарков, упаковки, брендированной одежды и аксессуаров, а также, разумеется, десятки видов услуг по изготовлению полиграфической продукции и сувениров. «Хитом сезона» обещают быть товары с логотипом Чемпионата мира по футболу 2018 г. в России.
ProMediaTech: десять лет успеха
Выставочный сезон 2018 г. в МВЦ «Крокус Экспо» откроет 10-й, юбилейный, фестиваль технологий продвижения и рекламы ProMediaTech, одно из самых значимых событий для профессионалов ивент-индустрии и рекламного рынка России. По традиции он проводится в самом начале года с участием не менее 100–120 компаний. Устроитель – «Крокус Экспо».
Предстоящий фестиваль состоится 17–18 января 2018 г. В основной части экспозиции можно будет видеть выставочные и рекламные конструкции, оборудование и материалы для создания эксклюзивных стендов, застройки выставочных экспозиций и торговых залов. Но не только. Речь также пойдет о промосувенирах и подарках, организации рекламных кампаний в прессе и интернете, продвижении брендированной продукции и других маркетинговых коммуникациях.
Фестиваль сопровождает обширная деловая программа: тематические конференции, закрытые бизнес-встречи, круглые столы и т.д.
Выставки в регионах: один в поле не воин
Рекламная продукция востребована везде, а значит, она представлена и на выставках за пределами столицы. В то же время специализированных выставок рекламы в регионах крайне мало, все они существенно меньше московских, обслуживают исключительно местный рынок и в большинстве случаев проходят не самостоятельно, а в составе многоотраслевых смотров. Так, в Петербурге имеется выставка «РИДО» (в 2017 г. – 26 экспонентов), в Белгороде «Фестиваль рекламы и дизайна» соседствует с форумом «Малый и средний бизнес Белгородчины» и Областным смотром предприятий общественного питания.
Но даже эти примеры нехарактерны. В планах большинства региональных выставочных компаний подобные мероприятия отсутствуют полностью, что свидетельствует об отсутствии спроса на них в местном бизнес-сообществе. Рекламные агентства, типографии и производители сувениров продвигают себя собственными силами или участвуют в главных промышленных и сельскохозяйственных выставках своего региона, что, с точки зрения маркетинга, вполне объяснимо – они выбирают проекты, которые позволят им найти гораздо больше клиентов и потенциальных партнеров, чем на крохотной, в 20 стендов, выставке рекламы.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ
Российские выставки рекламы достаточно скромны, и со временем их количество уменьшается
Крупнейшая в России отраслевая выставка с говорящим именем «Реклама» в сентябре отпраздновала серебряный юбилей
Региональные выставки рекламы существенно меньше московских и в большинстве случаев проходят не самостоятельно, а в составе многоотраслевых смотров
В сентябре 2017 г. IPSA собрала свыше 160 экспонентов и 4 тыс. посетителей