тел. (495) 223-42-15

Красота простоты

Международная выставка в Стокгольме в 1930 г. была необычной во многих отношениях. Она была не похожа на другие подобные выставки. Швеция впервые громко заявила о своем новом социальном и художественном кредо под названием функционализм.

Стокгольмская выставка 1930 г. стала переломным моментом в культурной жизни Швеции, а также и в истории развития архитектуры и дизайна всего Западного мира.

Выставка заложила основу новой социальной эстетики, получившей название функционализм. Модель общества, которая была продемонстрирована на выставке, задала тон политической повестке дня, с которой шведские социал-демократы в 1932 г. пришли к власти и которая стала прообразом знаменитой теперь модели скандинавского общества всеобщего процветания.

Для историков культуры она стала этапом, после которого отсталая северная аграрная страна превратилась в современное европейское государство.

Бедность – порок

В начале ХХ в. Швеция из преимущественно аграрной превращалась в промышленную страну. Росли города, а вместе с ними скученность населения, бытовая неустроенность, нищета, социальная напряженность. Многие политики и общественные деятели считали, что отсутствие нормального жилья для всех является основной причиной городских бед и проблем – бедности, преступности, антисанитарии и болезней, проституции, низкой рождаемости.

Эту проблему близко к сердцу принимали две общественные организации – Шведское общество ремесел и дизайна и Федерация социальных работ. Оба эти общества еще в начале века поставили цель – добиться улучшения жилищных условий и среды обитания для рабочего класса, предоставить им возможность пользоваться недорогими, но красивыми и качественными предметами быта. Именно они стали инициаторами и идеологами проведения выставки. Они хотели сфокусировать внимание правительства, населения и промышленности на необходимости изменения среды обитания как рычага для глубоких социальных сдвигов.

Выставка как манифест

На одном из своих заседаний в 1927 г. Общество ремесел и дизайна выступило с идеей организовать крупную международную выставку, которая бы широко представила публике новые идеи приоритета функциональности над устаревшей избыточностью. Идею поддержало правительство страны, власти Стокгольма и частные предприниматели. Были выделены деньги и создан оргкомитет. Его возглавил Грегор Паулссон, директор Общества ремесел, который еще в 1919 г. написал работу «Красота повседневности» и призвал к упрощению формы промышленных изделий. Он находился под большим влиянием эстетики авангарда и работ Корбюзье, которому и предложил стать главным архитектором выставки. Француз отказался, и главным архитектором был назначен Эрик Гуннар Асплунд.

Асплунд и его соратники – Уно Орен и Свен Маркелиус – отнеслись к тривиальной вроде бы задаче проектирования и оформления промышленной выставки неформально. Для них это стало возможностью заявить о своих художественных вкусах и социальных приоритетах. Выставка стала своего рода манифестом нового художественного стиля и нового отношения к жизни, о которых Швеция громко заявила на весь мир. (Через год после закрытия выставки эти трое стали соавторами манифеста Acceptera!, призывавшего к функционализму, стандартизации и массовому производству.)

Организаторы, а их интеллектуальным лидером был Грегор Паулссон, сконцентрировали внимание на демонстрации жизненного пространства для широких масс населения, которое было бы удобным, красивым, функциональным и при этом доступным по цене. По их замыслу, это был путь к преобразованию элитарного, разделенного на классы общества в более однородное и демократичное. Другими словами, на выставке (а позже и в государственном масштабе) был построен «Народный дом». На берегу живописного канала Югордсбрунн был создан прототип будущего шведского социального государства.

Сегодня территория, на которой разместилась выставка, является крупнейшим общедоступным парком Стокгольма, а в прежние времена это были охотничьи угодья короля, закрытые для широкой публики. Здесь не было каких-либо капитальных построек, что делало этот берег канала идеальным местом для размещения экспозиции и создания здесь «Города будущего».

Приходите на нас посмотреть

Стокгольмская выставка кардинально отличалась от всех предшествовавших ЭКСПО в других городах мира. Подобные выставки всегда были смотром промышленных, сельскохозяйственных и культурных достижений разных стран, которые строили для этого собственные павильоны. Швеция же решила показать всему миру только саму себя, для чего и пригласила в гости «все флаги». Причем показать не свои индустриальные достижения, а свое искусство социальной инженерии, свои новые подходы к строительству и дизайну.

Помимо того, что на этой выставке не предполагалось иностранных павильонов, ее тема также была узко ограничена – жилое пространство и среда обитания. Экспозиция делилась на три раздела: товары домашнего обихода и утварь; собственно дом; городское пространство за пределами дома, включая общественный транспорт, парки, инфраструктуру, магазины, рестораны и пр.

Принцип функционализма требовал, чтобы жилье для всех слоев населения, как богатых, так и бедных, было хорошего качества, гигиеничным, доступным. Рациональность, простота, удобство стали синонимами красоты. Это коренным образом противоречило всем сложившимся традициям, когда красивым считалось нечто вычурное, богато украшенное, декоративное, в духе барокко и ампира. Функционализм вводил в моду демократичность.

Девизом выставки стал лозунг Acceptera!, что в переводе может означать «Прими!». Фактически этот лозунг стал призывом ко всем принять новый стиль функционализма, стандартизации и массового производства в качестве культурного сдвига.

Живые картины

Асплунд замыслил создать выставочный городок из зданий исключительно в белых тонах. А яркими, праздничными, цветными сделать дополнительные элементы – занавесы, маркизы, тенты, навесы, скамейки, цветочные клумбы, развевающиеся флаги, рекламные плакаты и неоновые огни. По его затее, общую картину должны были оживлять даже нарядно одетые посетители выставки.

Он видел свои белые сооружения в качестве фона, на котором будет писаться яркими красками социальная жизнь города. Не желая привлекать внимание к самим зданиям (глубоко укоренившаяся культурная традиция северных стран), он хотел, чтобы выставка стала своеобразной живой картиной.

Несмотря на те преимущества, которые в летний период давали выставке длинные светлые вечера и белые ночи (выставка работала с мая по октябрь), Асплунд договорился с местными энергетическими компаниями о создании невиданной в Швеции системы электрического освещения, которая по ночам придавала белому городу фантастический вид. Поскольку у всех ресторанов и кафе были огромные прозрачные стеклянные фасады, ночное освещение еще более подчеркивало кипящую жизнь и человеческую активность внутри этих зданий.

Вся экспозиция таким образом превращалась в живой музей настоящего, прошлого и будущего.

Все выставочные сооружения были временными и после окончания смотра снесены. Однако их стиль (модерн в стекле и стали) оказал большое влияние на развитие архитектуры в Швеции на годы вперед.

Особое внимание посетителей привлекали кафе «Парадиз» и входной павильон. Они были необычны своим оформлением в виде стальной рамы, широкими стеклянными плоскостями, эффектным ночным освещением.

Крылья прогресса

Рекламная кампания по продвижению выставки началась задолго до ее открытия – в 1928 г. Был объявлен конкурс на рекламные плакаты и на символ выставки. Победу одержали «Крылья прогресса» Сигурда Ловеренца – геометрически стилизованные крылья древнеегипетского птицечеловека. Этот символ фигурировал на всех рекламных плакатах и был установлен на 74-метровой башне на центральной площади выставочного городка. Рекламные плакаты печатались на 14 языках, их размещали на железнодорожных станциях европейских городов, а также в туристических агентствах по всему миру. Рекламная кампания была признана чрезвычайно успешной.

Выставку посетили 4 млн человек, причем 25 тыс. прибыли из-за рубежа. Для Швеции, чье население в то время не превышало 6 млн человек, это был грандиозный успех. Вход на выставку стоил 2 кроны для взрослых и 1 крону для детей. Для среднего шведа это было недешево, особенно в условиях Великой депрессии.

Общая стоимость выставки составила 8 млн крон. И хотя с точки зрения посещаемости и влияния на общественные вкусы и настроения она стала несомненной удачей, в финансовом отношении прибыли она не принесла – после закрытия убытки составили более 200 тыс. крон.

Только для своих

Организаторы отдавали себе отчет в том, что их самой «трудной» аудиторией будут шведская публика и пресса. Они могли не принять этот новый, непривычный, минималистский стиль. Чтобы показать выставку с самой выигрышной стороны, для журналистов организовали пресс-центр, откуда открывался прекрасный вид на всю выставку. Его разместили примерно на половине высоты стоящей в центре выставки вышки. Сама же вышка была создана под впечатлением от проекта так и не построенного памятника III Интернационалу в Москве (Башня Татлина). Хотя и значительно ниже, чем Башня Татлина, эта вышка, тем не менее, доминировала над сравнительно плоской панорамой Стокгольма. Когда ночью на ней зажигались огни, ее видели с проходящих морских судов.

Для того чтобы внедрить в общественное сознание эту новую, функциональную «шведскость», организаторы пошли на нетривиальный шаг – они создали на территории выставки национальный музей «Королевство Швеция» – только для «своих». Музей, в отличие от других зданий, имел закрытый фасад, все подписи там были только по-шведски. Не вызывало сомнений, кому адресована эта экспозиция – исключительно шведам. Музей представлял по сути образовательное пространство, где гармонично сочетались история, наука, развлекательность и интерактивность. В ненавязчивой, развлекательной манере это заведение преследовало серьезную цель культурного просвещения шведского населения.

Один из журналистов так описал выставку: «Выставка призывает к веселой и непосредственной повседневной жизни. Она продвигает здоровый и непретенциозный образ жизни, основанный на экономических реалиях».

Ирина СКИБИНСКАЯ

Рациональность, простота, удобство стали синонимами красоты в противовес вычурности и излишествам

Швеция пригласила на выставку другие страны – но не для того, чтобы они выставили собственные экспонаты, а для того, чтобы показать им саму себя

Асплунд видел свои белые павильоны в качестве фона, на котором будет писаться яркими красками социальная жизнь города

Эстетической основой нового шведского образа жизни стали акварели художника Карла Ларссона, которые пользовались огромной популярностью и расходились большими тиражами. Вместо вычурной и тяжелой буржуазной обстановки на его картинах царили пронизанные светом, легкие, уютные интерьеры. Рисунки Ларссона стали воплощением того, что входит в понятие «шведскость». Эстетика Ларссона соответствовала взглядам модернистов, считавших, что к выпуску красивых и недорогих вещей обязана подключиться массовая индустрия.

В настоящее время самым крупным и лучше всего сохранившимся комплексом зданий в стиле функционализма является район Сёдра Энгбю — западный пригород Стокгольма, где построено более 500 вилл в стиле, сочетающем модерн и образ города-сада. Эта территория площадью 1,1 кв. км защищается как национальное культурное наследие Швеции.

Стокгольмская выставка 1930 г. знаменовала рождение «шведского модерна». Благодаря компании ИКЕА, которая позже преобразовала идеи этого стиля в предметы повседневного спроса для самых широких слоев населения, он распространился по всему миру.

Современный шведский дизайн, который вырос из выставки 1930 г., – это доступные товары повседневного спроса высокого качества; это естественные формы и бережное использование материалов при их изготовлении; это чистые линии, рациональные формы, белый цвет, открытые пространства, обилие стекла, света и естественного освещения. Все это должно быть эстетически привлекательным, для чего требуется тесное сотрудничество художников и промышленности.