Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Любовь. С этого слова начинаются все рассказы о рождении компании Van Cleef & Arpels, которую знают все любители драгоценностей в мире. На деле все было немного прозаичнее. Любовь, конечно, была. Но был и трезвый купеческий расчет.
В июне 1895 г. Альфред Ван Клиф, голландец по происхождению, живший в Париже, женился на Эстель Арпельс. Это был брак по взаимной пылкой любви. Однако род деятельности их родителей позволяет предположить, что это был тот случай, когда любовь делу не помеха. Альфред был сыном гранильщика, а отец Эстель занимался торговлей, в том числе и драгоценными камнями. Брак Альфреда и Эстель давал широкие возможности для объединения бизнеса.
Так и случилось. Уже в 1896 г. юный Альфред и его тесть Саломон Арпельс основывают компанию Societe Alfred Van Cleef and Solomon Arpels. В 1906 г., после смерти старого Саломона, Альфред и брат Эстель, Шарль покупают лавку в самом центре Парижа, на Вандомской площади, напротив гранд-отеля «Ритц». Они переименовывают компанию — теперь она называется Van Cleef & Arpels. Вскоре к семейному бизнесу присоединился и второй брат Эстель, Жульен, а позже и третий — Луи.
С этого времени можно говорить о рождении той компании Van Cleef & Arpels, изделия которой обожали знаменитости всех континентов — от иранской шахини Фарах до принцессы Монако Грейс. Изделия ювелирного дома были участниками легендарных романов ХХ в. — Ричард Бертон и Элизабет Тэйлор, Герцог Виндзорский и миссис Симпсон — в качестве залога любви преподносились изделия именно этого ювелирного дома.
Возможно, романтический ореол вокруг драгоценностей под маркой Van Cleef & Arpels создавали сами ее владельцы, которые умело популяризировали историю неземной любви Альфреда и Эстель, легшей в основу создания компании.
Да, любовь в этой поначалу маленькой семейной компании действительно присутствовала, и не только друг к другу. Их всех объединяла любовь, если не сказать страсть, к хорошим драгоценным камням. Об Эстель и говорить нечего — она всегда была кокеткой и знала толк в драгоценностях. Камни любили и ее братья. Жюльен и Луи путешествовали по миру и собирали самые лучшие, самые чистые и редкие камни, которые потом превращались в ювелирные изделия. Забегая вперед скажем, что среди самых исключительных камней, приобретенных уже вторым поколением Арпельсов — Клодом и Пьером, — сапфир Neela Ranee («Синяя принцесса») весом 114 карат, купленный в 1956 г. в Индии.
Шарль оказался талантливым коммерсантом и организатором. Под его руководством бутик на Вандомской площади быстро набирал признание и любовь клиентуры.
«Ревущие двадцатые», время безудержного веселья, эпоха джаза и чарльстона… Сложившаяся к тому времени эстетика ювелирного дома как нельзя лучше подходила к лейтмотиву этого времени.
В 1926 г. художественное направление фирмы возглавила единственная дочь Альфреда и Эстель, Рене Пюиссан. Вместе с талантливым художником и дизайнером Рене Сим Лаказом они создали великолепный творческий союз, который оказал огромнейшее влияние на дальнейшее развитие фирмы. Именно они сформировали богатейшее творческое наследие ювелирного дома.
Благодаря стараниям Рене Пюиссан и Рене Лаказа в период с 1926 по 1939 гг. дом Van Cleef & Arpels занял почетное место в авангарде ювелирного дизайна. Бутики компании открылись на всех модных курортах того времени — в Довиле, Виши, Ницце, Ле Туке, Монте-Карло.
Однако самое, пожалуй, знаменитое и авангардное изделие тех лет — сумочка, вернее драгоценный футляр для мелочей, появилась на свет случайно, благодаря наблюдательности Шарля Арпельса.
Одной из постоянных клиенток ювелирного дома была Флоранс Джей Гульд, легендарная светская львица 20-30-х годов. Супруга Фрэнка Джей Гульда, сына американского железнодорожного магната, вместе с мужем превратила французскую Ривьеру в излюбленное место отдыха представителей высшего общества. Флоранс была хозяйкой литературного салона, среди завсегдатаев которого были Скотт и Зельда Фицджеральд, Андре Жид, Жан Кокто, Сальвадор Дали.
Шарль Арпельc, присутствуя на одной из вечеринок, заметил, что Флоранс Джей Гульд складывает свои аксессуары в жестяную коробочку из-под сигарет «Лаки страйк». В женщине всё должно быть прекрасно, возможно, подумал Шарль. А пустая пачка от сигарет этому образу никак не соответствовала. И на свет появился практичный футляр, способный вместить все, что может потребоваться светской даме в течение вечера. Изящная вещица получила название «Минодьер» (по-французски Minaudière значит «жеманница»). К слову скажем, что Флоранс Джей Гульд в конце 1950-х годов приобрела тот самый сапфир Neela Ranee для ожерелья. С возрастом она не утратила страсть к дорогим украшениям.
В драгоценном несессере были предусмотрены отделения для женских аксессуаров: косметики, расчески, зеркальца, пригласительного билета, сигарет.
«Минодьер» стал одним из знаковых изделий ювелирного дома и остается таковым по сей день: эта вещица продолжает быть незаменимым атрибутом вечерних женских нарядов.
1930-е годы оказались особенно плодотворными для Van Cleef & Arpels. Одно за другим появлялись новшества, которые меняли представления о ювелирном искусстве и формировали новую моду. В 1933 г. был получен французский патент на особое крепление камней — Serti Mysterieux, или невидимое, «таинственное» крепление. Оно позволяло выявлять красоту самого камня, делая оправу невидимой. Эта техника надолго стала гордостью марки и одной из главных отличительных черт ювелирного искусства Франции.
Благодаря «невидимой оправе» ювелирам удалось достичь особого эффекта, что особенно ярко проявилось в украшениях, изображающих цветы, насекомых или другие природные объекты, что было характерным для стиля компании. Прозрачные стрекозы, пестрые бабочки, яркие цветы были излюбленными мотивами мастеров компании. Стиль марки окончательно утвердился именно после этого революционного нововведения — невидимого крепления камня.
Данная техника требует таких точных и искусных манипуляций, что на создание одной броши уходит не менее 300 часов. Каждый камень нужно разместить между тончайшими золотыми направляющими, толщина которых не превышает 0,2 мм. Между ними ювелир последовательно устанавливает особым образом ограненные камни – как правило, рубины, но также изумруды и сапфиры. В результате долгого и кропотливого труда драгоценные камни образуют роскошное, похожее на бархат сплошное сияющее покрытие. Уровень мастерства должен быть высочайшим, поэтому за год создается всего несколько подобных украшений.
Еще одно новшество 1930-х — Passe-Partout: золотая цепочка с украшенной драгоценными камнями брошью-цветком, которую можно носить как колье, браслет, брошь или пояс. Такая идея еще не раз повторялась в последующие годы.
В 1936 г. благодаря одной из самых известных любительниц Van Cleef & Arpels — Уоллис Симпсон, будущей герцогини Виндзорской, появилось еще одно украшение, вошедшее в историю, — женские часы Cadenas. В 20-30-е гг. ХХ в. появление в свете в наручных часах было признаком дурного тона. Однако практичная американка хотела выглядеть элегантно и одновременно контролировать ситуацию, следить за временем. Ювелиры Van Cleef & Arpels выполнили ее желание. Браслет со скрытым циферблатом часов до сих пор остается популярным женским аксессуаром.
В 1937 г. герцог Виндзорский преподнес Уоллис Симпсон украшенный сапфирами и бриллиантами браслет, изготовленный по его заказу мастерами Van Cleef & Arpels. Британский монарх Эдуард VIII отрекся от престола, чтобы жениться на своей возлюбленной. История их любви стала настоящей легендой.
Чуть позже на свет появилось оригинальное ожерелье Zip — застежка-молния из бриллиантов на платиновой основе. Идею высказала все та же Уоллис Симпсон. А осуществила ее Рене Пюиссан. Это потребовало свыше десяти лет работы. Первое колье Zip появилось в 1951 г. и с тех пор считается одним из самых необычных украшений, созданных в ХХ в.
Весьма романтична история создания еще одного символа дома Van Cleef & Arpels — феи-стрекозы. В ее основе — тоже любовь. Любовь к балету младшего из братьев Арпельсов — Луи.
С началом Второй мировой войны многие представители Арпельсов (они были выходцами из еврейской семьи) переехали в США. Там оказались и Луи Арпельс с женой Элен Островской, дочерью русских эмигрантов из Монте-Карло, и его сын Клод. Американский период — один из самых плодотворных и творчески насыщенных в истории компании Van Cleef & Arpels.
Знаменитые броши Van Cleef & Arpels Ballerina и Fairy были созданы в начале 1940-х гг. именно там. Наряды запечатленных в различных танцевальных позах балерин украшены сияющими бриллиантами в платиновой оправе, особую выразительность которым придают рубины и изумруд.
Одной из первых моделей является выпущенная в 1941 г. брошь Danseuse Espagnole («Испанская танцовщица») с украшением для волос и веером из рубинов и изумрудов, облаченная в сияющее платье из бриллиантов, рубинов и изумрудов. Изысканное украшение моментально завоевало успех у элегантных американских клиенток.
Источником вдохновения при создании брошей Fairy («Фея») послужили мультипликационные персонажи той эпохи. Одной из первых была модель Dragonfly, выпускавшаяся на протяжении многих лет. В 1944 г. Барбара Хаттон, наследница империи Вулворта, заказала в бутике на Беверли Хиллз восхитительную брошь Spirit of Beauty. Модель из серии Dragonfly была украшена бриллиантами, изумрудами и рубинами. В 1994 г. наряд Шерон Стоун на церемонии вручения премии «Оскар» украшала выпущенная в 1955 г. брошь Dragonfly.
Любовь к балету и любовь к драгоценным камням создала нетленный мировой шедевр — балет «Драгоценности». Он стал результатом встречи двух великих людей — Джорджа Баланчина и Клода Арпельса.
Клод, племянник Эстель Арпельс, с 1939 г. жил в Нью-Йорке. Однажды через общего друга, скрипача Натана Мильштейна, он познакомился со знаменитым хореографом, одним из основателей балетной труппы Нью-Йорка Джорджем Баланчиным. Клод Арпельс пригласил Баланчина посетить бутик Van Cleef & Arpels на Пятой авеню.
Общая страсть ювелира и хореографа к драгоценным камням легла в основу творческого союза и послужила импульсом для создания нового балета Джорджа Баланчина с роскошными костюмами.
В апреле 1967 г. в Нью-Йорке состоялась премьера балета «Драгоценности». Три части балета посвящены разным драгоценным камням и разным композиторам: первая, «Изумруды», — Габриэлю Форе, вторая, «Рубины», — Игорю Стравинскому и третья, «Бриллианты», — Петру Ильичу Чайковскому.
В 2007 г. в честь 40-летнего юбилея знаменитого балета «Драгоценности» Van Cleef & Arpels в сотрудничестве с Лондонским королевским балетом представил коллекцию Высокого ювелирного искусства Ballet Précieux, четыре сюжетные линии которой были посвящены балету, изумрудам, рубинам и бриллиантам.
Ирина СКИБИНСКАЯ
Альфред Ван Клиф умер в 1938 г., оставив дело в руках дочери Рене Пюиссан
Van Cleef & Arpels стала первой французской ювелирной компанией, которая открыла свои бутики в Китае и Японии
В 1999 г. ювелирный дом Van Cleef & Arpels приобрела швейцарская холдинговая компания Compagnie Financiere Richemont S.A.
В 1925 г. браслет от Van Cleef & Arpels, украшенный белыми и красными розами из рубинов и бриллиантов, завоевал гран-при на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже
С первого дня существования ювелирный дом Van Cleef & Arpels воспевает красивые романтичные истории. Множество знаменитостей стремились выразить свои чувства с помощью украшений этой марки. Среди них свадебный сет княгини Монако Грейс с жемчугом и бриллиантами; кольцо со сказочным рубином весом 8,25 карата, которое Ричард Бертон подарил Элизабет Тейлор в 1968 году; знаменитое колье из рубинов и бриллиантов с надписью «My Wallis from her David, 19.06.1936» («Моей Уоллис от её Дэвида»), который герцог Виндзорский подарил Уоллис Симпсон.
Одной из самых преданных клиенток дома Van Cleef & Arpels была Жаклин Кеннеди. Оба ее брака, в 1953 и 1968 гг., привлекли внимание общественности. Оба полученных ею кольца для помолвки были изготовлены мастерами Van Cleef & Arpels.
Любовь к балету и любовь к драгоценным камням создала нетленный мировой шедевр — балет «Драгоценности». Он стал результатом встречи двух великих людей – Джорджа Баланчина и Клода Арпельса.
В 1935 г. ювелирный дом получил необычный заказ от одного магараджи. Это был аквариум для лесной лягушки из драгоценных материалов, оборудованный маленькой золотой лестницей. По тому, как лягушка забиралась по лестнице, владелец аквариума предсказывал погоду.