Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
По красоте, очарованию, игре света на гранях бриллиантов, матовому блеску золота и обилию произведений искусства ювелирные выставки трудно с чем-то сравнивать. Сегодня они проходят повсеместно. В то же время профессионалы говорят о нескольких «центрах силы», определяющих развитие ювелирной индустрии на годы вперед.
В Европе тон задают итальянские выставки высокой ювелирной моды и швейцарский Baselworld.
На Ближнем Востоке — лидеры Бахрейн и ОАЭ, что неудивительно, ведь искусство арабских ювелиров известно со времен Багдадского халифата. Ежегодно здесь завлекают гостей несколькими ювелирными шоу, поражающими своим богатством.
В Азии ювелирной столицей по праву считается Гонконг, при этом кое-кто ставит его и на первое место в мире.
Свой обособленный рынок сложился за океаном, в США, где за пальму первенства борются Лас-Вегас, Нью-Йорк и Тусон, шт. Аризона.
На некоторых региональных рынках наблюдается очень жесткое противостояние двух глобальных игроков — Reed и UBM, которым, в меру своих сил, пытаются противостоять местные фирмы.
Характерной чертой ювелирных проектов можно назвать некоторую размытость тематики: золотые кольца и бриллианты практически всегда соседствуют с часами, дизайнерскими украшениями, геммами и природным камнем, а также, чаще всего, и с материалами, технологиями и оборудованием для ювелирной промышленности.
Что удивительно, в «алмазных столицах мира» — Амстердаме и Тель-Авиве — нет профильных выставок: видимо, бриллианты не любят шума. При этом в тех же городах создана уникальная инфраструктура продажи бриллиантов — через музеи, экспозиции, экскурсии с показом феерического великолепия авторских изделий, после которых ни один гость, даже с самым скромным достатком, не уйдет без покупки.
Европа: мода, стиль, дизайн
Международную выставку Vicenzaoro в г. Виченца многие называют подлинным законодателем мировой ювелирной моды. Проходит она дважды в год — в январе и сентябре. Организатор — Fiera di Vicenza SpA. В начале 2016 г. на площади 29 тыс. кв. м свои изделия представили около 1100 экспонентов из 31 страны, в павильонах побывало свыше 53 тыс. гостей, включая 19,4 тыс. бизнесменов. Визитной карточкой проекта стали эксклюзивная экспозиция, множество профессиональных встреч и конференций, а также — формат Vicenzaoro The Boutique ShowTM, задуманный как огромный ювелирный город, максимально приспособленный для работы продавцов и покупателей.
Выставка Baselworld в Базеле по праву считается мировым смотром часового и ювелирного искусства, где не только демонстрируются последние достижения, но и зарождается сама мода, формируются новые тенденции. По образному выражению устроителей, здесь бьется пульс мирового рынка, и с этим трудно не согласиться.
История Baselworld началась с раздела часов на национальной промышленной выставке 1917 г. Сегодня в Базеле представлены все наиболее известные и престижные торговые марки часов и ювелирных украшений, в шести залах устраиваются премьеры эксклюзивных коллекций, шоу, презентации, конференции, семинары, деловые встречи.
Поскольку выставка не проходит аудит, в пресс-релизах говорится лишь о числе представленных брендов, в 2016 г. их насчитали свыше 1,5 тыс. Выставку посетили около 145 тыс. гостей примерно из 100 стран, причем это были не только представители оптовой и розничной торговли, но и множество коллекционеров. Общая выставочная площадь составила 160 тыс. кв. м.
Как ни странно, но в Старом Свете за пределами Италии и Швейцарии ювелирные выставки не пользуются особой популярностью. Во всей Европе можно найти лишь несколько масштабных проектов.
Самым крупным из них по праву считается Inhorgenta Munich в Мюнхене. В экспозиции представлены все стороны ювелирного дела — от уникальных авторских украшений до промышленных машин и механизмов. В 2016 г. в столицу Баварии приехали 921 экспонент, включая 525 немецких, и 26 тыс. посетителей (из Германии — 69,5%). Площадь экспозиции нетто достигла 26,4 тыс. кв. м. Организатор — владелец площадки Messe München GmbH.
В Париже популярностью пользуется международная выставка Bijorhca Paris. Проект проходит дважды в год и объединяет около 500 экспонентов. Схожий характер имеет лондонская IJL (International Jewellery London). Обе выставки, в Париже и Лондоне, принадлежат группе компаний Reed: соответственно, Reed Expositions France и Reed Exhibitions Ltd.
Арабский Восток: в пещерах Синдбада
За звание крупнейшей ювелирной выставки арабского мира борются три проекта.
Самой крупной и престижной на Ближнем Востоке называют выставку Jewellery Arabia в Бахрейне (устроитель — компания Arabian Exhibition Management WLL). Ее патронирует принц Халиф бин Салман Аль-Халиф, премьер-министр Королевства Бахрейн. Статистика подтверждает ее лидерство: в 2015 г. — 600 экспонентов из 30 стран, 9 национальных павильонов, 49 тыс. посетителей, включая 32% гостей из Саудовской Аравии. Понятно, что здесь нет места бижутерии, доминируют золото, эксклюзивные ювелирные изделия, роскошные часы и драгоценные камни разного размера, формы и огранки. Именно в Бахрейне европейские производители любят представлять новые коллекции и лимитированные серии украшений — спрос гарантирован.
Другая арабская выставка MidEast Watch & Jewellery Show проходит в городе Шарджа (ОАЭ) дважды в год. Организатор — комплекс Expo Centre Sharjah. В сентябре 2016 г. в ней приняли участие свыше 500 экспонентов из 20 стран и 57 тыс. посетителей. Национальные павильоны представили Гонконг, Индия, Малайзия, Италия, Таиланд и Сингапур.
Соседний Дубай каждый год принимает выставку Dubai Internаtional Jewellery Week (Watch & Jewellery). Устроитель — World Trade Centre Dubai. Показатели 2015 г.: 300 экспонентов, в том числе 223 иностранцев, и 23,4 тыс. посетителей (иностранцев — лишь 20%).
Что касается глобальных игроков выставочного рынка, то они явно не смогли завоевать Ближний Восток. Компания Reed Exhibitions Middle East присутствует в регионе с самой скромной профильной выставкой JWC — International Jewellery & Watch Show в Абу-Даби, в этом году на нее приехало лишь 150 экспонентов (несмотря на солидный возраст — в 2017 г. проект отметит 25-летний юбилей).
И сказочная Индия…
Любовь к золотым украшениям и драгоценностям в этой стране ничуть не меньше, чем на Арабском Востоке. Неудивительно, что здесь развернулось настоящее сражение между национальными компаниями, базирующимися в деловой столице страны Мумбаи, и пришельцем — местным подразделением UBM, ведущим планомерную экспансию на остальной территории страны. Впрочем, и там местный бизнес пытается дать отпор.
Как это происходит? Перечислим основные отраслевые мероприятия в Индии.
Компания UBM India Pvt. ежегодно проводит четыре ювелирные выставки в разных частях страны. На все свои мероприятия в Дели, Калькутте, Хайдарабаде и Ченнае в течение года она привлекает около 1200 экспонентов и 50 тыс. посетителей-специалистов.
Крупнейшим смотром, который 12 лет назад стал первым плацдармом UBM в Индии, является Gem & Jewellery India International Exhibition (GJIIE) в Ченнае. В 2015 г. в нем приняли участие свыше 300 экспонентов и более 15 тыс. деловых посетителей.
Противостоят UBM две национальные компании. Первая, The Gem & Jewellery Export Promotion Council, известна выставкой IIJS — India International Jewellery Show, крупнейшим индийским смотром ювелирных изделий, оборудования, инструментов, машин и технологий в формате B2B. В мае 2016 г. в залах комплекса Bombay Convention & Exhibition Centre в Мумбаи свои изделия показали свыше 1200 экспонентов, их гостями стали не менее 35 тыс. посетителей из Индии и 80 зарубежных стран.
Другая компания, Radiaant Expositions Ltd., в том же комплексе организует IIFJAS Mumbai — India International Fashion Jewellery & Accessories Show с участием более 250 экспонентов и 10 тыс. деловых посетителей. В 2016 г. компания решила бросить вызов главному проекту UBM в Индии и провела в сентябре первую выставку IIFJAS Chennai на той же площадке Chennai Trade Centre в Ченнае, где состоялось конкурирующее мероприятие. Пока она явно отстает, всего 100 стендов.
Гонконг — ювелирная столица Азии
В Гонконге UBM также конкурирует с местным организатором, на этот раз — с государственным учреждением Hong Kong Trade Development Council. В борьбе двух «гонконгских драконов» обе стороны нарастили такие силы и мускулы, что превратили город в ювелирную столицу Азии, а возможно — и всего мира.
Главное достижение компании UBM Asia Ltd. — выставка JGF Hong Kong Jewellery and Gem Fair, настоящий «ювелирный монстр» с сорокалетней историей. Дважды в год, в июне и сентябре, в Гонконг съезжаются тысячи профессионалов со всего мира.
В июне 2016 г. года выставка собрала 2,2 тыс. экспонентов и 25 тыс. посетителей-специалистов, в т. ч. 64% иностранных, на общей площади 70 тыс. кв. м (брутто).
Тремя месяцами позже, в сентябре, в Гонконг приехало свыше 3,6 тыс. экспонентов из 55 стран и около 58 тыс. посетителей, включая 70% зарубежных. Общая площадь достигла 135 тыс. кв. м. Прошли десятки бизнес-мероприятий, среди которых особое внимание привлек алмазный аукцион ведущей российской компании по добыче алмазов «АЛРОСА».
Все мероприятия UBM имеют постоянную прописку на площадке AsiaWorld-Expo & Hong Kong Convention & Exhibition Centre.
Совет по развитию торговли Гонконга (HKTDC) проводит в родном городе две масштабные ювелирные выставки. Главный проект HKTDC — Hong Kong International Jewellery Show, включая HKTDC Hong Kong International Diamond, Gem & Pearl Show, в этом году привлек 2,4 тыс. экспонентов (58% — зарубежных) и 49 тыс. посетителей (63,5% иностранцев). Площадь нетто составила 41 тыс. кв. м.
Китай ювелирный
В материковом Китае также идут затяжные позиционные бои между местными организаторами и вездесущими гостями из UBM, которым к настоящему времени удалось захватить внушительные плацдармы во всех регионах страны.
В выставках UBM Asia Ltd., согласно отчетам, участвует от 200 до 360 экспонентов. Компания организует три специализированные выставки: China International Gold, Jewellery & Gem Fair Shenzhen в Шенчьжене (2016: 332 экспонента и 9 тыс. посетителей); China International Gold, Jewellery & Gem Fair Shanghai (2015: 354 участника, 5 тыс. гостей); Hangzhou International Jewellery and Gem Fair в Ханчжоу (2014: около 200 экспонентов и 5 тыс. посетителей).
План мероприятий UBM Asia Ltd. включает также выставки Taiwan Jewellery & Gem Fair в Тайбее (2015: 270 экспонентов, 10 тыс. посетителей) и Singapore International Jewelry Expo в Сингапуре (2015: более 200 участников и 10 тыс. байеров).
Что на фоне успехов UBM делают китайские конкуренты? Немало.
Крупнейшую ювелирную выставку в восточном Китае Shanghai Jewelry проводят отраслевая ассоциация Gems & Jewelry Trade Association of China и компания Beijing Zhongbaoxie Exhibition Co. В мае 2016 г. на общей площади 42 тыс. кв. м свои стенды разместили свыше 1 тыс. экспонентов из 22 стран.
В Пекине та же ассоциация совместно с фирмой Jewelry Technology Administrative выступает устроителем выставки China International Jewellery Fair. В 2015 г. на площади 70 тыс. кв. м было построено около 4 тыс. стендов.
Еще одним заметным участником китайского «театра боевых действий» стала фирма Neway International Trade Fair Ltd. — организатор двух мероприятий в Шеньчжене и Пекине: в сентябре — Shenzhen International Jewellery Fair (2016: свыше 1 тыс. экспонентов и 40 тыс. байеров), в апреле — B.I.Jewel — Beijing International Jewellery Fair (2016: около 600 участников).
Александр Беляновский
«ИнформЭКСПО» — специально для журнала «Бизнес и Выставки»
История Baselworld началась с раздела часов на национальной промышленной выставке 1917 г. Специализированная выставка часов родилась в 1931 г., но лишь 42 года спустя на ее стендах появились ювелирные изделия
Конкурентная борьба на рынке ювелирных выставок в Японии обходится без местных игроков. Друг другу противостоят лишь глобальные компании UBM и Reed
Количество разного рода ювелирных выставок, шоу и экспозиций в США огромно. При этом все они нацелены на привлечение как деловой аудитории, так и самого широкого круга любителей драгоценностей
Международная выставка дизайнерских ювелирных изделий и часов JCK Las Vegas Show проходит ежегодно с 1992 г. с участием компаний со всего мира, включая ведущие мировые бренды. Организатор — Reed Exhibitions U.S. Устроители шоу в Лас-Вегасе крайне внимательно относятся к выбору времени проведения своего мероприятия. Так, в сентябре 2016 г. они разослали сообщение о переносе сроков выставки в 2017 г. в связи с тем, что ранее намеченные даты совпали с Шавуотом (праздником дарования Торы), который празднуют многие весьма уважаемые ювелиры Америки.