тел. (495) 223-42-15

Торговый разворот

Международная торговля, которая долгие годы была основным локомотивом мировой экономики, начинает терять темп. Причина тому  — череда экономических кризисов последних лет, обособление товарообмена в рамках регионов, провал попытки сгладить противоречия между странами в рамках ВТО. На авансцену мировой торговли выходят новые партнерства, которые, возможно, возьмут на себя роль новых объединителей мира.

В 90-е годы ХХ в. среднегодовые темпы развития международной торговли составляли от 6 до 9%. Она была одним из драйверов экономического роста в мире. Подъем Китая во многом произошел именно благодаря торговле.

Формированию и регулированию торговых отношений уделялось большое внимание прежде всего в рамках европейских объединений. Во второй половине ХХ века европейские страны подписали около 60 соглашений, регулировавших торговые потоки как в рамках континента, так и на евразийском пространстве.

В начале 2000-х годов темпы роста торговли снизились до 5%. Финансовый кризис 2008 г. и последующие экономические трудности привели к дальнейшему замедлению роста, который может составить в 2015 г., по предварительным оценкам, всего около 3%.

На фоне экономических сложностей на международную торговлю воздействовали и другие неблагоприятные факторы. Одним из них стало замедление или вообще приостановка либерализации торговых отношений. Страны стали проявлять большую озабоченность по отношению к развитию собственных рынков, стремятся сосредоточить товарообмен в рамках региональных объединений, где достигнуть согласованных позиций легче, чем в рамках глобальных организаций, например ВТО. Так, согласно исследованию Центра международной торговли, около трети всех интеграционных объединений в мире приходится на соглашения отдельных стран с зонами свободной торговли, а более половины составляют соглашения между двумя государствами, которые являются более простой и эффективно используемой формой взаимодействия.

Регионализм или глобализация?

Регионализм всегда был присущ международной торговле. Именно в этом русле были созданы в разное время Общий рынок (Common Market) в Европе, Североамериканская организация свободной торговли (NAFTA), Южный общий рынок (MERCOSUR) в Латинской Америке, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN). В настоящее время 15 африканских стран ведут переговоры о создании организации свободной торговли в Африке.

Однако последние события на арене международной торговли говорят о том, что период создания узкорегиональных торговых объединений, судя по всему, уходит в прошлое. На очереди новые трансрегиональные объединения, которые ставят себе целью выработку единых правил и стандартов торговли, с чем, судя по всему, ВТО не справилась.

Последним примером возникновения новой межрегиональной структуры стало подписание в октябре 2015 г. соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TТП). Целью этого договора является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе с участием 12 государств: Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США, Чили, Японии. По прогнозам, она будет охватывать примерно 40% объема мировой торговли. А это может стать началом новой глобализации.

Главным инициатором данного соглашения были Соединенные Штаты. Сразу после подписания договора президент Обама заявил: «Когда более 95% наших потенциальных клиентов живут за пределами наших границ, мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила сами, открывая новые рынки для американской продукции и устанавливая высокие стандарты для защиты наших граждан и сохранения окружающей среды. Достигнутое соглашение обеспечит это».

На подходе еще одно мегаобъединение — соглашение о зоне свободной торговли между США и Европейским Союзом. Численность населения этой зоны составляет 800 млн человек, причем это наиболее развитая в экономическом отношении часть мира, в которой проживают потребители с высоким уровнем требований. На долю стран этого объединения приходится 45% мирового валового продукта и 42% мирового экспорта.

Активным игроком в мире торговых объединений становится Евразийский экономический союз. В начале 2015 г. появились сообщения о создании зоны свободной торговли ЕЭС с Китаем, что может существенно повлиять на конфигурацию торговых отношений в азиатском регионе (Китай не вошел в состав ТТП). На повестке дня стоят также соглашения с Индией, Израилем и Египтом.

Транснациональные корпорации

Важным фактором, влияющим на развитие международной торговли, является товарообмен в рамках транснациональных корпораций. На его долю приходится около трети мирового товарооборота. В дополнение к этому почти половина товарообмена приходится на компании, так или иначе связанные с ними. Таким образом, около 80% мировой торговли происходит благодаря деятельности транснациональных корпораций. В последние годы они способствовали расширению торговли в рамках внутрифирменного обмена и распространению так называемых глобальных производственных цепочек, по которым товары, перемещаясь между странами, проходят сложный путь от сырья через полуфабрикаты до готовых изделий. Появление таких цепочек стало возможным благодаря прогрессу в области транспорта и связи, что резко снизило издержки в трансграничной торговле. Это позволило перейти от специализации на готовых изделиях к производству компонентов или выполнению отдельных производственных операций, что через привлечение иностранных инвестиций и освоение новейших технологий вызвало существенное расширение экспорта. Сегодня ни одна из развитых стран мира не стремится сосредоточить на своей территории полный цикл производства всего и вся — подобная автаркия ведет к снижению эффективности экономики в целом, потере конкурентоспособности, сворачиванию международной торговли, а вместе с ней и ВВП.

Распространение глобальных производственных цепочек привело к появлению более высокой степени интеграции торговых партнеров и способствовало появлению преференциальных торговых соглашений нового типа, касающихся не только торговли, но и стандартов, инвестиций, охраны интеллектуальной собственности, политики в области конкуренции. Это породило противоречия между новыми преференциальными соглашениями и многосторонней торговой системой, которую продвигает ВТО.

Оптимизма нет

Несмотря на совершенствование технологий, многочисленность торговых соглашений, темпы роста международной торговли сокращаются. Согласно последнему докладу ВТО, мировой экспорт товаров в 2013 г. составил 18,8 трлн долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом всего на 2,2%, что значительно медленнее, чем в предшествовавшее кризису 2008–2009 гг. двадцатилетие, когда среднегодовые темпы роста равнялись 6%. В 2014 г. темп сохранился на том же уровне, что и в 2013 г.

Главными причинами этого называют замедление развития мировой экономики в целом и прежде всего затянувшуюся рецессию в Евросоюзе, а также нестабильность мировой финансовой системы.

Как итог два года подряд не наблюдается опережающего роста торговли по сравнению с мировым ВВП, тогда как, начиная с 90-х годов, она увеличивалась вдвое быстрее, чем мировая экономика. ВТО снизила прогноз темпов роста мировой торговли на 2015 г. с 3,3 до 2,8%, а на 2016 г. — с 4 до 3,9%.

Если эти прогнозы станут реальностью, как говорится в докладе ВТО, то 2015 г. будет «четвертым подряд годом с темпами роста мировой торговли ниже 3%, сравнявшись практически с темпами роста мирового ВВП».

Рождение новых торговых мегаобъединений, возможно, повернет этот процесс вспять.

Борис ПАВЛОВ

Увеличение мирового производства на 10% сопровождалось в 90-е годы 15%-м ростом мировой торговли

В настоящее время объем международной торговли составляет около 25% валового мирового продукта

Сегодня ни одна из развитых стран мира не стремится сосредоточить на своей территории полный цикл производства товаров

Быстрее и проще

Рост международной торговли поставил на повестку дня совершенствование методов транспортировки и обработки грузов. С середины 50-х годов ХХ в. широкое распространение получила перевозка товаров в контейнерах, что было названо «контейнеризацией». Следующим этапом стала состыковка морского и сухопутного этапа транспортировки. Это привело к созданию специальных портовых терминалов, позволяющих с наименьшими затратами времени перегружать контейнеры с морских судов на железнодорожные платформы или автомобили и наоборот. Новые погрузочно-разгрузочные технологии стимулировали существенный рост оборота в портах. По оценке одного из крупнейших в мире портовых операторов, компании DP World, прохождение грузов через такие терминалы увеличивается в последнее время ежегодно на 7%.

Барак Обама о Транстихоокеанском партнерстве:

— Когда более 95% наших потенциальных клиентов живут за пределами наших границ, мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила сами, открывая новые рынки для американской продукции и устанавливая высокие стандарты для защиты наших граждан и сохранения окружающей среды. Достигнутое соглашение обеспечит это.