тел. (495) 223-42-15

Сотрудничество важнее конкуренции

Недавно после более 5 лет переговоров было подписано международное соглашение, которое окажет большое влияние на облик мировой экономики уже в ближайшие годы. Создание Транстихоокеанского партнерства — ТТП (Trans-Pacific Partnership — TPP) представляет собой новый этап в мировом интеграционном процессе.

Участниками Транстихоокеанского партнерства стали США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Австралия и Новая Зеландия. Практически сразу после известий о подписании этого соглашения о своей заинтересованности в присоединении к нему официально сообщили Тайвань, Колумбия, Филиппины и Южная Корея. Надо полагать, что они не будут последними в числе желающих.

Примечательно, что весть о соглашении ТТП пришла на фоне ожиданий подобного же результата на переговорах о создании Трансатлантического партнерства между США и ЕС. Таким образом, в ближайшее время мир станет свидетелем образования новых структур экономического сотрудничества, членами которых являются участники действующих интеграционных группировок на американском, европейском и азиатском континентах, в Тихом и Атлантическом океанах. Это новый шаг в мировых интеграционных процессах.

Соглашение о создании ТТП предусматривает создание зоны свободной торговли, охватывающей группу стран, на которые приходится 40% мирового ВВП и треть мировой торговли, а когда вступит в силу соглашение о Трансатлантическом партнерстве, на участников обеих структур придется 86% мирового ВВП и подавляющая часть мировой торговли. Обращая внимание на эти цифры, аналитики дают нам понять, куда направлен главный вектор развития мировой экономики.

Данные соглашения демонстрируют чрезвычайно важную закономерность мирового экономического развития, которая состоит в том, что сотрудничество важнее конкуренции. Они еще раз подтверждают, что при сохранении конкуренции как принципа хозяйственной деятельности главный вектор мирового экономического развития направлен на создание в перспективе единой глобальной экономики, объединяющей разные, отличающиеся самобытностью страны.

Бросается в глаза, что участники указанных соглашений уже входят в интеграционные группировки. Поэтому напрашивается вывод о том, что управляющие органы ЕС, НАФТА и АТЭС оказались не готовы для принятия программы взаимного экономического сотрудничества, в то время как США, которые явно играют в этих соглашениях роль первой скрипки, вовремя уловили ветер перемен. И конечно, не следует противопоставлять эти соглашения ВТО, поскольку эта организация ориентирована на обеспечение благоприятных условий в международной торговле для всех входящих в нее стран, но не для устройства отдельных зон свободной торговли.

Можно предположить, что непосредственной причиной, побудившей США к присоединению и последующему продвижению этих соглашений, стал крупный дефицит торгового баланса (в 2005–2014 гг. в среднем 700 млрд долл. ежегодно), главный вклад в который вносят Китай, ЕС и Япония. Поскольку от импорта только из Китая потери рабочих мест в США оцениваются примерно в 2,5–2,7 млн единиц ежегодно, можно понять стремление США потеснить конкурентов на мировых рынках и восполнить указанные потери за счет увеличения экспорта.

Но и другие страны оценили потенциальные выгоды для роста своей экономики в результате создания новой зоны свободной торговли, где масштабы участия измеряются континентами. Кризис 2008–2009 гг. и последующие турбулентные годы с вялым ростом в США, долговыми кризисами в ЕС, застоем в Японии показали, что мировой экономике требуются новые условия для преодоления возникших пределов роста. Расширение масштабов международной торговли за счет дальнейшей либерализации может стать одним из таких условий.

На фоне позитивных ожиданий существуют и тревожные оценки. Некоторые экономисты предрекают, например, сокращение ВВП и экспорта ЕС в результате американской экономической и торговой экспансии и оттеснения европейских конкурентов на мировых рынках. Есть и противоположные оценки, обещающие участникам соглашения многомиллиардные выгоды. Поэтому, если отвлечься от обычных антиамериканских заклинаний и полагать, что другие участники соглашений далеки от роли статистов, а также припомнить уже накопленный опыт создания зон свободной торговли, следует ожидать, что свои выгоды получат от указанных соглашений все их участники.

Особняком стоит вопрос о Китае. Отсутствие Китая в составе участников ТТП вполне  объяснимо. За прошедшие полтора десятилетия Китай не только в несколько раз увеличил свой экспорт, в том числе в США, но и стал все более отчетливо превращаться в крупнейший региональный экономический центр, к взаимодействию с которым тянутся соседние страны. Со многими из них складываются прочные связи по линии промышленной кооперации. Кроме того, возрастающее богатство Китая привлекает к нему соседние страны как к важному сегодня, но особенно в перспективе, рынку сбыта. Тем самым Китай во всё большей степени выступает как локомотив экономического роста в регионе и приобретает всё большее значение в этом качестве в масштабах мировой экономики.

Пока шли переговоры по ТТП, Китай предпринимал активные усилия по продвижению проекта «Шелковый путь», расширению и усилению экономического взаимодействия со странами, способными стать партнерами в этом проекте. США как торговый конкурент Китая в ареале АТР настороженно относятся к росту его влияния в регионе. Не в меньшей степени обеспокоена этим и Япония, которая может противопоставить Китаю только роль центра научно-технического прогресса и источника инвестиций. Другими словами, через призму отношений с Китаем в регионе проходит линия столкновения двух принципов экономического роста: экстенсивного и интенсивного. Реализация ТТП призвана существенно повысить значение интенсивных факторов роста.  Роль этих факторов в обеспечении прогресса экономики Китая через сотрудничество с США и Японией, а также возможность сбыта на рынке США как двигатель роста остаются для Китая первостепенными. Следует полагать, что с учетом этих факторов Китай будет искать приемлемые формы сотрудничества с участниками ТТП по линии сближения условий и последующего присоединения к этому соглашению.

И конечно, равнодушной к этим соглашениям не может оставаться Россия. Сейчас для выгодного сотрудничества со странами Азии и АТР роль России как географического моста уже недостаточна, хотя перспективы возрастания масштабов использования северного морского пути, а также участие в создании железнодорожной ветви «Шелкового пути» вместе с Казахстаном и Китаем открывают новые возможности. Недостаточными для устойчивой и влиятельной экономической позиции России в Азии и АТР также являются возможности поставок из России энергетических ресурсов. И конечно, не следует противопоставлять формирующуюся и находящуюся только в начале интеграционного пути ЕАЭС возникающей в регионе новой интеграционной структуре. Напротив, России следует искать формы взаимодействия со странами-участницами ТТП, да и зреющего Трансатлантического партнерства по линии промышленного сотрудничества и кооперации в области производства продукции высоких технологий. Это путь конкурентной борьбы, но иного не дано. Нынешние санкции против России — дело временное, а движение экономической глобализации — это генеральная линия развития мировой экономики.

Михаил ПОРТНОЙ, д. э. н., профессор, руководитель Центра внешнеэкономических исследований Института США и Канады РАН

Главный вектор мирового развития направлен на создание в перспективе единой глобальной экономики, объединяющей разные, отличающиеся самобытностью страны

США, которые явно играют в соглашениях о Транстихоокеанском и Трансатлантическом партнерствах роль первой скрипки, вовремя уловили ветер перемен

Потери рабочих мест в США от импорта из Китая оцениваются примерно в 2,5–2,7 млн единиц ежегодно

Страны-участницы ТТП оценили потенциальные выгоды от создания новой зоны свободной торговли, где масштабы участия измеряются континентами

Для выгодного сотрудничества со странами Азии и АТР роль России как географического моста уже недостаточна

Изначально ТТП начиналось как подписанное в 2005 г. соглашение между Сингапуром, Брунеем, Новой Зеландией и Чили с целью содействия созданию зоны свободной торговли и инвестиций в регионе АТЭС. Дальнейшее развитие идея получила после подключения США и других стран.

Конкретные положения ТТП продолжают уточняться и редактироваться, окончательный текст будет обнародован позднее. Соглашение предусматривает снижение тарифных барьеров в торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами; дальнейшее усиление прав интеллектуальной собственности, включая продление сроков авторских прав; расширение торговли услугами и другие меры, создающие новые стимулы сотрудничества. Соглашение должно быть ратифицировано странами-участницами.